'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 5
  4. Научная статья № 50

Просмотры  51 просмотров

Злыгостева В.Ю., Косенко Н.А.

  


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема формирования художественных навыков, как процесс непрерывного познания человеком окружающей среды, способность не просто оценить и описать картины окружающего мира, но и отобразить его красоту самостоятельно в процессе создания собственных пейзажей.   

Ключевые слова:
художественная культура, художественный вкус, художественный навык, эстетическое воспитание, пейзаж, изобразительная деятельность, творческие способности   


Важным аспектом в развитии художественных навыков учащихся детской художественной школы является пленэр. Пленэр – это продолжение учебных знаний по рисунку, живописи и композиции, следовательно, он позволяет создать все условия для расширения кругозора учащихся, помогает развить творческое мысление и самовыражение. Целью данной статьи является доказательство важности пейзажной живописи для развития художественных навыков учащихся детской школы искусств. На занятиях по дисциплинам изобразительного цикла одной из главных задач является развитие художественных навыков. Навык – это усвоенная способность выполнять действие с определенными результатами и хорошим исполнением часто в течение заданного количества времени, энергии или того и другого, формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Таким образом, художественные навыки – это совокупность знаний и умений человека в художественной сфере. К ним относятся:– использование средств художественной выразительности в изобразительной деятельности,– анализ формы, конструкции, пространственного расположения, тональные отношения, цвет изображаемых предметов,– умение добиваться образной передачи действительности,– сознательно применять законы наблюдательной перспективы, художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.Пленэр – одна из самых эффективнах средств для развития творческого мышления и художественных навыков детей, которое формирует: Умение нестондартно мыслить,Творческую активность,Умение создавать уникальные продукты деятельности,Эстетическое отношение к окружающему миру.Пленэр (от французского plein air — «открытый воздух») — это техника написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. Пленэр, в отличие от традиционной студийной живописи, позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры. На пленэре учащиеся осваивают художественные особенности работы над пейзажем, участся грамотной компановке и последовательности выполнения рисунков и живописных этюдов с натуры, а также учатся решать поставленные педагогом задачи . Есть прямая взаимосвязь между процессом изучения натуры и совершенствованием художественных навыков юного художника, между процессом изучения окружающей среды и формированием творческой личности. Занятия пленэром формируют у детей необходимые для учебы навыки:- наблюдательность. Никогда не знаешь заранее, что можно встретить на природе, по этой причине часто приходится в кротчайшие сроки выбирать ракурс, композицию, мотив и технику для создания полноценной, грамотной работы. - систематизация. Формируется умение делять самое главное и важное, убирать второстепенное, подчеркивать наиболее выразительные детали. -быстрота реакции. Пленэр учит ребенка работать четко, быстро, без промедлений, ухватырать изменчивое состояние природы, запоминая при этом важные детали. -целепологание. Умение постоянно оценивать этапы своей работы, каждый штрих и мазок для создания целостного образа. Через пейзажную живопись человек может выразить свои мысли, чувства и эмоции, а также осознать и понять окружающий мир. Она помогает развить эстетическое восприятие и понимание искусства, а также способность анализировать и интерпретировать произведения искусства. Она также способствует развитию творческого мышления, интеллектуальных способностей и креативности. Она помогает развить воображение и фантазию, а также способность к инновационному мышлению.В целом, изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности, способствуя формированию и развитию различных качеств и навыков, а также способности к самовыражению и самореализации.Основой формирования мировоззрения ребенка, становления его личности является способность видеть и понимать информацию, в частности, насыщенную эстетически информацию, которая является частью культурной среды. Предпосылками развития способности к эстетическому восприятию выступают интерес и повышенная эмоциональная чувствительность детей, то есть эстетическая восприимчивость.Проблема развития у учеников детских школ искусств художественных навыков посредством пейзажного жанра является актуальной в теории и методике обучения изобразительному искусству. Изучение специфики педагогических технологий подводит к выявлению особых педагогических условий, которые развивают художественные навыки учащихся школы искусств. Важным является факт противоречия между потребностью в высоком качестве автоматизации художественных навыков, полученных в процессе обучения в школе искусств и использовании эффективных методов, стимулирующих проявление природной потребности учащихся в реализации творческих качеств и способностей в искусстве пейзажной живописи. [1]В последние годы в отечественной и зарубежной педагогике вырос интерес к проблемам теории и практики эстетического воспитания, проблемам формирования всесторонне развитй, духовно богатой личности. В этой связи пейзаж играет ведущую роль благодаря его уникальной способности комплексно влиять на духовный мир человека.