'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 32

Просмотры  24 просмотров

Турчин П.И.

  


ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ *

  


Аннотация:
в работе представлен анализ действующего законодательства в рамках актуальных вопросов по определению правового статуса участников производства по делам об административных правонарушениях, выявить характерные для данного вида судопроизводства определённые особенности и проблемы.   

Ключевые слова:
КоАП РФ, участники производства, административные правонарушения, проблемы административного судопроизводства   


Обозначение правового статуса участников производства по делу, вне зависимости от отрасли права, традиционно является одним из самых важных и ключевых моментов осуществления правосудия. Четкий перечень всех участников производства по делам об административных правонарушениях содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ). Если быть точнее, то речь идёт о главе 25, статьях 25.1 – 25.11 КоАП РФ. Согласно ним, участниками производства по делам об административных правонарушениях являются:Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,Потерпевший,Законные представители физического лица,Законные представители юридического лица,Защитник и представитель,Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации,Свидетель,Понятой,Специалист,Эксперт,Переводчик,Прокурор.Помимо обычного перечисления лиц, участвующих в деле, указанные выше статьи закрепляют перечень их прав и обязанностей, определяющих правовой статус, в связи с чем считаем необходимым более детально рассмотреть их и выявить определенные особенности и проблемы.Главным «виновником торжества» по всем категориям дел об административных правонарушениях исконно является лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Ознакомившись со статьей 25.1 КоАП РФ, регламентирующей его правовой статус, мы можем сразу же заметить, что закон не содержит конкретного определения, кто же это «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении». Тем не менее, анализируя его права и обязанности, а также изучая правовую доктрину, можно прийти к выводу, данным лицом будет являться – физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение путем действия или бездействия, за совершение которого предусмотрена административная ответственность. В дальнейшем, чтобы не перечислять слово в слово букву закона, рассмотрим лишь нетипичные моменты правового статуса как данной категории лиц, так и других.Таковым, например, является указание на специальный статус несовершеннолетних и его учет в соответствии с ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо». Следующим значимым участником в административном судопроизводстве является потерпевший. В отношении данной категории лиц, в отличие от предыдущей, законодатель закрепил определение потерпевшего лица в ч.1 ст. 25.2 КоАП РФ. Не ясно почему и вследствие чего нельзя было сделать также с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, особенно учитывая то, что данные участники производства по делу об административном правонарушении имеют идентичные права. Отметить стоит, что в случае с потерпевшим, в законе не делается отсылки на ч.3 ст. 28.6 КоАП РФ (как это было с вышеназванным участником производства) и таким образом, в отсутствие потерпевшего можно рассмотреть дело лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч.3 ст. 25.2 КоАП РФ). Также следует упомянуть и о том, что в случае опроса потерпевшего, на него будут распространяться правила дачи показаний свидетелем (ч.4 ст. 25.2 КоАП РФ).Следующей категорией лиц, участвующих в деле об административном правонарушении являются законные представители физического лица. В статье 25.3 КоАП РФ, также не содержится легального определения законного представителя физического лица, имеются лишь обстоятельства, при которых они должны участвовать в деле. Ч. 2 ст. 25.3 КоАП РФ определяет перечень лиц, являющихся законным представителем физического лица, что в свою очередь возможно и подразумевалось как некое «определение» указанных в диспозиции статьи лиц. Еще из особенностей следует выделить ч.5 ст. 25.3 КоАП РФ, которая определяет право судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица, если оно не достигло восемнадцатилетнего возраста.Ст. 25.4 КоАП РФ, определяющая правовой статус законных представителей юридического лица, равно как и ст. 25.3 КоАП РФ не содержит в себе легального определения данной категории участников производства по делу об административном правонарушении, хотя закон отмечает, что юридические лица реализуют свои права при участии в административном производстве через своих законных представителей. Отметим, что уполномочивает защитника на представительство и защиту прав (если он привлекается в процесс) непосредственно законный представитель. Равно, как и в случае с законными представителями физического лица, ч.2 ст. 25.4 КоАП РФ определяет перечень лиц, являющихся законными представителями юридического лица.