'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 33

Просмотры  26 просмотров

Шебут Я.А., Габдулин С.С.

  


НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена основным проблемам противодействия коррупции в Российской Федерации, а также предложены методы решения проблем антикоррупционной направленности. В работе рассмотрено формирование антикоррупционного сознания среди граждан России.   

Ключевые слова:
антикоррупционная политика, коррупция, противодействие коррупции, борьба с преступностью   


Введение.Формирование правовой культуры в свете преодоления правового нигилизма является одной из важнейших государственных задач. Одним из условий этого становится развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения. Объектом исследования в научной работе выступают конфликтные общественные отношения, возникающие в связи с юридическим фактом коррупции, правовые проблемы регулирования коррупции. Предметом исследования в работе являются практика применения правовых норм при борьбе с коррупцией в России.Нормативно-правовую базу исследовательской работы составили: Конституция Российской Федерации, а также другие международные и российские нормативно-правовые акты.Методология и методы научной работы. При исследовании антикоррупционной политики в России использовалась совокупность общенаучных (наблюдение, сбор фактов, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, системный подход) и частно-научных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод, правовое моделирование.Основной текст статьи.Неотъемлемым элементом правосознания является нетерпимое отношение к коррупции как негативному явлению, что станет возможным, когда «рядовым» гражданам будет очевиден и понятен вред от коррупционных схем, которыми зачастую пронизан наш быт. На практике реализация мер как государственных, так и общественных по противодействию коррупции встречает некоторые затруднения, так как заявленные в законе рекомендации участия гражданского общества в этом вопросе не находят отражение в «профильных» законах: «об оперативной розыскной деятельности», уголовном и уголовно-процессуальном кодексах. Очевидно, что это снижает возможность привлечения общественных институтов в антикоррупционные мероприятия [8]. Кроме того, данная сфера, особенно в образовательной системе, абсолютно непрозрачна, сведения носят конфиденциальный характер, и получить реальную и достоверную информацию о масштабах реальной коррупции в образовании очень сложно. Представляется, что отсутствие обозначенной политики деятельности СМИ в сфере противодействия коррупции объясняется тем обстоятельством, что большинство из них финансируется органами власти различного уровня. Как правило, публикации СМИ о коррупции используются в конкурентной борьбе в бизнесе и политике, а потому зачастую являются заказными со стороны финансирующего органа. В тесном контакте с СМИ действуют общественные организации. Деятельность некоммерческих организаций и отдельных граждан, направленная на противодействие коррупции, в современных условиях принимает более масштабные размеры. В основном она осуществляется посредством разработки и совершенствования существующих механизмов взаимодействия гражданского общества и органов исполнительной власти, нормотворческой деятельности, а также путем оказания различной помощи гражданам в реализации их законных прав и в защите от преступных действий, в том числе и коррупционных, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти. Своей задачей они видят определение проблем в существующих механизмах взаимодействия государства и общества в сфере противодействия коррупции. Таким образом, одним из ключевых условий противодействия коррупции в России выступает участие в данном процессе представителей гражданского общества, обеспечивающего существование обратной связи. Формой проявления такой связи является общественное мнение, включающее явное или скрытое отношение людей к фактам и событиям окружающей действительности. Очевидным проявлением гражданской антикоррупционной инициативы является рассмотрение обращений, содержащих информацию о коррупции, которые поступают от граждан и организаций в государственные органы. Качество и количество таких решений будут выступать как показатели эффективности в данном вопросе. Все это будет стимулировать и обеспечивать право граждан на антикоррупционные инициативы, в том числе в образовании. Тем не менее, даже детальное правовое регулирование гражданских инициатив само по себе не является гарантией активного использования данных институтов гражданами. Причин здесь несколько. У нас нигде в законодательстве не закреплена ответственность государственных и муниципальных органов за нежелание содействовать населению в реализации гражданских инициатив. Да и сами граждане не всегда видят положительный эффект от собственных антикоррупционных инициатив. Особенно это актуально в образовании, где участники правовых отношений