'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 49

Просмотры  22 просмотров

Камалова Х.К., Рахмонова Б.Х.

  


РАЦИОНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ ЗОРОАСТРИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ *

  


Аннотация:
в статье зороастрийский обряд рассматривает доброе мышление как основу всех действий человека и находится на первом этапе. Вся деятельность и поведение человека совершаются по команде мысли. Кажется, здесь поднимаются моральные вопросы, но если посмотреть на них глубже, то станет ясно, что если добродушный человек обнаружит себя последователем Зороастра, он сможет благоустроить свой дом, семью, город и страну. Если он стремится к этому делу, то взрослеет и достигает уровня зрелости и понимает не только явления природы и события общества, но и своего творца, он может прилагать добрые усилия и мысли, правильно мыслить, проявлять мудрость и мудрость как инструмент познания ведет человека к бессмертию. Из этих мыслей Зороастра стало ясно, что таджики превосходят не только по своим источникам и правовым документам, но и по символу справедливости, над разными народами и нациями мира. Наши предки внесли свой вклад в разработку законов, направленных на справедливость, равенство, свободу, справедливость и нравственность. Например, «Авасто» - это не только религиозная книга, но и первое культурное знание таджикского народа, которое научило человечество правильно жить.   

Ключевые слова:
разумность, реализм, справедливость, свобода, справедливость, этика, политика, общество, мнение, Авасто, доброта, благотворительность, страна, благожелательность, вечность   


Одним из важных вопросов, который имеет сильную связь с мудростью и знанием, является мышление. Размышляя, человек может отделить добро от зла, правду от лжи, добро от зла. В зороастрийской традиции добрая мысль считается основой любого человеческого действия и находится на первом этапе. Вся деятельность и поведение человека совершаются по команде мысли. «У готов Зороастр обратился к Богу и сказал: «О Мазда Ахура, вот я, кто на моем пути, чтобы привести к жизни дом, семью, деревню и страну, согласно доброте и добрым делам, направь меня, как действовать и сколько средств сделаю» (Ясно, хоти 31/15). В другом месте он ответил на этот вопрос и сказал: «Я его избранник… Я обнаружил, что те, кто следует за мной, - это те, кто избрал хороший путь Мазды, путь, который ведет к хорошему поведению и поведению в человеке". Из этих двух цитат кажется, что здесь поднимаются нравственные вопросы, но если вглядеться в них глубже, то становится ясно, что если недобрый человек (= объект познания) находит в последователе Зороастра, при доброте и доброте Он может улучшить свой дом, семью, город и страну, и если он пытается это сделать, то взрослеет и достигает уровня зрелости и понимает не только явления природы и события общества, но и своего создателя, он может прилагать хорошие усилия, иметь хорошее отношение и быть честным и праведным, как инструменты познания, они ведут человека к бессмертию. Если мы еще раз проанализируем этот вопрос, то придем к выводу, что благое мышление заставляет скрытое сокровище (душу) человека мыслить правильно (разумное отношение) подобно его пророку Заратустре. Поэтому хорошее мышление находится на первом этапе зороастрийского ритуала. (Ясно, хоти 45/5) [1,313].«В Хурмуздяште упоминаются имена и атрибуты Бога, а в начале абзаца 7 упоминается 21 имя Бога, восьмое имя которого «мудрость» и девятое имя «мудрый»: «О Ахура Мазда , кто мудрый, избранный, могущественный, кто с наставлениями и пожеланиями будет избран и будет считаться спасением этого мира и его людей?» Просветление основано на этом разуме и силе и больше зависит от опыта. Свои идеи, открытия и знания человек проверяет на опыте и совершенствует их. Как человеку для выживания необходимо есть и пить, так и существам нужен свет, свет вселенной, и, распространяя свет на мир, они обретают существование. Человек, в свою очередь, своей мудростью и проницательностью, которые он унаследовал от Ахурамазды, понимает существование материального мира и выходит за его пределы. Это поможет мыслить ясно и точно, чтобы преодолеть его. Когда человек смотрит на внешний вид существ, он находит информацию об их внешних характеристиках, но