'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  43 просмотров

Сковорода К.А.

  


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКТЯБРЬСКОЙ ДИРЕКЦИИ СНАБЖЕНИЯ (ОАО «РЖД») *

  


Аннотация:
в статье рассматривается процесс закупочной деятельности материально-технических ресурсов в ОАО «РЖД» на примере Октябрьской дирекции снабжения. С целью создания единообразного подхода к осуществлению снабженческих операций возникает необходимость организации оптимизации процессов. В связи с этим, в данной статье рассмотрен ряд мероприятий по совершенствованию подхода к формированию плана поставки, необходимого для выполнения производственных программ предприятий полигона Октябрьской железной дороги.   

Ключевые слова:
закупочная деятельность, снабжение, материально-технические ресурсы, план поставок, РЖД, Октябрьская дирекция снабжения   


Железнодорожный транспорт в Российской Федерации занимает особое место в транспортной системе страны. Для поддержания инфраструктуры используется закупочная деятельность, обеспечивающая необходимой продукцией, услугами предприятия, занимающиеся ремонтом участков железнодорожного пути.В процессе жизнедеятельности холдинга «РЖД» сфера закупок претерпевала большие изменения, направленные на совершенствование, оптимизацию и повышение прозрачности закупочной деятельности. Но даже в данных обстоятельствах остаются такие риски как:закупка материально-технических ресурсов, не отвечающих требованиям и потребностям подразделений ОАО «РЖД»,несвоевременное планирование закупок,отсутствие необходимого функционала информационных систем и т.д.В связи с этим целью работы является анализ бизнес-процессов компании ОАО «РЖД» в разрезе осуществления закупочной деятельности и выявления слабых мест с последующей разработкой механизмов совершенствования. Модернизация процессов при организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» позволит обеспечить предприятия полигонов железных дорог материально-техническими ресурсами при минимально возможных издержках с соблюдением графиков выполнения производственных программ.Транспортным обслуживанием большинства субъектов Российской Федерации занимается холдинг «Российские железные дороги» (полное наименование – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»). В целях оптимизации деятельности компании и повышения конкурентоспособности на рынке перевозочных услуг структура ОАО «РЖД» с 2008 года трансформировалась в вертикально-ориентированный холдинг. Железнодорожная сеть разделена на 16 полигонов, объединяющих определенные субъекты Российской Федерации.На каждом полигоне имеются свои дочерние и зависимые общества, филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», занимающиеся различными функциональными процессами для поддержания деятельности компании.В данной статье рассматривается процесс осуществления закупочной деятельности ОАО «РЖД», а также проблемы, возникающие в организации снабженческой деятельности, влекущие невыполнение производственных работ по капитальному ремонту участков железнодорожного пути.Для наглядного представления сквозного процесса организации закупок и снабжения ОАО «РЖД» представим схему, которая показывает последовательность этапов с момента заявки продукции предприятием до момента проведения запланированных работ, а именно производственной программы. Рис. 1. Схема процесса закупок и снабжения ОАО «РЖД».На Рисунке 1 можно ознакомиться с основной операционной деятельностью компании. Большую часть процесса занимает взаимодействие организатора закупок и заказчика при формирования годового плана поставок материально-технических ресурсов, а также поставки и приемки груза после заключения договора с контрагентом на основании проведённых торгов на электронной торгово-закупочной площадке.ОАО «РЖД» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. №223-ФЗ.Анализ совершенствования процессов при проведении заявочной кампании будет проведен на примере Октябрьской дирекции снабжения структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения филиала ОАО «РЖД». Данная дирекция занимается закупкой и организацией поставок материально-технических ресурсов требуемого качества и количества при минимальных издержках для филиалов и структурных подразделений полигона Октябрьской железной дороги. Также у дирекции имеются свои складские комплексы, расположенные в крупных областных центрах используемые для хранения груза, проверки качества и количества поставляемой продукции контрагентами. Далее будет подробно представлена закупочная деятельности дирекции с выявленными проблемами и предложениями по модернизации процессов при проведении заявочной кампании.Основополагающим процессом заявочной кампании является формирование утвержденного плана поставок на текущий/будущий отчетный период по выделенным лимитам финансирования.Процесс планирования поставок материально-технических ресурсов осуществляется ежегодно и начинается с формирования филиалами предварительных заявок на товары, услуги в рамках бюджетных параметров с разбивкой по кварталам (месяцам) в соответствии с регламентом бюджетного управления холдинга «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД».