'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 78

Просмотры  27 просмотров

Лесникова Г.Н., Обломова Е.Р.

  


МАССОВЫЙ СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ *

  


Аннотация:
в современной науке одной из самых популярных и в тоже время не менее значимых тем для исследования выступает проблема социальной значимости спорта для отдельно взятого человека и для общества в целом. Как известно, спорт – это источник здоровья, однако многие исследования указывают на то, что занятия физической культурой положительно сказываются на духовном и нравственном состоянии современной молодежи. Во многом все эти функции уместнее относить именно к такому феномену, как массовый спорт.   

Ключевые слова:
спорт, массовый спорт, физическая культура, здоровье, занятия спортом   


В доктрине появляются все новые и новые концепции положительного влияния спорта не только на физическое здоровье человека, но и на его духовное (психологическое) состояние (не зря в русском фольклоре существует пословица в здоровом теле здоровый дух). Также проводятся социальные исследования, свидетельствующие о взаимосвязи спорта и социализации личности, развитии активной гражданской позиции, патриотизма и т.п. Во многом все эти функции уместнее относить именно к массовому спорту, так как профессиональный спорт – это явление, преследующее цель достижения материальной выгоды, как и любая другая профессиональная деятельность. Итак, изучив литературу можно прийти к выводу, что одной из значимых целей массового спорта – это возможность активного отдыха и укрепления здоровья [1]. Помимо этого, выделяют социальную значимость массового спорта [2], которая первостепенно заключается в формировании стиля здорового образа жизни, минимизации (также многие авторы используют термин «купирование») вредных привычек, организация досуга населения. Массовый спорт способствует разрешению некоторых общественных и демографических вопросов, которые стоят перед государством и которые не способен разрешить ни спорт профессиональный, ни спорт высших достижений, так как они охватывают некоторую часть населению (его меньшую часть). Кроме того, современное российское законодательство также содержит дефиницию массового спорта: часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку граждан посредством их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом путем предоставления возможности для проведения организованных и (или) самостоятельных занятий и (или) для участия в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях [3]. Из данного определения можно выявить цели массового спорта – это физическое воспитание и физическая подготовка, а также средства достижения вышеуказанных целей: вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом путем предоставления возможности для проведения организованных и самостоятельных занятий и для участия в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях. В РФ разработана Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, одной из приоритетных целей которой является развитие и масштабирование массового спорта. При этом данная стратегия устанавливает задачи, реализация которых необходима для достижения ее целей. Помимо создания условий для занятий физической культурой, популяризации спорта в массах, государство ставит перед собой, в некоторой степени, первостепенную задачу – это формирование мотивационной системы как фактора развития массового спорта. Можно сказать, что каждый человек прежде чем заниматься спортом (даже если есть для этого все условия) должен понимать, зачем ему это нужно, поэтому грамотная государственная политика в области развития массового спорта должна начинаться с внедрения в общественное сознание его значимости, которая может быть рассмотрена по-разному каждым субъектом социума. Не для кого не секрет, что в СССР был развит, на достаточно высоком уровне, культ массового спорта. И если сравнивать уровень развития советского массового спорта с современным, можно отметить, что современный массовый спорт находится на более низком уровне, возможно находится на этапе своего становления, так как после распада СССР спорт утратил свою значимость среди населения, кроме того у государства были в приоритете развития другие направления, более насущные проблемы, что, конечно же, сказалось на сознании общества [4]. Если говорить о роли спорта в жизни советского человека, то следует отметить, что «спорт был одним из механизмов социализации человека с юных лет и заканчивая зрелым возрастом [5]». Почти каждый школьник, студент занимался спортом на регулярной основе. Многие представители старшего поколения (возрастной диапазон 50-70 лет) вспоминают, что помимо посещения учебной дисциплины «физическая культура», они часто занимались в различных спортивных секциях. Возможно, такая популяризация спорта в школьные и студенческие годы в СССР была связана с ограниченностью форм досуга. В настоящее же время, преимущественно благодаря научно-техническому прогрессу, появились совершенно разные формы досуговой активности, которые постепенно стали вытеснять старые, в том числе и спорт. Кроме того, одной из самых важных проблем развития массового спорта в РФ представляется недостаток времени – как самого главного ресурса для любой деятельности. Молодежь, преимущественно студенты, помимо учебы начинают работать, занимаются какими-то иными видами деятельности, например, научной, общественной, и т.