'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 48

Просмотры  29 просмотров

Коваль Е.В.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ *

  


Аннотация:
в статье анализируются возможности социально-педагогической помощи неполным семьям в условиях ДОУ. Модернизация института семьи, которая характеризует современный уровень развития российского социума, не решает проблемы социального сиротства и дезадаптированности детей, воспитывающихся одним родителем. Квалифицированное сопровождение неполных семей специалистом способствует укреплению стабильности детско-родительских отношений и их гармонизации. Практическое исследование показало, что своевременная помощь неполным семьям позволяет снизить уровень девиантного поведения детей и сформировать навыки позитивного общения.   

Ключевые слова:
неполная семья, социально-педагогическое сопровождение, социум, социализация, детско-родительские отношения   


Понятие «сопровождение» означает совместную деятельность, направленную на помощь и поддержку человека или группы людей в преодолении трудностей и достижении целей. Это может быть как физическое сопровождение, например, провожание человека в путешествии или на мероприятии, так и психологическое ( помощь в психологической адаптации, поддержка в сложных жизненных ситуациях и т.д.Сопровождение может представлять собой специальную форму реализации длительной социальной и психологической помощи, которая называется патронажем. Она включает в себя поиск скрытых ресурсов развития личности и опору на его собственные возможности, создавая на этом фундаменте условия для развития личности.Важным элементом сопровождения является эмоциональная поддержка, которая может проявляться в форме беседы, утешения, мотивации и поощрения. Целью сопровождения является обеспечение человека необходимыми знаниями, навыками и уверенностью в своих силах, чтобы он мог самостоятельно решать возникающие проблемы и достигать поставленных целей.Успешное организованное психолого-педагогическое сопровождение помогает человеку достичь личностного роста и вступить в зону развития, которая ему ранее казалась недоступной. Понятие «сопровождение» было употреблено Ю.В. Слюсаревым для обозначения помощи здоровым людям в развитии самосознания и активизации собственных ресурсов.Идеи психологического сопровождения соответствуют опыту отечественной педагогики, психологии и социальной работы в перевоспитании трудных подростков, по мнению А. Макаренко и В. Сухомлинского. В настоящее время термин «сопровождение» все чаще используется педагогами в образовательных организациях. В России идея психолого-педагогического сопровождения начала реализовываться в системе образования с 1994 года.Педагогическое сопровождение представляет собой процесс взаимодействия между учеником и педагогом, направленный на развитие личности ребенка в рамках учебно-воспитательной деятельности. Основная цель педагогического сопровождения ( создание условий для гармоничного развития личности ребенка и его становления как благополучной личности.Основным заданием педагогического сопровождения является помощь детям в познании окружающего мира и самих себя, а также создание условий для полноценного развития и становления личности в соответствии с ее возможностями. В этом контексте сопровождение трактуется как помощь в формировании готовности ребенка к жизни и общению с другими людьми.Психологическое сопровождение детско-родительских отношений представляет собой помощь ребенку в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, развитием и отношениями, а также помощь семье в выявлении причин возможной деформации в развитии ребенка. Это процесс поиска средств и способов для устранения этих проблем, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого создание процесса, способствующего его развитию и социализации.Цель психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации заключается в профилактике семейного неблагополучия и поддержке позитивного родительства для раскрытия потенциала ребенка. В литературе представлены пять моделей помощи современным семьям: педагогическая, социальная, психологическая (психотерапевтическая), диагностическая и медицинская.Педагогическая модель сосредоточена на универсальных методах воспитания и ориентирована на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей.Социальная модель используется для оказания социально-педагогической помощи в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.Психологическая (психотерапевтическая) модель акцентирует внимание на особенностях жизнедеятельности семьи и на противоречиях в понимании задач и способов воздействия на развитие ребенка.Диагностическая модель основывается на предположении о дефиците знаний у родителей о ребенке или своей семье.Медицинская модель предполагает лечение болезней членов семьи. В основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помощи семье содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным. Для достижения цели сопровождения детско- родительских отношений в дошкольной организации реализуется психологическая (психотерапевтическая) модель.В работе с семьями необходимо учитывать их индивидуальные особенности, культурный контекст и ценности. Поэтому, помимо выбранной модели, важно использовать комплексный подход и сочетать разные методы для достижения оптимального результата в поддержке семейного благополучия и развития ребенка.Чтобы оказать эффективную помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность данной помощи.Реализация модели психологического сопровождения детско- родительских отношений в дошкольной организации включает в себя различные методы: включение родителей в процесс самостоятельного изучения дошкольной психологии, обсуждение проблем в кругу других родителей и при участии психолога, информирование о психолого- педагогических услугах, формирование сообщества активных родителей, подготовка специалистов для работы с родителями и семьями, а также получение анонимной психолого-педагогической поддержки. Модель также включает индивидуальную работу с родителями, например, для решения проблем с привязанностью матери и ребенка, с горем или фобическими реакциями. Эти методы учитывают особенности пространственно-развивающей среды детского сада и семьи.