чтобы понять их сущность, он должен заглянуть внутрь себя и испытать свои силы в этом теле, оценить свою духовную и духовную силу с применением наблюдения и направить человек к руководству. Как сказано в п. 13 Ясной 34: «Просветление приводит человека к основе водообеспечения»… «Чистое мышление» - это очищение мудрости для того, чтобы «мыслить правильно». Это ясное мышление происходит от высвобождения мудрости из цепи предположений (истинбодов) и предшествующих суждений (прежних суждений). Таким образом, и материальный, и божественный миры суть одно и то же существо, и это существо есть творение одного и того же Ахурамазда. Мудрость, которая силой своего света и мирской мысли борется против своей противоположной силы, во время которой она осознает структуру материального мира и заставляет его изменяться и развиваться к совершенству посредством своих творческих действий. В материальном мире даже знание и опыт имеют свои противоположные полюса. Знание, которое служит интересам отдельных людей, общества, мира и вселенной, и знание, направленное против прогресса и эволюции мира [1,316-317]. Мышление есть прочная связь с мудростью и знанием, которое различает человеческое и ложное, хорошее и плохое, хорошее и прекрасное. В учении Авесты в основе человеческих поступков лежит хорошее мышление. В соответствии с добрыми мыслями происходит поведение и поступки человека. В зороастрийской традиции речь идет о двух мирах, т.е. о материальном мире, который постигается мудростью и добрыми мыслями, и о другом, постигаемом внутренним зрением. Человек обращается к правильному мышлению, когда осознает свою нехватку от Ахурамазды и достигает вечной жизни. «Зороастрийская религия - древнейшая религия, в которую включены основные права человека по отношению к правам человека. Ссылаясь на первоначальный текст зороастрийских книг, особенно Готы, Ясно, Яшты, Ардавирофнама, Минуи Хирад, Бундахишн и др., достоверность которых принята исследователями, можно выделить ряд прав, из которых зороастрийские секта больше озабочена такими правами. Эти права включают в себя: 1. Свобода мысли. Как сказано у готов: «Господи, тот, чьи мысли хороши, его дела и слова, и его совесть также будут хороши или плохи. Как решат мысль и свобода, так воля и вера последуют за ними.2. Свобода выбора религии: «О люди, внимайте лучшим словам ушами своего ума и обдумывайте их с ясным мышлением и проницательностью. Каждый мужчина и женщина лично выбирают хороший и плохой путь.3. Свобода слова: «Именно из чистой силы рождается собранный, умный и красноречивый человек. Тот, кто может добиться того, чтобы его слова были услышаны в собрании, тот, кто наслаждается знанием, побеждает врага в споре и выходит победителем». 4. Права женщин: «Каждый мужчина и женщина должны выбирать хороший и плохой путь лично», «Что мужчина или женщина, что правильно или хорошо, должны с усердием доводить до места и разъяснять это другим, чтобы» В первый день Ормуз сказал женщине: «О женщина, я создал тебя, чтобы родить благочестивых мужчин и взрастить их в своих любящих руках, чтобы с их помощью из мира отпал корень зла и нечистоты» [2,18].5. Свобода выбора места жительства и жизни: «Счастливая земля — это земля, где благочестивый человек строит дом и приносит огонь, скот, овец, жену и детей, и есть много овощей, собак и инструментов для счастливого жизнь», «Славим Господа широких равнин, Которого Он дал добрым дамам в арийские страны с примирением и миром.6. Свобода передвижения: «Разрешаю свободу передвижения, свободу жилища населению женщин, проживающих на нашей земле».7. Ненарушение чужих границ: «Это ум того человека, который следует лжи, который вошел в чужое пространство и границы и сделал их своими». 8. Уважение прав животных: «Приветствие скоту, хорошие слова для скота, победа для скота, победа для скота, еда для скота, пастбище для скота, земледелие для скота, возделывание ради нас». 