'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 25

Просмотры  49 просмотров

Волков А.В.

  


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются проблемы государственных и муниципальных закупок в условиях цифровизации. Анализируются характерные особенности государственных закупок. Выявлены и обоснованы различия между государственными закупками и коммерческими закупками.   

Ключевые слова:
государственные закупки, муниципальные закупки, цифровизация, единый агрегатор торговли   


Цифровизация представлена ??как процесс перевода различных бизнес-процессов в электронное пространство с целью устранения так называемого «человеческого фактора» с целью оптимизации и повышения производительности. Как цифровизация повлияет на сферу государственных (муниципальных) закупок?На сегодняшний день сфера государственных и муниципальных закупок регулируется Федеральным законом № 1. В целях более эффективного расходования бюджетных средств принят № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Такие закупки осуществляются государственными и муниципальными организациями за счет выделенного бюджета. Заказчик заранее составляет график закупок, согласно которому поставщик уже может планировать свою дальнейшую деятельность. Далее закупка размещается в Единой цифровой системе закупок, а также дублируется на тендерных площадках, где поставщики оставляют свои заявки. Победителем признается участник, предложивший наиболее выгодное ценовое предложение. Закупка завершена, затем заключается договор, поставщик выполняет свои обязательства и получает оплату. Следует отметить активное внедрение различных цифровых платформ, призванных как для удобства документооборота между заказчиком и исполнителем, так и для прозрачности процедуры, что в свою очередь порождает необходимость их правового регулирования и постоянного изменения существующих нормативных актов. Тотальная цифровизация сферы закупок оказывает влияние на развитие экономики страны. Поэтому в современных условиях всем заинтересованным сторонам важно следить за тенденциями и стремительными изменениями в этой сфере.Ранее заказчики приобретали товары, работы и услуги в соответствии с этими пунктами у одного поставщика, но делали это в «бумажном» виде, а сама процедура была крайне непрозрачной. Теперь такие закупки необходимо осуществлять в электронном виде, а у клиентов есть возможность дополнительно сэкономить на их проведении и получить более выгодные предложения от поставщиков. Подробнее это нововведение мы рассмотрим ниже, плюсы и минусы. Единый торговый агрегатор «Березка». Он настолько хорош? Выше мы рассмотрели понятие ЭАТ. Все федеральные органы исполнительной власти и их госучреждения обязаны были начать закупки с 01 ноября 2018 года. Однако с 01.11.2018 они обязаны закупать через ЕАТ только канцелярские товары. А вот остальные закупки стали обязательными с 01 марта 2019 года. Этот срок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.10.2018 № 1. № 2326-р «Об отсрочке обязательного применения ЭАТ». Отметим несколько преимуществ данного нововведения. Конечно, главным преимуществом является прозрачность торговли. Потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), не зная потенциальных заказчиков, размещают информацию о ценах на товары/работы/услуги. Государственный заказчик выбирает необходимый ему товар из каталога по минимально предложенной цене. И вроде бы всё хорошо и прозрачно, но стоит обратить внимание на то, что на сегодняшний день в ЕАТ зарегистрировано довольно много поставщиков, поэтому в большинстве случаев сессия на ЕАТ признается недействительной, и в этом возникает необходимость. заключать договоры обычным «бумажным» способом. Также законодатель не запрещает заключать договоры «на бумаге» с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), предложившими цену меньшую, чем предлагалась на ЭАТ. Ведь главный принцип государственных (муниципальных) закупок – экономия федерального бюджета.Сотрудникам контрактной службы не требуется сверять строки «бумажных» договоров. Одним из очевидных минусов EAT является то, что пока этот сайт не доработан, часто проводятся регламентные работы и из-за этого сайт работает достаточно медленно или вообще отключается из-за регламентных работ, что в принципе замедляет работу контрактная служба учреждений в целом. Очень проблемная система получения лицензии (ключей доступа) к этому сайту. Она станет более эффективной, а процедура закупок у единого поставщика станет намного проще и прозрачнее.Порядок размещения информации в ЕИС и ее содержание регулируются Федеральным законом № 1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», а также соответствующие подзаконные акты. Еще одной системой, обеспечивающей быстрое и удобное взаимодействие заказчика и поставщика, является Портал исполнения контрактов. Его основная цель – организация документооборота и контроль исполнения обязательств между сторонами. В Московской области платформа стала обязательной для всех государственных и муниципальных бюджетных организаций и организаций государственной собственности с 2017 года на основании постановления Правительства Московской области от 20.07.2017 № 1. № 610/24 «О подсистеме Портала исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области и внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1184/57 «О порядке по взаимодействию в сфере закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд»». На ПИКе согласно установленным срокам поставщики (исполнители) вешают необходимый пакет документов на поставку товаров или услуг, а заказчик, в свою очередь, принимает или отклоняет эти документы в случае выявления нарушений. Сервис дает возможность отслеживать и контролировать исполнение каждого договора посредством документооборота без использования бумажных носителей. В каждом контракте, созданном на данной платформе, в Приложении 4 вы можете ознакомиться с Правилами электронного документооборота Портала исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области. Настоящее Положение является приложением к государственному контракту (гражданско-правовому договору), заключаемому в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Договор) [3]. Система ПИК постоянно совершенствуется, чтобы у пользователей возникало как можно меньше проблем в процессе составления и исполнения договоров, а при возникновении определенных сложностей всегда есть возможность обратиться в техподдержку для их решения. Таким образом, нельзя не отметить активную тенденцию цифровизации в сфере закупок. Это позволило существенно упростить и ускорить многие процессы как при составлении, так и при заключении договоров. Внедрение цифровых площадок способствует повышению прозрачности и снижению затрат при закупках. При этом важно не забывать о необходимости адаптации законодательной базы к современным реалиям и своевременном введении необходимых нормативных правовых актов, определяющих порядок использования и регулирования новых систем.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Волков А.В. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 134 - 139. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13463 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13463



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.