'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 5
  4. Научная статья № 18

Просмотры  25 просмотров

Дикушин Р.В.

  


ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются классификации эффективности деятельности предприятия. Рассматриваются факторы влияния на эффективность деятельности предприятия. Определяются направления увеличения эффективности деятельности предприятия.   

Ключевые слова:
эффективность деятельности предприятия, показатели рентабельности, факторы влияющие на деятельность предприятия   


Для оценки деятельности предприятия используются несколько способов:1) оценка по относительным показателям рентабельности,2) соотношение темпов роста активов, продаж, прибыли.По показателям эффективности оценка деятельности организации по показателям рентабельности происходит путем подсчета и анализа таких показателей как:1) рентабельность продаж,2) рентабельность продукции,3) рентабельность активов, оборотных средств, производства,4) рентабельность капитала (собственного, акционерного, долгосрочного),5) рентабельность инвестиционного проекта и так далее.Основная формула для этих показателей записывается как отношение прибыли к определенной базе, соответствующей каждому показателю. Некоторые профессора также советуют использовать для каждой группы показателей свой вид прибыли: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения или чистая прибыль.Ковалев В. В. для оценки эффективности деятельности организации предлагает использовать углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который включает в себя:1) предварительный обзор финансового и экономического положения предприятия (направленность хозяйственной деятельности),2) анализ и оценка экономического потенциала предприятия (вертикальный и горизонтальный анализы баланса, оценку финансового положения, ликвидности, финансовой устойчивости и так далее),3) анализ и оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.Савицкая В. Г. уделяла внимание двум системам показателей для определения эффективности результатов деятельности организации:1) показателям, отражающим темпы роста и прироста активов, прибыли, объема продаж, собственного капитала путем капитализации прибыли,2) показателям, отражающим уровень доходности организации, включающие рентабельность собственного капитала, продаж, активов, также коэффициента окупаемости затрат.Также как считают многие профессора, наиболее полная группа видов рентабельности была предложена коллективом под руководством профессора Бухалкова М. И. В соответствии с этой группой показатели подразделяются на:1) расходные показатели рентабельности, рассчитываемые как отношения различных видов прибыли к полной себестоимости реализованной продукции,2) ресурсные показатели рентабельности, рассчитываемые как отношение различных видов прибыли к стоимости различных активов,3) доходные показатели рентабельности, рассчитываемые как отношение различных видов прибыли к чистому доходу от реализации.Исходя из того, что различные профессора и ученые предлагают свои показатели для оценки эффективности деятельности, можно понять, что нет какого-то единого показателя оценки эффективности деятельности организации. Поэтому многие согласились с мнением, что для оценки нужно использовать систему показателей Оценка эффективности деятельности и финансового состояния организации за рубежом схожа с российской. Основными различиями между российской и западной оценками эффективности деятельности и финансового состояния организации являются:1) отсутствие нормативных значений для различных показателей,2) за рубежом проводят анализ и оценку финансового состояния в отраслевом и межотраслевом разрезах,3) за рубежом для оценки используется меньшее количество показателей, чем в российских,4) за рубежом также учитывают взаимодействие внутренних и внешних элементов предприятия.Факторами, влияющими на эффективность деятельности предприятия, являются:1) отраслевые - конъюнктура отраслевого рынка, общие и специфические характеристики отрасли в структуре национальной экономики,2) национально - экономические - инвестиционная политика, социально-экономические тенденции развития и так далее,3) территориальные - географическое местоположение, природные и климатические условия,4) интенсивные — увеличение производительности труда, ресурсоотдачи, фондоотдачи, уменьшение капиталоемкости, фондоемкости, трудоемкости,5) экстенсивные - увеличение объема используемых материалов, коммунальных затрат, трудовых ресурсов,6) структурно-организационные - организация сбыта, снабжения, управления, производства,7) особые – неопределенность и риск,8) специфические – уровень квалификации работников, эффективность их труда, уровень автоматизации управленческих работ и так далее.Также факторы могут разделяться на внутренние и внешние.Внутренние факторы:1) способность руководителя и менеджмента управлять предприятием в рыночных условиях, 2) улучшение организации производства и труда, качества продукции,3) особенности производства и отрасли,4) применяемая инновационная политика предприятия, ускорение научно-технического прогресса,5) организационно-правовая форма предприятия,6) осуществляемая ценовая, амортизационная и инвестиционная политика.Внешние факторы:1) изменение политической обстановки в стране и в мире,2) деятельность государства,3) инфляционные процессы,4) изменение спроса и предложения, 5) колебание цен на внутреннем и мировом рынке и так далее.Существуют и другие классификации факторов, влияющих на эффективность деятельности организации, но о них можно найти в интернете.Таким образом, для оценки эффективности деятельности предприятия, необходимо проведение анализа как количественных, так и качественных показателей. В связи с этим необходимо не только регистрировать числовые показатели, но и раскрывать сущность явлений и выявлять существующую между ними взаимосвязь, а также определить причины из возникновения и тенденции их развития.В настоящее время главными условиями роста прибыли предприятия, а также роста эффективности деятельности являются:1) расширение ассортимента товаров/услуг,2) повышение качества продукта за счет использования новейших технических решений,3) диверсификация производства,4) расширение рынков сбыта продукции,5) отсутствие страха перед коммерческим риском,6) внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом,7) разумное использование средств, получаемых от экономии затрат.Учитывая эти факторы необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности:1) снижать цену товаров при уменьшающемся спросе в расчете на то, что объемы продаж увеличатся,2) не менять цену, ориентируясь на сохранение стабильности спроса.По первой стратегии мы также можем достичь ускорения оборачиваемости денежных средств. По второй возможна заморозка собственного капитала, а, следовательно, затраты на привлечение заемного капитала и затраты на уплату процентов по кредитам и ссудам.Так как для оценки эффективности деятельности предприятия используется рентабельность, нужно определить, как ее увеличивать. Варианты увеличения рентабельности через увеличение прибыли представлены выше. Для повышения рентабельности на предприятии основными направлениями являются:1) снижение затрат на производство и реализацию продукции,2) повышение уровня организации производства и управления,3) наращивание объемов производства продукции,4) совершенствования структуры и улучшения использования основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств,5) рост цен на продукцию в результате улучшения ее качества и повышения технического уровня продукции,6) совершенствование структуры капитала и источников его формирования и так далее.Стратегия и тактика предприятия должна быть направлена на повышение рентабельности. Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов:1) повышения эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, 2) совершенствования системы управления производством в условиях рынка экономики на основе преодоления кризиса финансово-кредитной и денежной системы,3) индексации оборотных средств и четкого определения источников их формирования.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Дикушин Р.В. ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Вестник науки №3 (72) том 5. С. 109 - 115. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13546 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13546



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.