Следующие две категории лиц, а если точнее – защитника и представителя, мы считаем необходимым рассмотреть в связке, так как их правовой статус является схожим. Уже можно сказать почти традиционно, закон не содержит в себе определения данных категорий, а лишь описывает в каких случаях они могут принять участие в процессе. Наиболее интересным в данном случае будет являться вопрос о различии между защитником и представителем и исходя из буквы закона мы можем дать на него ответ. Разница между ними определена лишь тем, на чьей стороне в процессе они выступают. В соответствии с ч.2 ст. 25.5 КоАП РФ, защитником и представителем могут быть как адвокаты, так и иные лица, в отличие, например, от уголовного судопроизводства, где в качестве защитника допускают лишь адвокаты. Отдельно стоит отметить, что данные категории участников производства по делу об административном правонарушении допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч.4 ст. 25.5 КоАП РФ). Ст. 25.5.1 обозначает правовой статус нетипичного участника для различных видов судопроизводств, а точнее - Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. Данное лицо допускается к делу исключительно в качестве защитника по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности. Следующей категорией лиц, участвующих в производстве об административном правонарушении является свидетель. Легального определения данного участника процесса не закреплено. Поэтому, о том, что и кто это, мы можем делать вывод, лишь исходя из положений ст. 25.6 КоАП РФ. Таким образом, свидетелем может быть физическое лицо, которому известны те или иные обстоятельства правонарушения. Права и обязанности, составляющие его правовой статус, значительно отличаются от уже рассмотренных категорий лиц. Особенностями для данного участника процесс является то, что он в соответствии с ч.5 и ч.6 ст. 25.6 КоАП РФ, предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а также за отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.Отдельно в виде примечания данная статья обозначает перечень лиц, являющихся близкими родственниками.Следующей категорией лиц, принимающих участие в административном производстве является понятой. Ст. 25.7 регламентирует его правовой статус. Из наиболее примечательного, вновь отмечаем, что в законе отсутствует легальное определение «понятой». Исходя из содержания данной статьи, можно вывести следующее – понятым может быть любое дееспособное физическое лицо, незаинтересованное в исходе дела. Определяющей присутствие понятого в процессе является удостоверение своей подписью в протоколе фактов совершения в его присутствии процессуальных действий, а также их содержания и результат. Если понятого вызывают в суд или орган для дачи показаний, то тогда на него распространяется статус свидетеля. Относительно их прав, хотелось бы отметить несколько особенностей, а точнее то, что они вправе делать замечания по поводу процессуальных действия и данные замечания обязательно должны быть занесены в протокол, в соответствии с ч. 4 ст. 25.7 КоАП РФ. Отдельного замечания стоит тот факт, что законом (главой 27 КоАП РФ) предусмотрены ситуации, в которых наличие понятых является обязательным. Ст. 25.8 и 25.9 КоАП РФ определяют правовой статус специалиста и эксперта. Определения данных категории лиц в законе закрепляется посредством перечисления основных функций, которым необходимо обладать. Разница между ними заключается в том, что специалист – это любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств, а эксперт – это любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.Обе категории лиц обязаны явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и осуществить свои функции, после чего заверить их подписью. В случае специалиста, это будут факты совершения указанных им требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств действий, их содержание и результаты. В случае эксперта дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.Обе категории лиц предупреждаются об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений/ложного заключения.За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящих статей, специалист и эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.Ст. 25.10 КоАП РФ закрепляет правовой статус переводчика. Мы вновь не имеем легально определения данного лица, однако, исходя из положений настоящей статьи мы понимаем, что им является любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (осуществляющее сурдоперевод или тифлосурдоперевод), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25.10 КоАП РФ).Главной целью переводчика в процессе является осуществление перевода для участника дела, обеспечивающего полное и всесторонне рассмотрение дела. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, переводчик несет административную ответственность, равно как и за выполнение заведомо неправильного перевода.Последней, но не по значимости, категорией лиц, участвующих в производстве об административных правонарушениях является прокурор. Права прокурора шире, чем у ранее названных участников производства, в том числе главным, из которых является право возбуждать производство по делу об административном правонарушении в пределах своих полномочий, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.Стоит заметить, что органы и должностные лица, составившие протокол об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, они не вправе обжаловать вынесенные по делу постановления. В этих условиях возрастает значение прокурора как субъекта, обладающего правом приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на достаточную разработанность данной тематики в научных кругах, законодателем не предприняты действия по решению имеющихся проблем, а именно – до сих пор отсутствует полное и единообразное закрепление понятия, признаков, прав и обязанностей каждого из лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, что в свою очередь порождает вольное толкование и разночтения относительно лиц, участвующих в данном процессе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Турчин П.И. ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 185 - 193. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13470 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13470



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.