9. Почитание растений: «Все растения, данные Маздой, восхваляем», «Все воды восхваляем», «Все растения восхваляем, верхушки и корни растений восхваляем».10. Общественная безопасность: «Хуже тот край, где нельзя жить в добре, безопасности и мире», «Воровство и угон скота отрицаю, порчи и разрухи не допустить до села Маздоясно» [3,19]. Из этих мнений о праве стало ясно, что таджики превосходят другие народы и нации мира по своим источникам и правовым документам, но и по символу справедливости. Наши предки внесли свой вклад в развитие законов, направленных на справедливость, равенство, свободу, справедливость и нравственность. Например, «Авасто» - это не только религиозная книга, но и первое культурное знание таджикского народа, которое научило человечество правильно жить. «В целом в состав и содержание Авесты входят:1.Вендидад-содержит, преимущественного в форме диалогов между Заратуштрой и Ахура-Маздой, предписания о поддержании ритуальной чистоты, об искуплении грехов и различные культовые указания, а наряду с этим элементы мифологии, состоит и 22 глав.2. Висперед-содержит молитвенные песнопения и состоит из 24 глав, именуемых «карде».3. Ясна-включает молитвы, проиносимые при жертвоприношениях и богослужении, восхваления и литургические обращения к божествам. Состоит из 72 глав, считающихся наиболее древней частью Авесты.4. Яшты-хвалебные гимны, содержат 22 песнопения, посвящённые различным зороастрийским божествам, в которых особенно много мифологических элементов.5. Малая Авеста- включает некоторые краткие молитвенные тексты.Кроме того, существуют авестийские фрагменты в форме небольших сборников «Эриатастан» и «Нирангистан» [4,20]. «В первой главе Авесты излагается география и дается характеристика «добрых» и «злых» земель, где Ахура-Мазда создает страны Добра, а Ангра-Манью - страны Зла.Этой части Авесты посвящено достаточно много исследований[4,20]. В основном они представляют собою попытки определить, насколько отвечают реальной дейсвительности сообщаемые сведения, что в них легендарного, мифического, как локализовать перечисленные «страны Добра» и т.п. Иллюстрацией подобных исследований является, например, монография А.О.Маковельского» [4,20]. «В третьей главе Авесты восхваляется земледелие, объявляемое священным, богоугодным делом. Изложение здесь ведется в форме вопросов и ответов.Остальные главы «Вендидада” носят ярко выраженный жреческий характер. Однако и в них отражаются порою древние народные представления и содержатся некоторые интересные социально-исторические сведения. Главы от четвертой до девятой включают в себя элементы законодательства, т.е. там рассматриваются вопросы о грехах и наказании, об искуплении, ритуальной чистоте, очищении от мертвецов. Десятая-двенадцатая главы содержат молитвенные формулы, отражающие культ огня, воды, земли, скота, деревьев, растений, а также различные очистительные молитвы.В главах тринадцатой и четырнадцатой излагаются различные ритуальные предписания, представляющие сведения о почитании собаки, и упоминаются три сословия-жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов.Главы пятнадцатая и шестнадцатая-это повторяющиеся предписания о чистоте, занимающей в зороастрийском кодексе одно из центральных мест.Глава семнадцатая состоит из предписаний об уходе за ногтями и волосами и т.д.В главе восемнадцатой упоминается о культе посланца Ахура-Мазды-благовестнике Сраоши и о его птице-петухе, а в девятнадцатой главе рассказывается о попытке Ангра-Манью с помощью Лжи убить или искусить Заратуштру. На помощь приходит Ахура-Мазда. Здесь приводится молитвенное обращение к бесконечному времени-Зурвану.В заключительным главах представляют интерес следующие сведения: в двадцатой, двадцать первой приводятся рассказы о Трите, первом лекаре из людей-первозаконников, о преодолении болезней и чар колдунов и ведьм и т.д.Заканчивается книга словами: «Есть лищь один путь-это путь праведности (Аша, Арта), все остальные-беспутье» [4,21-22]. «Смысл человеческого существования-очиститься от зла и развить свой потенциал творца, осознать единство всего сущего и установить внутреннюю и внешнюю гармонию вместо вечного страха смерти. Чтобы не служить злу, а стремиться к гармонии и эволюции, необходимо контролировать свои мысли, слова и поступки. В этом человеку помогает следование триединому пути-Благая мысл, Благое слово, Благое дело. Таковы главные поступалы этики зороастризма. Итак, как мы рассмотрели выше, зороастризм сочетает в себе как типично религиозные догмы, так и рациональные философские идеи, облеченые в религиозно-мифологическую форму. Зороастризм ввел как понятие бесконечности пространства и времени, так и его конечности, дав миру первую диалектическую мысль. Учение о трех эрах содержит, с одной стороны, идею цикличности, воспринятую впоследствии Гегелем, а с другой стороны, в отличие от Гегеля, в зороастризме мировая история не заканчивается победой Добра над Злом, не происходит завершения, эволюционное развитие продолжается до бесконечности, просто весь мир переходит на новый уровень. То есть в зороастриме отражается идея развития мира по спирали, нашедшая свое второе рождение в трудах основоположников диалектического материализма.