Для реализации психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации используются различные критерии и показатели эффективности. Они включают снижение уровня тревожности и негативных реакций, формирование адекватной самооценки при выполнении роли «родителя», повышение интереса к возрастным особенностям развития ребенка, формирование навыков позитивного общения с ребенком, снижение конфликтности во время взаимодействия, положительную динамику развития ребенка и получение положительной обратной связи от родителей.Социально-психологическое сопровождение обычно осуществляется через патронаж семьи квалифицированным психологом или социальным работником. Важным фактором при этом является положительный пример взрослого, который должен быть сильной личностью и уметь противостоять невзгодам и стрессовым ситуациям. Это позволяет формировать социально- положительные установки у подростков и семей, такие как «Все хорошо, будет еще лучше» и «Безвыходных ситуаций не бывает».Рассмотрим особенности диагностического обследования детско-родительских отношений на каждом этапе.На первом этапе психолого-педагогической диагностики используется метод опроса, который может быть в форме стандартизированного интервьюирования или анкеты, направленный на изучение системы взаимоотношений родителей с ребенком с констатацией форм, методов, средств и условий педагогического воздействия на ребенка [6].Психологическое просвещение часто проводится в рамках психологического консультирования по проблемам детско-родительских отношений и предполагает оказание помощи родителям в их самопознании, осознании собственных проблем в отношениях с ребенком и способов предупреждения подобных проблем в будущем [1]. Главным содержанием такого вида консультирования является психологическая поддержка родителей в формировании у них уверенности в собственных воспитательных возможностях, в желании преодолевать возникшие трудности в процессе воспитания ребенка и восстанавливать разрушенные связи, выстраивая конструктивные с ним отношения [5]. В процессе психологического консультирования важно помочь родителям понять и принять те трудности в отношениях с ребенком, которые стали причинами проблем ребенка в его личностном развитии, поведении, обучении, переосмыслить их, а затем с верой в свои воспитательные возможности, изменить отношения с ребенком под руководством психолога. Психолог совместно с родителями создает условия для более успешного изменения детско-родительских отношений, стимулирует этот процесс, организует и направляет его, то есть оказывает психологическую поддержку родителям в реализации всех коррекционно-развивающих мероприятий.Психолого-педагогическая коррекция это важный этап в формировании детско-родительских отношений. Основная задача психолога: помочь родителям изменить свое отношение к ребенку, методы и средства педагогического воздействия с учетом его возрастных особенностей и реальных возможностей, с учетом социально-психологического типа его личности. Только через изменения окружающей среды и отношений родителей к ребенку возможно достижение устойчивых изменений в детско- родительских отношениях и построении конструктивных отношений [2,3].Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений строится на рекомендациях по изменению форм отношений родителей к ребенку, условий воспитания и стиля отношений, по устранению факторов, препятствующих формированию положительных стереотипов в отношениях, и может быть реализована с помощью разнообразных средств и психологических техник. Она может быть организована как в индивидуальной форме, так и в групповой. Индивидуальная психокоррекционная работа направлена на решение глубинных проблем ребенка и его родителей, лежащих в основе трудностей в отношениях между членами семьи и осуществляется в режиме личностного взаимодействия. Групповая ( нацелена на решение этой же задачи, но результат достигается в ходе группового опосредования вербальных и невербальных воздействий на эмоции, суждения, поведение, самооценку родителей. Групповые эффекты позволяют родителям, получив поддержку со стороны группы, понять, что их проблемы в отношениях с детьми не являются уникальными. Обратная связь помогает им посмотреть на свои отношения с детьми с иной точки зрения, осознать собственные стереотипы в отношениях с ребенком, неэффективный стиль взаимодействий с ним и научиться способам построения позитивных отношений. Активные методы обучения, которые широко применяются в процессе коррекционно-развивающих тренингов, помогают сохранить высокий уровень познавательной активности каждого участника группы за счет включения его в проблемную ситуацию, что создает надежную основу для глубокого и прочного овладения умениями и навыками построения конструктивных отношений с детьми [4].Эффективность психокоррекционного воздействия зависит от того, насколько осознанно родители понимают и принимают рекомендации психолога, ответственно осуществляют программу психокоррекционных мероприятий, и насколько профессионально психолог осуществляет психологическую поддержку родителей на всех этапах реализации программы.Таким образом, комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных диагностических, обучающих и коррекционно-развивающих средств позволяет в полной мере обеспечить психологическую поддержку родителям в построении детско-родительских отношений, через которые, с нашей точки зрения, могут быть реализованы психолого-педагогические условия их формирования.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Коваль Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 273 - 280. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13486 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13486



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.