'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 5
  4. Научная статья № 30

Просмотры  16 просмотров

Сухарев А.Д.

  


РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ СЛУЖБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе разработка мероприятий по введению службы экономической безопасности предприятия в обеспечении его конкурентоспособности   

Ключевые слова:
экономическая безопасность, конкурентоспособность предприятия, службы экономической безопасности   


Конкурентоспособность считается главным фактором успеха в современных условиях рынка, в то время как эффективная экономическая защита выступает как основа для формирования устойчивого конкурентного преимущества любого предприятия. Сегодняшний уровень экономической безопасности предприятия должен обеспечивать его стабильное положение на рынке, а также способствовать непрерывному развитию и внедрению инноваций.Соблюдение требований федерального законодательства позволяет компаниям защищать свои интересы и эффективно действовать в условиях конкуренции. Это включает в себя проведение прогнозирования, анализа и оценки рисков, а также использование комплекса мер для предотвращения угроз и минимизации негативных последствий, которые могут подорвать конкурентоспособность компанииДля достижения необходимого уровня экономической безопасности важно оперативно реагировать на появление угроз и предвидеть потенциальные риски. Угрозы, с которыми предприятия могут столкнуться, можно разделить на две категории по степени вероятности их реализации: реальные и потенциальные. Они присутствуют во всех областях финансово-хозяйственной деятельности компаний. Для определения угроз и установления приоритетов в системе обеспечения экономической безопасности необходимо, чтобы концепция безопасности организации включала в себя перечень конкретных угроз и опасностей.Уровень экономической безопасности компании определен тем, насколько умело ее руководство и специалисты могут противодействовать потенциальным угрозам и минимизировать вредные последствия негативных факторов, возникающих как внутри, так и вне предприятия. Для эффективного функционирования экономического субъекта необходимо регулярно и оперативно проводить комплексную оценку угроз экономической безопасности Проведем мониторинг реальных и потенциальных угроз предприятия ПАО «Тюменские моторостроители» в таблице 3.1. Таблица 3.1. Реальные и потенциальные угрозы ПАО «Тюменские моторостроители». Потенциальная угроза представляет собой вероятность появления опасности, возможность нанесения вреда, в то время как реальная угроза характеризуется как завершенное явление, которому не хватает лишь нескольких условий или факторов для нанесения ущерба. Эффективность мероприятий будет определяться системным подходом и комплексной организацией. Вопросы, связанные с угрозами, их прогнозированием, управлением и предотвращением, играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности предприятия и его конкурентоспособности. Негативная динамика развития предприятия тесно связана с недостаточным уровнем оценки и прогнозирования внешних и внутренних рисков. Опыт как российских, так и западных компаний свидетельствует о том, что низкая конкурентоспособность чаще всего связана с серьезными ошибками в управлении.Давай рассмотрим, какие отделы занимаются предотвращением угроз экономической безопасности в ПАО «Тюменские моторостроители» в таблице. На данный момент в компании отсутствует специализированная служба экономической безопасности, хотя есть много предпосылок для ее создания и выделения как отдельного структурного подразделения. Из таблицы 3.2 видно, что некоторые обязанности, которые обычно лежат в компетенции службы экономической безопасности, выполняются другими отделами организации.Таблица 3.2. Функции структурных подразделений предприятия по обеспечению экономической безопасности. Ревизионная комиссия на предприятии отвечает за проверку правильности анализа финансовой деятельности фирмы. Эти обязанности входят в компетенцию службы экономической безопасности, что позволяет включить ревизионную комиссию в состав этой службы. Для обеспечения экономической безопасности функции бухгалтерии резервируются в соответствии с этим соотношением. Однако в данном контексте работа направлена на решение конкретных проблем с применением более всестороннего подхода по сравнению с задачами бухгалтерии. Отдел кадров отвечает за проверку сотрудников и контрагентов. Если предприятие проявляет недостаточную бдительность и контрагент не выполняет свои обязательства перед Федеральной налоговой службой, включая уплату налогов и представление отчетности, ему могут быть применены санкции.Недостаточная информированность при выборе контрагента может привести к отказу в возможности вычета НДС, а также к аннулированию расходов, наложению штрафов и пеней. Сотрудники отдела экономической безопасности занимаются снижением таких рисков, защищая компанию от мошенников, лиц, находящихся в розыске, банкротов и фирм-однодневок. Они обеспечивают безопасность предстоящих сделок, предотвращают потенциальные финансовые убытки, избегают невыполнения обязательств и судебных разбирательств.Одной из ранее неадресованных задач является анализ и оценка рисков на предприятии. Эта задача важна для службы экономической безопасности, поскольку помимо выявления рисков также необходимо их минимизировать. Эти функции входят в обязанности службы экономической безопасности на предприятии. Также в список задач входят анализ конкурентов и изучение конкурентных преимуществ в отрасли. С увеличением конкуренции на рынке год за годом предприятию важно изучать свои конкурентные преимущества и использовать их для улучшения своего финансового положения.