Зороастризм не только указал благародное назначение человечества, но и разумно объяснил причину тех страданий, ктороые человек переносит в своей жизни, видя в них бедствия, исходящие от злого духа, а не зависящие от воли Творца. Зороастризм разрешил противоречие идеального и реального миров, объявив их взаимосоставляющими, а не противоборствующими, где материальные творения являются определяющими, так как именно в материальном мире, а не в идеальной абстакции, возможны полноценное проявление и развитие вещей, разрешив тем самым и вечный вопрос о соотношении души и тела, или сознания и материи.Материализм разрешил этот вопрос так: первичность материи-человеческого тела, и вторичность сознания, как свойства, проявляющщегося только в мозге человека. Философская концепция зороастризма также считает главной неразрывность души и тела, но не в значении невозможности существования души отдельно от тела, а именно в важности тела для полноценного раскрытия и развития духовной сущности человека. Таким образом, зороастризм совместил в себе и черты объективного идеализма, поскольку Творцом Вселенной в нем является Бог, пребывающий, однако, в бесконечном времени и бесконечном пространстве, т.е. не являющийся в полной мере первопричиной всей Вселенной, а лишь Творцом конкретно нашего мироздания. Попутно зороастризм решил и проблему необходимости акта творения, как оружия в борьбе с принципом зла, и вопросы диалектического материализма, поскольку в нем наличествуют идея бесконечности развития мира и качественных его изменений, а также идея неразрывности и взаимонеобходимости материальной и духовной сущности всех творений, и особенно человека. Все вышесказанное, а также идеи исконной благости материального существования и плотского тела, справедливого воздаяния, непоколебимой беспристрастности мирового закона справедливости, посмертного суда, воскрешения и вечной жизни, оптимистическая этика, провозглашающая гуманизм, э кологизм, идею золотой середины и баланса материального и духовного развития, ответственность за любое действие, идея личного спасения путем следования благим мыслям, благим словам и благим делам, идея свободного выбора человека и зависимости от него судеб мира, делают зороастризм одной из самых интересных философских концепций в мировой сокровищнице знаний» [4,106-107]. «Маздаяснийцы жили на плодородных и богатых пастбищами землях в рамках национального государства и имели свою государственную власть и религию. Для них, конечно, было характерно следование своей религиозной этике (хумата, хухта, хвартша-добрые мысли, добрые слова и добрые дела) и правилам риткальной чистоты. Вместе они составляют путь Аша» [4,108]. .«В силу благоприятных геополитических факторов и рационального использования ресурсов, маздаяснийцы регулярно получали излишки сельскохозяйственной продукции. Они сформировали религиозно-философскую и морально этическую концепцию, направленную на социально-экономическое прцветание, как основу всей культуры. Путь Аша представляется нам сложной самоподерживающейся эффективной системой управления всеми мыслимыми и немыслимыми ресурсами (природными, социальными, экономическими, культурными, эстетическими и прочими).Остановимся на значении пути Аша подробнееАша - сложное понятие, одновременно включающее в себя порядок, истину и праведность. Следовать путем Аша означает адекватное социально-экономическое поведение в рамках выработанной системы, которое акреплено в религиозных догматах.Правила ритуальной чистоты-это личная гигиена. Маздаяснийцы намного раньше всего остального человечества интуитивно поняли значение гигиены. Правила ритуальной чистоты предписывают совершать регулярные большие (целиком) и малые (лицо, руки, загрязненные части тела) омовения[5,19]. .