'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 5
  4. Научная статья № 46

Просмотры  24 просмотров

Чупаков Р.Р.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению актуальных проблем современных миграционных процессов, происходящих как в России в целом, так и в ряде других стран. Проанализированы процессы формирования и современного состояния миграционного законодательства, выявлены проблемы правового регулирования. Наличие необходимости в усовершенствовании регулирования миграционных процессов оказало влияние на внесение предложения по систематизации законодательства в сфере миграции в РФ.   

Ключевые слова:
миграция, миграционный процесс, проблемы регулирования миграционных процессов   


Миграция, являясь формой социальной адаптации людей к изменяющимся жизненным условиям общества, в силу влияния экономических, социальных, военно-политических факторов динамика роста территориальных перемещений продолжает сохраняться не только в отдельных населенных пунктах и районах, но и в ряде целых стран и континентах. Миграционные процессы имеют мировой масштаб и характерны для Российской Федерации. Ежемесячно ГУ МВД РФ предоставляет сведения об основных показателях миграционной ситуации в России. Так, за январь - декабрь 2023 года, количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства увеличилось на 26 % по сравнению с аналогичными данными за 2022 год, на миграционный учет было поставлено более 16 870 000 иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе 96,7 % из них - по месту пребывания, 3,3% - по месту жительства. С целью трудоустройства переселились в РФ 72 % из общего количества лиц, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, 21 % - с частными или иными целями, 5 % - с целью обучения и 2 % - с целью туризма. Вместе с тем на 39 % увеличилось и количество снятых с миграционного учета, которое составило в 2023 году 14 525 000 человек против 10 449 000 человек в 2022 году. Одновременно понизилась численность лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства РФ, так, в 2023 году оно составило лишь 691 000 по сравнению с аналогичным периодом 2022 года - 735 000. Массовость миграции с одной стороны позволяет улучшить демографические показатели страны, с другой - создает угрозу для общественного порядка и национальной безопасности, становятся причиной разрастания конфликтов на этнокультурной и религиозной почве и создания социальной напряженности в целом. В связи с этим контроль миграционных процессов для многих государств является одним из острых и основополагающих, роль которого не стоит приуменьшать на данном этапе мирового развития. В современной России ориентиры в развитии миграционной политики и законодательства значительно преобразились. Так, если в 1990-е годы основным направлением было правовое регулирование вынужденной миграции, то сегодня государственная миграционная политика сосредоточена на правовом регулировании трудовой миграции, решении проблемы нелегальной миграции, обеспечении полной и надежной системы миграционного учета, в целях обеспечения национальной безопасности, а также особое внимание уделяется улучшению демографических показателей за счет миграционного потока. С 1991 г. гражданам бывшего СССР нужна была программа поддержки соотечественников при вынужденном перемещении, но появилась она лишь спустя 15 лет, еще тогда значительная часть вопросов регулировалась с опозданием. Более того, в начале XXI века при росте трудовой миграции из-за недостатков в реализации миграционной политики в течение долгого времени огромное количество трудовых мигрантов работало без соответствующих разрешений. Как указано в Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 - 2025 годы «эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования, а также от практического применения миграционного законодательства Российской Федерации». Согласно этой Концепции, усовершенствование миграционного законодательства РФ означает прежде всего установление простых, понятных гражданам и исполнимых норм, отвечающих целям, задачам и принципам миграционной политики, свободных от административных барьеров и обусловленных ими издержек.В то же время миграционное законодательство России не совсем соответствует нынешним и будущим потребностям социального, экономического и демографического развития, интересам нанимателей и российского общества в целом. Проблемы несовершенства действующей системы управления миграционными процессами существуют в различных сферах регулирования миграционных правоотношений и связаны с разного рода аспектами. В одном случае связано с отсутствием четкого правового регулирования и наличием правовых коллизий, в другом - с вопросами технико-юридического характера, проблемами фактического применения миграционного законодательства. Накопленные знания о миграционных правоотношениях, разработанные и обоснованные научные положения в сфере регулирования миграционных процессов до сих пор не систематизированы. Необходим взвешенный подход к регулированию миграционных потоков, а также необходимо дифференцированно определять статус различных категорий мигрантов. Важно пресекать миграцию как фактор, угрожающий национальной безопасности, и осуществлять международное и межгосударственное сотрудничество в сфере миграции.