'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 12

Просмотры  31 просмотров

Заболотских Д.Ю.

  


АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГО-КАМСКОГО МАКРОРЕГИОНА *

  


Аннотация:
в работе характеризуются социально-экономические факторы и их влияние на развитие Волго-Камского макрорегиона. На основании проведенного анализа были сделаны выводы о необходимости снижения зависимости от импортной продукции регионам Волго-Камского макрорегиона.   

Ключевые слова:
социально-экономическое развитие, макрорегион, факторы развития, региональная экономика   


Основой социально-экономического развития макрорегиона является повышение уровня и качества жизни населения. Уровень и качество жизни сопряжены с состоянием и развитием социальной сферы регионов, с результативностью и эффективностью государственного управления отраслями социальной сферы.Под социальной сферой региона понимается совокупность отраслей и предприятий, деятельность которых осуществляется на территории региона и направлена на удовлетворение запросов граждан, определяющих их благосостояние, качество жизни и уровень потребления. Социальную инфраструктуру региона можно определить как комплекс отраслей социальной сферы. К отраслям социальной сферы относятся образование, здравоохранение, физическая культуры и спорт, культура и искусство. Функционирование отраслей социальной сферы способствует устойчивому развитию региона, повышению качества и уровня жизни населения. Основные элементы социальной инфраструктуры региона — это совокупность ресурсов — капитальных (здания, оборудование, сооружения), нефинансовых (кадровое обслуживание, информационное обеспечение) и организационно-управленческих (планирование, организация, контроль) [3, c. 45-58].Основная задача социальной инфраструктуры состоит в необходимости оказания социальных услуг непроизводственного характера. Эта задача решается посредством: обеспечения равного доступа к услугам социальной инфраструктуры на всей территории страны; удовлетворения потребностей населения региона в обеспечении условий воспроизводства рабочей силы; охраны и укрепления здоровья, улучшения медицинской инфраструктуры, повышения доступности и качества медицинской помощи; представления качественных образовательных услуг, создания условий для улучшения благосостояний семей и повышения рождаемости, увеличения периода активного долголетия, что позволит сформировать прогрессивные тенденций в демографическом процессе в целом; всестороннего развития личности на основе определенной структуры потребительских ценностей.7 мая 2018 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России, сформированные по 13 стратегическим направлениям. Срок реализации национальных проектов – 31 декабря 2024 года. 113 показателей национальных проектов, участие в формировании официальной статистической информации, по которым принимают 25 министерств и ведомств, включено в Федеральный план статистических работ, утвержденный Правительством Российской Федерации [1].За Росстатом закреплен 21 показатель, часть из которых находится в стадии разработки. Всего предусматривается включение в Федеральный план статистических работ 340 показателей. Охарактеризуем основные из них по следующим направлениям: демография, здравоохранение, жилье и городская среда, наука. Результаты исследования за 2021 г. представлены в таблице 1.Таблица 1. Показатели социально-экономического развития субъектов Волго-Камского макрорегиона, необходимые для мониторинга достижения показателей национальных проектов (программ). Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистикиНа основе полученных данных можно прийти к следующим выводам: в Республиках Марий Эл и Удмуртия наблюдается наименьшая среди субъектов ВКМ смертность населения (4300 на 100 000 человек), в то время как в Нижегородской области аналогичный показатель составил 4992,9 человек, что заметно выше средних показателей по макрорегиону; средний суммарный коэффициент составил 1,44 при норме, установленной специальной литературой в размере 2,0. Данный факт отражает необходимость доработки политики в области поддержания численности населения страны, а также требует внедрения более эффективных мер стимулирования повышения рождаемости среди населения. Заключительный показатель в области демографии – доля граждан, ведущих здоровых образ жизни, составил 9,1%, что является неудовлетворительным значением и требует разработки мероприятий по повышению привлекательности спортивных соревнований, правильного питания и закаливания для поддержания общего уровня здоровья граждан. Помимо этого, отмечается показатель младенческой смертности, который по итогам 2021 года составил 3,9%. Подобные результаты считаются удовлетворительными, поскольку показатели в промежутке от 0 до 10% оцениваются как низкие и отражают довольно высокий уровень медицинского обслуживания в макрорегионе.Касаемо состояния жилья и городской среду, отметим показатели Татарстана в объеме жилищного строительства – 2,7 млн. м2, а также по вводу жилья в многоквартирных жилых домах – 1,2 млн. м2, остальные регионы заметно уступают в данном аспекте лидерам, что, безусловно, требует введения определенных мер по изменению сложившейся ситуации.Характеризуя внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников, выделим Нижегородскую область, поскольку размер их трат за 2021 год составил 85,2 миллиардов рублей, что свидетельствует о повышении привлекательности сложных интеллектуальных разработок в регионе и ориентации на наукоемкие производства.Таким образом, развитие социальной сферы в субъектах федерации, относящихся в Волго-Камскому макрорегиону, происходит разными темпами. Различия в характере трансформаций, затрагивающих экономическую и социальную сферы, обусловлены, в первую очередь, неоднородным распределением человеческих ресурсов среди регионов, а также отличиями в стратегиях, установленных местными органами власти.