связаны надолго системой взаимных прав и обязательств. Так, участник дорожного движения, который выкладывает в интернет видео с нарушающим ПДД гаишником, может быть никогда его в жизни больше не увидит. В то время как родители учеников или студенты находятся внутри образовательной системы не один год. Поэтому законодатель должен четко прописать защиту лица, выступившего с антикоррупционной инициативой. Понятно, что государства устанавливает уголовную ответственность за коррупцию, что есть естественная реакция властных структур на это отрицательное явление. В то же время необходимо понимать, что применение мер ответственности ориентировано на интересы общества. Именно общество, его интересы выступают конечной целью установления и применения мер ответственности за коррупцию [6]. На него же рассчитан публичный эффект от ее применения, на него ориентирована профилактика коррупционных правонарушений. Институты гражданского общества - это объединение граждан, которые хотят реализовать некие цели и задачи для разрешения собственных или общих проблем. К ним относятся общественные движения, неправительственные организации, еще неорганизованные, но уже объединившиеся неформально для консолидированных коллективных действий граждане - такие группы называют гражданскими инициативами, а также структуры, их объединяющие, например, сетевые общероссийские или региональные неправительственные организации, общественные палаты, комитеты и т. пОдним из важнейших факторов эффективного взаимодействия гражданского общества и государственных институтов в деле противодействия развития коррупционного сознания создание объективных и действительно работающих механизмов их реального взаимодействия. Здесь особо важен учет общественного мнения при формировании антикоррупционных государственных программ, а также при разработке нормативных актов, и их проверки на коррупционную составляющую. На наш взгляд, для совершенствования механизмов взаимодействия и повышение значения общественного контроля над государственными институтами в деле противодействия коррупции и борьбы с этим отрицательным общественным явлением, следует расширить их точки соприкосновения, в том числе: обеспечить организацию хорошо продуманной и разработанной системы образования и воспитания, создать возможность широкого доступа граждан к нормативно-правовой информации всех ее видов, кроме секретной информации, разработать и законодательно закрепить действенные формы и способов реального вовлечения граждан в управленческую деятельность российского государства, в том числе и для обучающихся. Реализация данных мер позволит сформировать систему, обеспечивающую противодействие коррупции не только силами государственных институтов, но и усилиями гражданского общества. Это необходимо для того, чтобы граждане понимали, как принимаются управленческие решения, направленные на противодействие коррупции как на уровне государства, так и конкретного директора школы или ректора вуза. В теоретическом плане следует расширить исследования собственно социальных целей деятельности государственных и общественных институтов, в том числе в рамках вовлечения в антикоррупционные исследования работников образования различного уровня. Важно участи не только собственно ученых- исследователей из вузов, но и анализ разработок учителей и администрации школ, часто являющихся объектом изучения коррупционных факторов. Это позволит углубить анализ механизмов социальной и собственно правовой профилактики коррупционных рисков, выявить набор организационных, юридических, психологических и материальных средств воздействия на корректирование устойчивого антикоррупционного сознания и поведения всех участников образовательного процесса. Все это усилит реальную связь между ними, действительными социально-экономическими и иными результатами по профилактике коррупционного сознания [2]. Заключение.Таким образом, именно формирование совместной системы борьбы с коррупцией является насущной проблемой государства. Решение данной проблемы невозможно без создания системы взаимодействия общества и государства, а именно: расширения правовых знаний граждан в области уголовного законодательства по вопросам коррупционных преступлений, формирование антикоррупционного сознания при преодоление дефектов понимания коррупционных ситуаций, неуклонное применение антикоррупционных запретов, повышение активности по данным вопросам в рамках существующих институтов, создание новых институтов в порядке гражданской инициативы. Все эти меры позволят начать формирование общественного сознания, направленного не предприятие коррупционного поведения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шебут Я.А., Габдулин С.С. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 194 - 201. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13471 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13471



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.