В силу того, что задачи, описанные выше, не выполняются, а имеются угрозы для ПАО «Тюменские моторостроители», возникает потребность в создании отдельного структурного подразделения — службы экономической безопасности.Построение структуры системы экономической безопасности предусматривает делегирование контрольных и координационных полномочий на должностное лицо, которое выступает в качестве начальника службы экономической безопасности. Под его руководством сотрудники будут взаимодействовать с другими структурными подразделениями, ранее несшими ответственность за обеспечение экономической безопасности, и также выполнять новые задачи, которые ранее не решались на предприятии ПАО «Тюменские моторостроители». Благодаря этому служба экономической безопасности сможет комплексно и полностью обеспечить необходимый уровень экономической безопасности и конкурентоспособности. Таким образом, предлагается выделить службу экономической безопасности в отдельное структурное подразделение на предприятии ПАО «Тюменские моторостроители» с целью обеспечения конкурентоспособности компании. Также важно отметить, что данная служба должна быть явно выделена от других подразделений в общей организационной структуре предприятия и быть непосредственно подчинена генеральному директору. Взаимодействие между отделом экономической безопасности предприятия регулируется специальными положениями устава и внутренними документами организации. Сотрудники службы безопасности несут ответственность как юридическую, так и дисциплинарную, а также материальную.Рисунок 3.1. Организационная структура службы экономической безопасности ПАО «Тюменские моторостроители».Возможен перевод сотрудников из других отделов, это обеспечит службе экономической безопасности эффективное взаимодействие с другими отделами.Далее в таблице 3.3 представлены должностные функции службы экономической безопасности.Таблица 3.3. Должностные функции службы экономической безопасности ПАО «Тюменские моторостроители».Таким образом, основной целью деятельности структурного подразделения будет анализ причин и условий, способствующих возникновению факторов, которые негативно влияют на экономическую стабильность, уровень конкурентоспособности, и принятие мер по их идентификации и устранению. Соблюдение правовых норм в соответствии с федеральным законодательством позволяет предприятию защищать свои интересы и обеспечивать исполнение правил в условиях жесткой конкуренции. Это включает в себя такие меры, как прогнозирование, анализ и оценка угроз, а также применение комплекса мер по предотвращению угроз и минимизации негативных последствий, которые могут подорвать конкурентоспособность предприятия. Для предотвращения экономических угроз может быть разработана программа, направленная на снижение рисков, возникающих из-за невыполнения сотрудниками предприятий нормативов федеральных, местных и локальных актов, а также внутренних правил и регламентов, негативно влияющих на деловые результаты и эффективность управленческих процессов. В подобных условиях особое значение приобретает выявление, оценка и предотвращение рисков в рамках системы обеспечения экономической безопасности на предприятии. Поэтому для достижения высокого уровня конкурентоспособности предприятия необходимо разумно учитывать риски при управлении. Риск становится неотъемлемой частью предпринимательской деятельности и играет важную роль в управлении конкурентоспособностью, являясь ее неотъемлемой составляющей.Далее рассмотрим влияние этих рисков на конкурентоспособность в таблице 3.4.Таблица 3.4. Влияние рисков на конкурентоспособность. При разработке стратегических и тактических планов предприятия необходимо ориентироваться на современные исследования в области повышения эффективности процессов, обеспечивающих экономическую безопасность. Важно также проводить системный анализ и оценку показателей, характеризующих уровень достижения экономической безопасности. На основе этого предлагается следующая концепция работы службы экономической безопасности для обеспечения конкурентоспособности ПАО «Тюменские моторостроители», представленная на схеме 3.2.Рисунок 3.2. Политика обеспечения конкурентоспособности предприятия службой экономической безопасности.Оценка текущего уровня экономической безопасности предприятия и дальнейшее оперативное планирование финансово-хозяйственной деятельности осуществляются на основе разработанных рекомендаций, после чего приступают к конкретной реализации задуманных планов.Создание службы экономической безопасности с четко поставленными задачами, направленными на предотвращение хищений, защиту коммерческой тайны, препятствование конкурентам в использовании разработок компании, затруднение доступа рейдеров к необходимой информации, а также на формирование корпоративного духа и другие аналогичные действия, является важным для достижения дополнительных экономических результатов и значительно способствует повышению конкурентоспособности организации.Следовательно, служба безопасности на предприятии не является излишеством, а является неотъемлемой необходимостью, которая, при правильном использовании корпоративных ресурсов, создает условия для развития бизнеса, своевременного предотвращения возможных экономических рисков. Силы и структура службы безопасности должны быть адекватными, чтобы гарантировать экономическую безопасность бизнеса.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Сухарев А.Д. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ СЛУЖБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ // Вестник науки №3 (72) том 5. С. 186 - 197. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13558 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13558



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.