На протяжении многих лет законодательство РФ в области миграции носило охранительный (запретительный) характер, возводящий труднопреодолимые преграды на пути иностранных лиц в виде усложненного доступа к процедуре получения гражданства. Учитывая прогнозы зарубежных специалистов, экспертов ООН, независимых отечественных демографов, Росстат России о тяжелой демографической ситуации в стране, нам не обойтись без иммигрантов. С полной уверенность можно сказать, что самым дефицитным ресурсом государства будет не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный. Рынок труда будет чрезвычайно благоприятным для трудоустройства, что свидетельствует об отчаянной потребности в иммигрантах. Нынешняя ситуация такова, что Россия в XXI веке по интенсивности привлечения иностранных лиц может стать Америкой XX века. Источниками мигрантов в РФ могут стать большинство стран. Для получения квалифицированной рабочей силы необходимо обучать иммигрантов в России, причем на полном содержании и с условием обязательной отработки по своей специальности.В марте 2020 года президент В.В. Путин предложил реформировать миграционные режимы и институт гражданства в России. По его мнению, действующие нормы в данной сфере недостаточно ясны и унифицированы, а информационные технологии используются не на высшем уровне. В ходе прямой линии он также заявил, что Россия «должна пойти по пути либерализации всего, что связано с сферой приобретения российского гражданства», чтобы решить демографические проблемы в стране.28 апреля 2023 года Владимир Путин подписал новый федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Данным законом систематизированы подходы к регулированию отношений, связанных с приобретением и прекращением гражданства РФ. В то же время, совершенствование и развитие миграционного законодательства осложняется постоянным «раздуванием» Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который в свою очередь обеспечивает интегрирование всех иных нормативно-правовых актов в сфере миграции в единую систему. Тем не менее, он создает основу для систематизации миграционного законодательства выстраивая определенную и эффективную систему законодательства по управлению миграционными процессами с действующим государственно-правовым инструментарием. В качестве выполнения поручения президента, МВД России в основе вышеуказанного нормативно-правового акта представил проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». В нем предполагаются значительные изменения действующей системы въезда в РФ. В данном проекте не предусматривается разрешение на временное пребывание (РВП) - документ, который дает иностранцу право легально жить и работать на территории России не меньше года, чтобы получить вид на жительство (ВНЖ). Вместо этого проект МВД России предлагает внедрить три миграционных режима в стране: режим краткосрочного пребывания (не более 90 суток в течение календарного года), режим долгосрочного пребывания (свыше 90 суток суммарно в течение года, но без ВНЖ) и режим постоянного проживания. Кроме того, мигрантам предоставляется возможность смены цели пребывания без выезда за пределы РФ. В законопроекте говорится о создании электронного реестра работодателей и реестра иностранных работников. При этом иностранцы будут вправе осуществлять трудовую деятельность как у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и у физических лиц, уплачивая налог на доходы физических лиц, в виде фиксированной суммы. Кроме того, не только граждане ЕАЭС, а все иностранцы смогут работать в качестве самозанятых. Таким образом, исходя из существующей концепции правового регулирования, данный законопроект выступает в качестве аналога Миграционного кодекса РФ как необходимость для обеспечения внутрисистемной связи и зависимости нормативно-правовых актов в процессе совершенствования правового регулирования. В то же время он поможет устранить правовые пробелы в нормах миграционного законодательства, упростить правоприменительную практику путем объединения блока нормативно-правовых актов. В результате, все это позволит добиться усовершенствования правового регулирования миграционных процессов в соответствии с современными потребностями.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Чупаков Р.Р. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №3 (72) том 5. С. 286 - 292. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13574 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13574



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.