'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 15

Просмотры  50 просмотров

Миронова Е.В., Стрекалова С.А.

  


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена исследованию концептуальных основ формирования бухгалтерской отчетности. Рассмотрены основные теоретические и методологические аспекты, лежащие в основе подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и национальными стандартами бухгалтерского учета.   

Ключевые слова:
бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, принципы подготовки, качественные характеристики, отчетная информация   


Формирование достоверной и информативной бухгалтерской отчетности является ключевым элементом финансового управления организацией. Для обеспечения прозрачности и достоверности финансовой отчетности необходимо учитывать концептуальную основу, определяющую основные положения ее составления.Методологические аспекты формирования бухгалтерской отчетности.1. Принцип беспристрастности. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена ??с учетом объективности и нейтральности, исключая субъективное вмешательство.2. Принцип устойчивости. Информация в отчетах должна быть стабильной и соответствовать предыдущим периодам.3. Принцип соответствия. Вся информация в отчетах должна соответствовать действующим нормам и стандартам бухгалтерского учета.Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета.1. МСФО. Стандарты МСФО – это общепризнанные международные стандарты, определяющие правила подготовки финансовой отчетности для организаций по всему миру.2. Национальные стандарты. Национальные стандарты бухгалтерского учета разрабатываются в различных странах с учетом особенностей отечественного законодательства и экономической практики.Таким образом, в условиях плановой экономики сложилась система учета, обусловленная общественной природой собственности и потребностями государственного управления экономикой. Основным потребителем информации, генерируемой в этой системе, было государство (представленное отраслевыми министерствами и ведомствами, а также органами планирования, статистики и финансов). Существующая система государственного финансового контроля решила задачу выявления отклонений от заданных моделей экономического поведения организаций.[2] Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, был разработан в связи с тем, что процесс реформирования отечественной учетной системы в то время отставал от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Основные цели реформы заключаются в следующем. создать систему стандартов бухгалтерского учета и отчетности, предоставляющую полезную информацию пользователям, в первую очередь инвесторам, обеспечить соответствие реформы бухгалтерского учета в России основным тенденциям гармонизации стандартов на международном уровне, оказывать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.[3] Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации бухгалтерского учета, которую осуществляет Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC), разрабатывающий и публикующий Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО (International Accounting Standards – IAS). Суть этого подхода заключается в разработке единого набора стандартов, применимого к любой ситуации в любой стране, что исключает необходимость создания национальных стандартов. Что касается введения единых стандартов, то это должно достигаться не законодательным путем, а добровольным соглашением профессиональных организаций стран. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа осуществляется по следующим основным направлениям. совершенствование нормативно-правового регулирования, формирование нормативной базы (стандартов), методическое обеспечение (инструкции, рекомендации, комментарии), кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета), международное сотрудничество. Важной составляющей нормативного обеспечения является поддержание стабильности развития национальной системы бухгалтерского учета. Основная задача – создать приемлемые условия для последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения присущих системе бухгалтерского учета функций в конкретной экономической среде. Для этого необходимо обеспечить соответствие российской системы бухгалтерского учета признанным в мире подходам к бухгалтерскому учету, сформировать модель сосуществования и взаимодействия налоговой системы и системы бухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляции, пересмотреть приемлемые способы оценки активов и пассивов, создать механизмы, обеспечивающие открытость (гласность) бухгалтерской отчетности.[7] Одним из результатов работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами стало создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, где ключевым элементом стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) бухгалтерского учета, их внедрение на практику. При этом нормативное регулирование, осуществляемое Министерством финансов РФ, переориентируется с бухгалтерского процесса на бухгалтерскую отчетность с упором на регулирование финансового учета. Развитие методического обеспечения организации бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской профессии предполагает усиление роли профессиональных организаций и, прежде всего, Института профессиональных бухгалтеров России. Следует отметить, что уже сегодня все проекты положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов, подлежащих утверждению Минфином РФ, разрабатываются его специалистами. На 2014 год действуют 24 Положения (стандарта) по бухгалтерскому учету, определяющие содержание и характеристику объектов учета, порядок их классификации, условия принятия их к учету и списания в бухгалтерский учет, требования к учетной политике, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности и т.п. Следующий этап развития бухгалтерского (финансового) учета и отчетности начинается с утверждения Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. 440 Плана Минфина России на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности. Были выделены основные направления. повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности, развитие профессии, международное сотрудничество.[4] Огромную роль в истории России играет Федеральный закон «О бухгалтерском учете». № 402-ФЗ, принятый 06 декабря 2011 года, занявший важное место в системе других законов, разрабатываемых с учетом специфики рыночных отношений. Данный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: а) устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета, б) повышает правовой статус стандартов бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, в) устанавливает обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, г) повышает статус стандартов бухгалтерского учета до уровня норм иного законодательства.[1] Переход на МСФО обеспечит отчетности российских предприятий такие важные характеристики, как ясность, сопоставимость, прозрачность, надежность, что, в свою очередь, послужит пользователям отчетности снижению затрат, затрачиваемых на ее анализ. Компаниям больше не нужно будет координировать внутренний (управленческий) и внешний (финансовый) учет. Следует отметить, что применительно к современной российской специфике стратегический учет представляет собой часть учетного информационного пространства, объединяющую финансовый и управленческий учет в единую систему обеспечения эффективного процесса управления. Благодаря своей интеграции стратегический учет обеспечивает комплексный подход к выявлению и решению проблем, стоящих перед предприятием. [5, с.207] Но самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. В результате доступности инвесторам большего количества информации об объекте возможных инвестиций, инвестиционные риски будут снижены. Подводя итоги реформы бухгалтерского учета, можно отметить такие достижения, как создание Института профессиональных бухгалтеров России, вступление России в Консультативный совет Лондонского комитета по МСФО. Российские правила бухгалтерского учета (ПБУ) обогатились рядом новых понятий, почерпнув их из правил международных стандартов. Но самым важным достижением является то, что все большее число компаний начало самостоятельно применять МСФО.Концептуальная основа формирования бухгалтерской отчетности является основой правильного составления финансовой информации и обеспечения прозрачности финансового положения организации. Понимание и применение этих концепций является важным элементом эффективного финансового управления и принятия обоснованных бизнес-решений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Миронова Е.В., Стрекалова С.А. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 73 - 80. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13453 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13453



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.