'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 41

Просмотры  44 просмотров

Тришкова А.Д.

  


ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ КАК РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ *

  


Аннотация:
предмет статьи – образовательный процесс. Предмет исследования – школьная служба медиации. В статье рассматриваются понятия «школа», «образование», «медиация», описываются функции и принципы школы, раскрывается суть деятельности школьной службы медиации.   

Ключевые слова:
школа, образование, школьная служба медиации, конфликт   


Тема исследования актуальна в связи с тем, что конфликты существовали с первых лет появления человека разумного, а универсального пути решения не существует до сегодняшних дней. Решение конфликта всегда индивидуально по различным причинам его появления и влияния разных факторов. В эффективных путях решения противоречий заинтересованы разные институты общества. Пока есть потребность в помощи в разрешении конфликтов, то будут предоставляться услуги по их решению. Службы школьной медиации являются одним из способов урегулирования возникающих конфликтов в школе. Данный способ мы будем раскрывать далее.Изначально термин «школа» с латинского означал лестницу или ступеньки, которые ведут вверх, а с греческого школа означала досуг и дом радости в процессе познания мира. В настоящее время современные исследования и нормативные документы характеризуют школу как важнейший общественный институт, выполняющий стратегические государственные функции.В Педагогическом словаре-справочнике (2016) понятие «школа» раскрывается как «социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворить образовательные запросы общества, личности и государства» [1].Тютькова И.А. дает следующее определение понятию «школа»: «общеобразовательное – учебное заведение, государственное или частное, дающее общее образование и соответствующие умения и навыки, необходимые человеку в жизни независимо от профессии» [3]. В этом понятии уточняется, что образование – это совокупность знаний о природе, обществе и познании.Школа неразрывно связана с понятием «образование», а образование, в свою очередь, связано с обучением и воспитанием. Образование – процесс усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования, где самообразование - это процесс обучения и воспитания. Процесс образования опирается на результативность, то есть ориентируется на качество полученного результата.Определенный результат связан с качеством выполнения функций в образовательном учреждении. В функции образовательного учреждения входят: 1) Учебно-воспитательная функция – обучение и воспитание обучающихся, 2) Охранная функция – обеспечение охраны их жизни и здоровья, 3) Организационная функция – организация образовательного процесса (разработка учебного плана, расписания и т.д.), 4) Оценочная функция – установление системы оценок, а также формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с Уставом, 5) Разработка стандартов – разработка и принятие на основе Стандартов образовательных программ, 6) Управленческая функция – система управления в школе, 7) Трудовая функция – трудовые отношения. Функции школы близко связаны с принципами работы школы. Принципы объединяют все школы, вне зависимости от программы. Основные принципы работы школы:Формирование позитивных взаимоотношений. Положительные и доверительные взаимоотношения между учащимися, их родителями и учителями способствует более продуктивному обучению. Позитивные взаимоотношения оказывают благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся, их личностное развитие, мотивацию. Если учащийся будет уверен в себе и своих силах, то у него не будет возникать проблем в изучении школьной программы.Создание безопасной и благоприятной среды обучения. Среда обучения включает в себя как школьное пространство, классы, оборудование, так и школьную культуру. Позитивная учебная среда является наиблагоприятнейшей средой для физического, психического, эмоционального и социального развития ребенка.Создание богатого опыта. Программа обучения не должна ограничивать познания детей. Она должна состоять из разной деятельности, включать разные области знания для изучения, должна сопровождаться индивидуальной и группой деятельностью.Развитие мышления, формирование установок и навыков. Если школа будет практиковать усвоение социальных и когнитивных навыков в образовательном процессе, то приобретенные навыки станут привычными для использования, сформируют установки, которые подготовят учащихся к разным ситуациям и помогут адаптироваться к разным средам. Интегрированная система поддержки. Система поддержки способна частично или полностью устранить барьеры, которые стоят перед некоторыми учащимися в силу различных причин. Она нужна для сохранения психического и физического здоровья учащихся, а также для решения возникающих вопросов и трудностей у них.Цель школы – дать обучающимся базовые навыки, знания и умения для применения их во взрослой жизни. Для каждого ученика, включенного в процесс обучения, существует свой индивидуальный уровень развития. Поэтому задача школы заключается в индивидуальной помощи учащимся для успешного освоения знаний и раскрытия своей индивидуальности. При этом процесс должен протекать в благоприятной и безопасной среде, как это было указано в принципах работы школы.Однако благоприятную среду сложно сохранять. Каждый ученик индивидуален, имеет свои особенности характера, воспитания и т.п. Как сказал Публий Теренций: «Сколько людей, столько мнений». Пока человек общается и обменивается мнениями, всегда будут несогласные друг с другом. Поэтому в школе уровень благоприятности среды всегда сложно сохранять и решать возникающие между учениками разногласия.Конфликты – неотъемлемая составляющая школы. Они возникают между всеми членами образовательного процесса. «Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит ссору, насилие, разрыв отношений, если не происходит обострение конфликта и втягивание в него других людей»[2].