«Маздаяснийцы также тщательно следили за чистотой воды, воздуха и земли, с которой они имели контакт. Это выражалось в том числе и в ритуале погребения (самом экологически чистом и самом экономически дешевом во всей человеческой практике). По многим параметрам можно предположить, что зороастрийская этика могла возникнуть только в экономически процветающем регионе, там, где люди жили в достатке. Поэтому ее основная цель- поддержание состояния процветания.Хорошие дела, помимо накопления добра (в смысле приумножения материальных ценностей, где добро и материальное благосостояние равны), подразумевают под собой намерение оказать бескорыстное благо, и это очень тонкий элемент саморегуляции социальной системы. Война на землях зороастрийцев должна была представляться им сущим кошмаром, состоящим из бессмысленной растраты ценных ресурсов и осквернения окружающщей среды. Несмотря на то, что маздаяснийцы были искусными воинами, батальные действия они предпочитали проводить не на своих землях.Хорошие слова подразумевают под собой еще один элемент саморегуляции социальной системы, поскольку ритуальная практика требует произнесения пяти крупных молитв в сутки, которые выполняют функцию прямого общения с Творцом и при этом произносятся только добрые слова.Хорошие мысли-наиболее сложно контролируемый элемент всей социальной системы. Именно на праведном мышлении, образе мысли Аша и зиждется вся система, поэтому и была введена ритуальная практика: напоминать о правильном образе мысли не менее пяти раз в день. Сама мысль о нарушении установленного закона расценивалась как злая, что означало необходимость немедленного очищения и исполнения ритуала Кушки (об этом подробно смотри ниже).Несмотря на то, что общество маздаяснийцев состояло из каст, они не были закрытыми. Каждый правоверный мог стать кем угодно, если достигал определенных показателей. Иными словами, воистину мудрые зороастрийцы доверяли управление своим обществом не только и не столько по праву наследования, сколько по степени озарения светом Ормазды. Напоминаем, что Ормазда ассоциируется прежде всего со светом, мудростью, всезнанием и верой, а благое действие является одним из трех равных факторов оценки, а это означает, что действительно озаренный светом Ормазды не только красиво говорил, но и эффективно руководил, то есть увеличивал количество материальных благ. Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что любой маздаясниец при должном следовании пути Аша мог добиться всего, чего захочет [4,108-110]. О водействии зороастрима на современную культуру нужно говорить прежде всего в конексте влияния на авраамические религии, на их сюжеты и даже праздники. Учение Заратустры предоставило определённо новый вгляд на устройство мира и на роль человека в нём, несовместимый с тем, что было до этого. Теологические и философские проблемы, порождённые ороастризмом, обсуждались и обсуждаются до си пор в трудах самых разных исследователей. Если в политических религиях прошлого человек являлся лишь жалкой песчинкой в огромном и неизведанном мире, в зороастризме он приобретает не только свободу воли, но и возможность помочь мудрому божеству Ахура Мазде победить демона Ангра Майнью и приблизит последний суд, после которого на Земле наступит райское блаженство. Ренессансный гуманизм, в котором жизнь человека выступает во главе всего, по сути, продолжает идею пророка Заратустры о свободе человеческого разума и осознании собственных возможностей. “Главное нравственное правила зороастрийцев, «usta ahmai yahmai usta kahmaicit» - Счастье тому, кто желает счастья другим (Ясна 43:1), в западной традиции можно интерпретировать в виде золотого правила нравственности: “Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» [6,элект.