п., имеют свое хобби, на все это уходит большая часть дневного времени, многие просто не знают, как вставить свое загруженное расписание занятия спортом. Однако на современном этапе уже разработано множество концепций, направленных на борьбу с такой проблемой. Например, к таким подходам можно отнести предложение заведующего лабораторией физических возможностей человека при Калифорнийском университете доктора Лоуренс Морхауза, использовать альтернативную программу занятий физическими упражнениями для тех, у кого нет времени на тренировки с оптимальной нагрузкой. Морхауз дал название своей работе «Программой для менеджеров» и предусмотрел в ней предельно минимальные временные нормативы для тренировок, учитывая дефицит времени современного делового человека. Еще одно название этой программы: «Хорошая форма за 30 минут в неделю» [6]. Так, многие преподаватели в университетах России призывают студентов выполнять физические упражнения хотя бы по 15-20 минут в день, например, делать зарядку с утра, объясняя это тем, что так спорт не будет отнимать много времени, но при этом заметно улучшится состояние здоровья. Кроме того, на просторах интернета существует достаточно много планов тренировок, видеоуроков, которые, как раз-таки, отвечают запросам современной молодежи (спорт при минимальных временных затратах). Несмотря на это, достаточно большая часть школьников и студентов не видят ценности и значимости в спортивных тренировках, маскируя это под недостаток времени. Так, возникает конкретно определенная проблема, как замотивировать заниматься физической культурой, как взрастить в представителях молодого поколения сформированную осознанную привычку заниматься спортом на регулярной основе? Во-первых, на сегодняшний день одним из самых перспективных направлений в данной области является развитие непрерывного массового физкультурного образования [7], начиная с детского сада заканчивая высшим учебным заведением, физическое воспитание пронизывает все базовые ступени образования. Студенты и школьники, во всяком случае большинство из них, заинтересованы в получении достойной оценки по дисциплине «физическая культура», поэтому это может стимулировать молодых людей посещать занятия по физической культуре, тем самым систематически заниматься спортом, хотя бы на самом базовом уровне. Во-вторых, 11 июня 2014 года был возрожден Комплекс ГТО. Исходя из принципов и целей данного комплекса, можно отметить, что он направлен на общее оздоровление населения и улучшение физической формы граждан. Кроме того, особое внимание уделено физическому воспитанию подрастающего поколения [8]. Как работает данный комплекс? Сдача установленных нормативов – присвоение соответствующего специального значка. Люди при сдаче ГТО могут руководствоваться самыми разнообразными мотивами, например, получение уважение со стороны ближайшего окружения, для школьников наличие значка ГТО – это дополнительные баллы при поступлении, образовательное учреждение по-разному оценивает данное достижение, где-то встречаются цифры, доходящие даже до 10 доп. баллов. Студенты, сдавшие нормативы, могут рассчитывать на повышенную академическую стипендию за спортивные достижения, конечно значка ГТО, хоть и золотого, будет мало, однако это одно из базовых оснований для установления такой стипендии. В-третьих, необходимо подчеркнуть важность трансляции и популяризации не только спорта, но и здорового образа жизни в принципе, в концепции которого занятия спортом выступали бы основополагающим элементом. В-четвертых, необходимо выделить следующий проблемный аспект. Очень сложно соблюдать здоровый образ жизни в реальности существующих проблем с информированностью населения относительно имеющихся условий, созданных государством, для занятий спортом (бесплатные секции, консультации со специалистами, соревнования для спортсменов-непрофессионалов и т.п.), а также созданных форм поощрения за какие-либо достижения в сфере массового спорта. Следовательно, необходимо развиваться в направлении доступности тех концепций и стратегий в сфере развития массового спорта, которые уже реализуются или находятся в разработке. Решение совершенно простое – населению нужно знать, где они могут ознакомится с интересующей их информацией, при этом она должна быть понятна большинству, органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за реализацию спортивных проектов должны доносить эту информацию до населения, распространять сведения через видеоролики, посещение школ и других образовательных учреждений, работу с обществом в социальных сетях и т.п.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Лесникова Г.Н., Обломова Е.Р. МАССОВЫЙ СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 482 - 489. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13516 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13516



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.