Заказчик – филиал, структурное подразделение ОАО «РЖД» формирует предварительную заявку в соответствии с необходимой потребностью и объектами производственных программ, для которых они заказываются. Сформированные предварительные заявки аккумулируются Центральной дирекцией закупок и снабжения и проходят проверку на соответствие выделенным бюджетным параметрам. Также учитывается ряд важных факторов, таких как минимальный срок поставки и транзитная норма отгрузки, импортная продукция (в виду ряда санкционных ограничений, примененных на территории Российской Федерации), равномерность поставки в течении заявленного периода, производственные возможности предприятий изготовителей.План поставок материально-технических ресурсов утверждается и размещается в типовой филиальной системе «Модуль планирования». Центральная дирекция закупок и снабжения производит передачу утвержденного плана поставок в филиалы и дочерние и зависимые общества.Также у Центральной дирекции закупок и снабжения имеется функционал под названием «Прогнозный план поставок», который подразумевает под собой заранее спланированную заявку заказчика определенной продукцией, но не освоенной лимитами финансирования. Это означает, что данный план может быть проработан организатором закупки в разрезе проведения конкурсной процедуры, но отгрузка такой продукции будет осуществлена только при условии наличия бюджета у заказчика. Утвержденный план поставок распределяется на шестнадцать полигонов железных дорог, а также объем определяется под закупку самой Центральной дирекцией закупок и снабжения. План поставок, который переходит для организации закупки на полигоны железных дорог называется «Региональный план поставки». Закупка, осуществляемая Центральной дирекцией закупок и снабжения, называется «Централизованный план поставок». Различия «Регионального плана поставок» от «Централизованного плана поставок» существенны, так как поставка продукции по централизованному плану – это заявка всей сети железных дорог, в свою очередь региональный план – это заявка подотчетных регионов, принадлежащих определенным дирекциям снабжения. Каждая номенклатурная единица продукции имеет свой уникальный код СК МТР – сетевой классификатор материально-технических ресурсов для оптимизации работы с потребностью в закупке, поставке, а также для корректного учёта поступления материала на главный материальный склад и его перемещения до конечного потребителя. Октябрьская дирекция снабжения с момента получения утвержденного плана поставок материально-технических ресурсов производит утверждение уровня начальных максимальных цен по заявленной продукции. Пакет документов по обоснованию начальных максимальных цен формируется в соответствии с методическими рекомендациями и правилами подготовки.В случае отсутствия продукции на рынке или снятия с производства заводами-изготовителями, дирекции необходимо рассмотреть к закупке эквивалентную продукцию с последующим согласованием заказчиком посредством оформления официальной переписки в единой автоматизированной системе документооборота.При согласовании продукции и утверждении начальных максимальных цен дирекция готовит пакет документов для публикации конкурсной процедуры на электронной торгово-закупочной площадке РТС-Тендер. Время проведения конкурсной процедуры и количество этапов проведения зависит от выбранного вида процедуры.После подведения итогов конкурсной процедуры объявляется участник-победитель, который согласовывается на Конкурсной комиссии дирекции. Для оповещения участников конкурсной процедуры о завершении торгов на электронной торгово-закупочной площадке осуществляется публикация протокола Конкурсной комиссии.Далее происходит процесс заключения договора поставки с контрагентом с последующей выдачей разнарядок на отгрузку товара. В зависимости от адреса отгрузки, который указан в разнарядке, поставщик отгружает продукцию на Главный материальный склад дирекции или осуществляет транзитную отгрузку, а именно доставляет груз до конечного получателя напрямую с собственных складов или складов заводов-изготовителей.На Главном материальном складе груз проходит проверку по качеству и количеству в соответствии с инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. После проведения приемки продукция передается заказчику для проведения запланированных производственных работ.При проведении анализа операционных процессов Октябрьской дирекции снабжения были выявлены пробелы во взаимодействии организатора закупок и заказчика продукции. Ключевой проблемой в процессе закупочной деятельности является отсутствие понимания организатором закупки, а именно Октябрьской дирекцией снабжения, срочности и важности в ускорении отгрузки продукции под запланированные производственные программы заказчиками. В типовой филиальной системе «Модуль планирования» отсутствует признак запланированной целевой программы по заявленной продукции. При проведении заявочной кампании заказчик в системе выбирает необходимую продукцию без указания примечания, для каких работ и где будет применяться заявленное изделие. Типовая филиальная система «Модуль планирования» не подразумевает распределение продукции под виды работ на стадии формирования заявки, данное примечание заполняется вручную