ресурс]. Многие добродетели, которые на сегодняшный день почитаются в западном мире, пришли из зороастризма, правда в изменённом виде. Зороастризма, правители из династии Ахеменидов Кир Великий и Дарий Великий сделали много для того, чтобы распространять нравственные ориентиры данной религии. Так Кир Великий, как известно, был основоположником первого в мире документа о правах человека [7,элект. ресурс]. Данная хартия в настоящее время переведена на шесть официальных языков Организации Объединенных наций, а положения из этого документа отражены в четырёх первых статьях Всеобщей декларации прав человека. Завоевав Вавилон, Кир Великий также освободил всех рабов, объясняя это правом индивидуального выбора каждого человека, и объявил о свободе вероисповедания. После создания первого документа, утверждающего права человека, идея о свободной воле проникла в Индию, Грецию и, наконец, в Древний Рим. В свою очередь, в Риме была рождена идея «естественного права», то есть неписаных законов, которым люди следуют инстинктивно, находясь в обществе. Сильное влияние зороастризма также можно проследить у древних греков после завоевания персами династии Ахеменидов их земель. Древнегреческая философия, которая до этого считала судьбу человека неподвластной ему самому, под влиянием зороастризма преобразилась. Греки приняли идею, что человек может изменять свою судьбу, мир и себя самого к лучшему благодаря собственной воле.Многие термины, которые в наше время свободно используются в западной культуре, пришли из зороастризма. Например, понятия рая или ада и в целом дуализм добра и зла, которые обязаны вступать в битву друг с другом. Некоторые термины напрямую связаны с зороастризмом через язык: так, слово парадайз (paradise), означающее рай на многих языках мира, имеет персидские корни, а слово маг, в современном мире имеющее значение волшебника, в древнем Иране обозначало жреца или священнослужителя.Один из величайших памятников мировой литературы, «Божественная комедия» Данте Алигьери, написанный в XIV веке, своим сюжетом сильно напоминает зороастрийскую «Книгу Арды Вираз» сасанидской эпохи. Собственно, в зороастрийском тексте главный герой Вираз отправляется в путешествие по раю и аду, где он соответственно видит прославленных праведников и страдающих грешников [8,138-152]. Окончательную форму книга приняла уже в IX-X веках, но учёные вряд ли когда-нибудь узнают, была ли известная Данте зороастрийская история или он написал собственный текст, основываясь лишь на теологии и философии своего времени. «Божественную комедию» считают переходным произведением из Средневековья к эпохе Возрождения, которая в Италии начинается раньше, чем в остальной Европе (начало XIV века). На самом деле, в период Возрождения в Европе о зороастризме было известно мало, но о Заратустре говорили как о древнеиранском мастере магии, философии и астрологии. Его изображение можно увидеть на известной фреске «Афинская школа» Рафаэля Санти в «Зале указов» Апостольского дворца. На фреске присутствует много фигур известных личностей, которые в разные века трактовали по-разному, но, в общем и целом, работу объединяет «изображение теологов, согласующих богословие с философией и алхимией» [9,160-165]. .В эпоху Просвещения многие философы и деятели искусства проявляли интерес к религии и истории древнего Ирана. Один из самых известных философов и писателей Просвещения, Вольтер, написал повесть «Задиг, или Судьба» о жизненном пути зороастрийца, который проходит труднейшие испытания, но в конце концов женится на вавилонской принцессе. В произведении Вольтер использует элементы арабских и персидских сказок, чтобы создать восточный колорит. Главный герой как истинный зороастриец, даже оказавшись в круговороте судьбы, остаётся верен себе, а потому в конце обретает душевный покой и счастливую жизнь.Таким образом, в этом вопросе судьбы свободная воля и психические рамки человека, и прежде всего царей и высокопоставленных государственных деятелей, подробно проанализированы в Авесте. При жизни зороастрийцев вопрос свободы воли и судьбы человека имел первостепенное значение. Зороастрийцы опирались на человеческий разум и записывали свою жизнь. На первое место в вопросе цели и предназначения человека он ставит разум, потому что от ума и реализации целей человека на практике зависит развитие и совершенствование человека, т. е. человек есть считается творцом своей жизни и обладает свободой воли.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Камалова Х.К., Рахмонова Б.Х. РАЦИОНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ ЗОРОАСТРИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 281 - 295. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13487 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13487



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.