'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 5
  4. Научная статья № 51

Просмотры  33 просмотров

Карлова У.А.

  


РАЗВИТИЕ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ *

  


Аннотация:
в статье раскрывается понятие «буквенный гнозис», дается описание основных упражнений, развивающих оптико-пространственное мышление и способствующих запоминанию графического образа букв.   

Ключевые слова:
гнозис, пространственное восприятие, оптический анализ, оптический образ букв, графема, дисграфия   


У школьников с дисграфией наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.Буквенный гнозис – способность распознавать символические знаки (буквы, цифры). Буквенный гнозис, узнавание и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.Оптическая дисграфия и дислексия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной этого является неточное, нечёткое восприятие букв, неустойчивость представлений о них. Оптическая дисграфия в чистом виде встречается редко, но ее элементы часто сочетаются с другими формами. Чаще всего она является одной из составляющих сложной дисграфии.Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать фонетический образ звука с графическим образом.Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:восприятие общей формы буквы,изучение состава буквы (её элементов и их расположения),сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.В своей работе использую различные игры и упражнения для формирования буквенного гнозиса.Моделирование букв:Выложить букву из спичек, счётных палочек, конструктора, пуговиц, камешков, мозаики и других мелких предметов.Слепить букву из пластилина, солёного теста.Сделать букву из проволоки.Выложить букву с помощью верёвочки на бархатной бумаге – «ниткография».Изобразить букву при помощи резиночек на математическом планшете.Упражнение «На что похожа буква?» Полезно сравнивать букву с каким-нибудь предметом. Для этого задаю вопрос «На что похожа буква М?» И сразу у детей начинают включаться мыслительные центры. Они могут увидеть, качели, ушки кота, половину бантика, клюв птицы.Упражнения «Стань буквой», «Пальчиковая азбука» - зрительно-пространственный образ буквы, созданный с помощью тела или пальцев рук. Использую как динамическую паузу и сочетаю со стихотворениями, которые дают целостное описание зрительного образа буквы или способствуют развитию фонематического восприятия. Например, покажи букву, когда услышишь заданный звук.Использую различные упражнения на нахождение букв «Зашумленные буквы», «Найди букву» – нахождение букв на сюжетной картинке, «Кольчуга» – в древних кольчугах потемнели колечки и проступили буквы. Назови их. «Раскрась фрагменты с буквой …», «Раскрась только букву», «Найди все спрятавшиеся буквы» и т.п.Упражнения на развитие пространственного мышления: «Половинки» – дорисуй буквы, «Какая буква в окошке», «Разрезные буквы», «Вылечи букву» — это упражнение можно проводить не только на бумаге, но и на песке или доске.Еще одно интересное упражнение, развивающее пространственное мышление, «Сложи фигуру из семи палочек» – палочки сложены в виде цифры 8, затем предлагаются задания:убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О,убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, Н, Ь, У, Р,убери три палочки так, чтобы получились буквы С, Ч,убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г,переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.«Узор из букв» – ведущий берет лист бумаги и складывает его вчетверо. Потом рисует на нем любую букву так, чтобы она занимала всё пространство и боками «упиралась» в края четвертинки. Линии обязательно толстые, не меньше одного сантиметра. После этого ведущий вырезает букву, а затем — разворачивает лист. Задача остальных игроков — отгадать, из какой буквы получился узор. Чтобы проверить свое предположение, тот, кто отгадывает, должен сложить узор вчетверо и убедиться, что дал верный ответ. Предлагаю детям задания со словами: «Разнобуквица – составить слово из букв разного размера или шрифта, «Прочитай слова», «Распутай слово», «Собери пирамидки» и т.п.Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание детей к особенностям начертания букв, к имеющимся в них сходствам и различиям. Таким образом, развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений и их речевых обозначений способствует запоминанию образа букв у младших школьников с дисграфией.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Карлова У.А. РАЗВИТИЕ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ // Вестник науки №3 (72) том 5. С. 320 - 324. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13579 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13579



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.