сотрудниками Центральной дирекции закупок и снабжения при имеющейся информации от заказчика оформленной официальным письмом в единой автоматизированной системе документооборота. Ряд изделий, заявленных заказчиком, идет по программе «Освежения складских запасов» или замену вышедшей из строя продукции без права рассмотрения эквивалентов во избежание некорректной работы основного оборудования. В большинстве случаев продукция, не позволяющая применение аналогов, является импортной. На сегодняшний день иностранные компании запретили ввоз своей продукции в виду ряда санкционных ограничений, примененных на территории Российской Федерации. Учитывая данное обстоятельство, у организатора проведения конкурсной процедуры возникает проблема с поставкой и приемкой продукции заказчиком. Согласно федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011г. в процессе проведения конкурсной процедуры участник имеет право предложить эквивалентную продукцию по техническим и функциональным характеристикам, указанным в техническом задании аукционной документации [1]. Также одной из проблем является срок изготовления заявленной продукции под срочные виды работ, которые не были запланированы в годовой потребности. Данная продукция добавляется в утвержденный план поставок в соответствии с обращением заказчика в письменном виде в единой автоматизированной системе документооборота. На основании полученного плана Октябрьская дирекция снабжения формирует начальный максимальный уровень цен, строку плана закупок и отыгрывает конкурсную процедуру с последующим заключением договора поставки. Данный процесс занимает минимум три месяца. Учитывая тот факт, что большинство изделий, которые идут для ремонта путевой инфраструктуры, изготавливаются 30-90 рабочих дней, то производственные работы не могут быть выполнены в запланированные сроки и их придется корректировать с изменением графика движения поездов. На основании анализа, проведенного по закупкам нескольких лет, была выявлена тенденция участившихся случаев осуществления заявки оборудования без права возможности поставки эквивалентной продукции, а также продукции с длительным сроком изготовления заявленной под срочные виды работ на участках железнодорожного пути. Также в связи с отсутствием информации у организаторов закупки о видах работ, для которых заявлена номенклатура, происходит некорректное распределение утвержденного плана поставок на «Региональный план поставок» и «Централизованный план поставок».В целях минимизации рисков недопоставки продукции в заявленные сроки, указанные в утвержденном плане поставок, необходимо в типовой филиальной системе «Модуль планирования» осуществить доработку в разрезе проставления примечания о назначении целевой программы или отсутствия возможности рассмотрения поставки эквивалентной продукции. Также при потребности заказчика в продукции, которая имеет длительный срок изготовления, необходимо позволить использовать «Прогнозный план поставок». Использование данного плана позволит конечному получателю заранее заявить продукцию с учётом предстоящих работ с соответствующим примечанием наименования и сроков выполнения. Некорректное распределение утвержденного плана поставок влечет за собой несвоевременную отгрузку продукции заказчику, так как часть продукции находится на поставке у Октябрьской дирекции снабжения, а оставшаяся часть на поставке у Центральной дирекции снабжения. Запланированные ремонтные работы на участках железнодорожного пути не могут быть начаты при отсутствии ряда изделий, что в дальнейшем приводит к колоссальному изменению «окон» в графике движения поездов. «Окна» - это промежуток времени, в течение которого движение поездов по определенному участку пути запрещено в связи с проведением ремонтных работ. Таким образом, совершенствование процессов в Октябрьской дирекции снабжения заключается в дообработке необходимого функционала информационных систем, заранее спланированного «Прогнозного плана» в разрезе непредвиденных обстоятельств и срочных видах путевых работ, а также проведении снижения импортозависимости в применении продукции, отвечающей за безопасность движения поездов. Изучив общие характеристики закупочной деятельности ОАО «РЖД» и проанализировав правовое регулирование, вывялены текущие проблемы в этой области и разработаны обоснованные предложения по совершенствованию ключевых процессов в Октябрьской дирекции снабжения, что позволит обеспечить предприятия полигонов железных дорог материально-техническими ресурсами при минимально возможных издержках с соблюдением графиков выполнения производственных программ.Организация закупочной деятельности в ОАО «РЖД» динамично развивается и меняется в связи с течением различных обстоятельств. В связи с этим сфера закупок и в дальнейшем потребует исследований в данной области.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сковорода К.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКТЯБРЬСКОЙ ДИРЕКЦИИ СНАБЖЕНИЯ (ОАО «РЖД») // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 102 - 111. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13459 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13459



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.