Изображение природы дает возможность раскрывать перед учениками богатые художественно познавательные возможности, учить школьников воспринимать через образы художественных произведений окружающий мир, получать от рисования глубокое эстетичное наслаждение. [3]В современных исследованиях подчеркивается существенная роль произведений живописи в формировании художественно-эстетической культуры личности, развития представлений об искусстве в целом. В данной статье мы делаем акцент на том, что одним из важных жанров в живописи, который используется как средство в процессе формирования и закрепления художественных навыков у учащихся детских школ искусств, является пейзаж. Данный процесс позволяет раскрывать перед учащимися школ искусств богатые художественно-познавательные возможности, обучать воспринимать через образы картин окружающий мир, получать от рисования эстетическое наслаждение. Изобразительное искусство рассматривают как целостный феномен художественной деятельности гармонично развитой личности. Поэтому искусство пейзажного жанра является источником комплексных эстетических знаний, основой для формирования совершенной личности ребенка.Для развития художественных навыков средствами пейзажной живописи используются различные методы и приемы. На примере произведений художников (И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, И.К. Айвазовский) следует отметить, что в картинах природы отображается мировоззрение художника, а также национальные особенности восприятия мира. Слово «пейзаж» в переводе с французского означает «природа», а в изобразительном искусстве так называют жанр, посредством которого художник изображает на холсте окружающую человека природную или преобразованную им самим среду. [4] Ощущение красоты природы, окружающих людей, вещей, вызывает у школьника эмоционально насыщенные психические состояния, расширяет кругозор, развивает мышление, память, внимание и другие качества личности. Изображение природы без сомнения эмоционально и эстетически влияет на детей и является очень близким жанром для них, в первую очередь из-за возможности наблюдать различные состояния и явления природы. В первую очередь, это проявляется в высказываниях детей, их словесно – образных характеристик пейзажных образов. Планируя занятия по рисунку и живописи с учащимися школы искусств, педагогам следует учитывать три уровня эстетического восприятия детьми произведений искусства, в частности пейзажной живописи [5]На первом, самом низком уровне ребенок восхищается увиденным на картине, его радует разнообразие и насыщенность красок. Мотив оценки носит в большей степени предметный, иногда – практический характер. На втором уровне у младших школьников развивается способность не только воспринимать произведение, но и осознавать эстетические качества, которые делают картину привлекательной для них. Оценка при этом имеет элементарно-эстетический характер. Дети учатся оценивать цветовые переходы, сочетания, формы, отдельные композиционные приемы. На третьем, высоком уровне художественно – эстетического восприятия в процессе формирования художественных навыков, школьники могут воспринимать не только внешние характеристики явлений природы, но и внутренне содержание художественного образа произведения.Таким образом, главной задачей педагогов в системе формирования художественных навыков на занятиях в художественных школах, является научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности, средствами пейзажной живописи. В организации педагогической работы с целью формирования художественных навыков необходимо учитывать особенности эстетического восприятия пейзажа детьми, а именно его художественную ценность, эмоциональность. Субъективная оценка является очень важной для развития ценностно-эмоционального отношения к искусству и в дальнейшем приводит к развитию определенных художественных навыков и умений самостоятельно изображать мотивы природы, городской среды, одним словом, все то, что относится к жанру пейзажа. Итак, изучение пейзажа в детской художественной школе является важным аспектом в эстетическом воспитании школьников. Данный жанр изобразительного искусства может помочь ученику творчески воспринимать природу. Благодаря пейзажу дети начинают более детально видеть явления окружающего мира, родной природы. Эти особенности позволяют осуществлять эстетическую, воспитательную, образовательную функции при обучении подрастающего поколения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Злыгостева В.Ю., Косенко Н.А. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ // Вестник науки №3 (72) том 5. С. 312 - 319. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13578 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13578



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.