Социально-экономическая система макрорегиона характеризуется высокой чувствительностью к изменениям внешней среды. В связи с подобной особенностью пандемия коронавирусной инфекции нанесла серьезный удар по системе Волго-Камского макрорегиона, при этом в значительной степени пострадали крупные мегаполисы (особенно сегмент рыночных услуг). Отрицательную динамику демонстрируют все развитые субъекты федерации, в то время как дотационные регионы пострадали меньше. Спад промышленности в период пандемии был менее сильным, но устойчивым вследствие негативного влияния нескольких факторов: снижения глобального спроса на продукцию экспортных отраслей, производящих сырье и полуфабрикаты (алмазы, нефть, газ, уголь, в меньшей степени — металлургия), сокращения внутреннего спроса, особенно на продукцию автомобильной и ювелирной промышленности, а также карантина для части предприятий в отраслях внутреннего спроса в первую волну. Самую худшую динамику имели регионы автомобильной промышленности (Нижегородская область — спад на 20%), часть нефтегазодобывающих и других сырьевых регионов (Татарстан — на 15-20%), а также Пермский край (спад на 25%).Восстановительный рост шел быстрее в обрабатывающих отраслях, после падения во II квартале на 5% объем производства за январь-ноябрь 2020 г. вернулся к уровню 2019 г. Во вторую волну спада не было, в октябре-ноябре почти половина регионов восстановили или превысили показатель того же периода 2019 г., а в регионах автомобильной промышленности спад смягчился. В добывающих отраслях производство в январе-ноябре 2020 г. сократилось на 7% к тому же периоду 2019 г., а в осенние месяцы оно не росло. В секторе услуг велика доля малых и средних предприятий и организаций (МСП). Помощь государства пострадавшим отраслям была слабой, поэтому риски банкротств МСП выросли. Проблемы пандемии накладываются на негативные тенденции предыдущих лет: по данным Росстата, численность занятых в МСП по всей России сокращалась и до ковида, с 12 миллионов человек в 2017 году до 11 миллионов человек в I квартале 2020 года, то есть на 9%. Снижение занятости происходило в подавляющем большинстве регионов. Последствия ковида пока оценить невозможно, численность занятых в МСП за январь — сентябрь 2020 года даже немного выросла. Скорее всего, рост банкротств МСП переместится в 2022 году в связи с окончанием льготного периода, позволявшего откладывать налоговые и арендные платежи. Не все бизнесы смогут их заплатить из-за сильного падения прибыли.Кризисный спад занятости проявлялся в разных формах. Для крупных и средних предприятий и организаций, прежде всего промышленных, основным механизмом адаптации к кризисам является рост неполной занятости, позволяющий снизить издержки на оплату труда. Российский Трудовой кодекс затрудняет увольнения, но разрешает неполную занятость (простои, отпуска по соглашению сторон) [2, c. 456-458]. Уровень безработицы в макрорегионе вырос незначительно — с 4,8% в I квартале до 6,2-6,3% в августе-ноябре. Он приблизился к уровню зарегистрированной безработицы. Заметны две зоны значительного роста на территории России. Первая — некоторые индустриальные регионы (Карелия, Волгоградская и Томская области — до 9-10%, Ярославская, Челябинская и Кемеровская — до 8%, Ставропольский, Красноярский края, Оренбургская область, Башкортостан и Марий Эл — до 7%). Вторая — республики Северного Кавказа и юга Сибири, которые давно имеют самый высокий уровень безработицы.Динамика зарегистрированной безработицы обусловлена прежде всего институциональными факторами, поэтому не отражает влияния двух волн ковидного кризиса. Уровень зарегистрированной с марта по сентябрь вырос в пять раз — с 1 до 4,9%, или с 0,7 до 3,7 миллионов человек. Федеральные власти весной увеличили пособия по безработице до прожиточного минимума (с дополнительной выплатой 3 тыс. руб. на ребенка) и упростили процедуру регистрации в службах занятости. Из федерального бюджета на выплаты пособий по безработице в январе — октябре 2020 года было дополнительно израсходовано 124 млрд. руб., что стало значимой мерой поддержки населения в период кризиса. Однако эти меры были временными, только на три — четыре месяца. С октября правила регистрации ужесточились, выплаты на детей отменили, поэтому численность зарегистрированных безработных стала сокращаться. Власти не сочли необходимым поддерживать безработных в прежних масштабах, поскольку жёстких карантинных ограничений во вторую волну ковида не вводилось.Пережив все трудности в коронавирусное время, весной 2022 организации столкнулись с новой волной кризиса. Сложившаяся ситуация требует поиска нового вектора в направлении развития всего макрорегиона, отражая необходимость в импортозамещении большинства составляющих экономики. Далее нами была проанализирована структура импорта и экспорта субъектов РФ, входящих в состав Волго-Камского макрорегиона, сложившаяся в 2020 году. Товарная структура представлена в таблице 2.Таблица 2. Структура экспорта и импорта Волго-Камского макрорегиона в 2020 году в миллионах долларов США.Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Сложившаяся ситуация в регионах ВКМ отражает высокую степень интегрированности экономик в мировое торговое пространство, в связи с чем запрет на осуществление сделок с зарубежными компаниями довольно сильно ударит по положению большинства субъектов. В особой степени могут пострадать экономики Республики Татарстан (из-за сокращения объемов экспорта продукции топливно-энергетического комплекса и химической промышленности), Пермский край (ввиду сокращения зарубежного спроса на товары аналогичных отраслей), а также Нижегородская область, которая тесно сотрудничает с иностранными организациями в области импорта и экспорта машин, оборудования и транспортных средств.Таким образом, регионы ВКМ должны решить сложные задачи: снизить зависимость от импортной продукции и найти новые источники доходов от экспорта. Однако, импортозамещению препятствуют недостаточный объем внутреннего производства и низкое качество продукции. Для развития и модернизации производства российскому бизнесу приходится импортировать западное оборудование и технику, так как местных аналогов некоторого оборудования просто нет.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Заболотских Д.Ю. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГО-КАМСКОГО МАКРОРЕГИОНА // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 56 - 64. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13450 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13450



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.