Конфликт означает, что есть, по крайней мере, несколько важных для участников точек зрения, но многое зависит от умения понять другую сторону конфликта и конструктивно его разрешать. В разрешении конфликта нужно уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения, понять точку зрения оппонента, уметь приводить аргументы, уважать себя и оппонента, уметь контролировать эмоции, уметь признавать не правоту и многое другое. Поэтому конфликт следует рассматривать как важнейший механизм развития и как сферу по развитию необходимых для взаимодействия с обществом умений. Самостоятельно учащиеся с некоторой сложностью усваивают умения ведения конфликта. Также на усвоение умений влияют возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В случаях возникновения проблем у учащихся с решением конфликта в школе должны присутствовать люди, готовые помочь. Оказание систематической помощи учащимся с проблемами в общении остается актуальной задачей школы и такие специалисты как школьный психолог и социальный педагог реализуют данную задачей. Но из-за их большой загруженности, учащиеся с проблемами в общении могут не получать должного внимания, из-за чего может увеличиваться количество конфликтов или факторов, влияющих на их возникновение. Поэтому в школах за профилактику и помощь, в решении конфликта, ответственен школьный медиатор. Медиатор станет той нейтральной стороной, которая поможет урегулировать переговоры на более спокойный лад, предоставит иную точку зрения для полного раскрытия сути проблемы, предложит пути решения, поможет участникам отрефлексировать ситуацию. Всё это и многое другое регулирует медиатор во время процесса медиации в рамках полномочий Школьной Службы Медиации. Медиация, в определении Шамликашвили Ц. А. – это альтернативный «метод разрешения спора при участии беспристрастной, нейтральной стороны – медиатора, оказывающей содействие лицам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по его урегулированию на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы. Технология медиации действует на принципах добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения, равноправия сторон, нейтральности медиатора, прозрачности процедуры. Она находится на стыке психологии, юриспруденции и конфликтологии» [4].Миссия школьной службы медиации – развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Служба медиации стремится, чтобы максимальное количество конфликтных ситуаций решалось на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта, в первую очередь, было предложено самим найти решение ситуации. Школьная служба медиации руководствуется в своей работе следующими принципами: - Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе, как до ее начала, так и в ходе самой программы. - Информированность сторон. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях. - Нейтральность ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрение в поддержке одной из сторон. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда. - Конфиденциальность в программах восстановительного разрешения конфликтов. Программа восстановительного разрешения конфликтов носит конфиденциальный характер. Ведущий программ или служба примирения обеспечивает конфиденциальность происходящего на медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни, либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации. Ведущий программы передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Ведущий может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу ведущих, медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены. - Ответственность сторон и ведущего. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов отвечает за безопасность участников на совместной встрече в программе восстановительного разрешения конфликтов, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.В настоящее время государство признает за медиацией статус законного способа урегулирования конфликтных ситуаций и споров, определяет процедуру медиации, сферы деятельности медиаторов, защищает их конфиденциальность. Необходимость наличия службы медиации в школе оправдана наличием нормативных документов и большим количеством программ по внедрению служб медиации в школы. Однако существует ряд проблем в реализации деятельности данной службы: недостаточное количество медиаторов и качество выполнения задач и функций служб примирения. Первую проблему часто решают, готовя медиаторами обучающихся старших классов. Но данный подход создает следующие трудности – срок подготовки старшеклассников к работе медиаторами достаточно длительный и эффективность их деятельности может быть недостаточно высока в процессе примирения. Кроме того, из-за отсутствия контроля над работой службы она постепенно перестает эффективно выполнять свою роль и порой прекращает работу.В заключении можно обобщить всё вышеизложенное:Современная школа наряду с образовательным процессом уделяет внимание безопасности жизнедеятельности учащихся, как в физическом, так и в психическом плане. В этом осуществляется её охранная функция. Одним из направлений в решении проблем во взаимоотношениях и взаимодействии участников образовательного процесса является наличие в школе службы медиации и примирения.Служба медиации и примирения - это служба, деятельность которой помогает в разрешении и профилактике конфликтных ситуаций, происходящих между учениками, педагогами, родителями и в ученических коллективах. Создание таких служб способствует формированию у людей к взаимопониманию как культурной традиции.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Тришкова А.Д. ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ КАК РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 234 - 242. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13479 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13479



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.