'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 4
  4. Научная статья № 10

Просмотры  48 просмотров

Валеева В.К., Кожевникова В.А., Павлов Д.Д., Малютина Л.С.

  


НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНЫХ И СТРУКТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются системные и структурные трансформации, необходимые для адаптации экономической системы в условиях цифровой трансформации и экономической нестабильности. Выделяются проблемы, с которыми сталкивается российская экономика в процессе цифровой трансформации, включая отраслевой дисбаланс, монополизацию секторов предпринимательства, низкую производительность труда и инфляционные процессы.   

Ключевые слова:
экономика, экономическая система, экономическая безопасность, цифровизация, экономическая нестабильность, развитие   


В современном, постоянно изменяющемся и усложняющимся мире все чаще хозяйствующие субъекты сталкиваются с инновациями, технологическими изменениями. Постепенно и неизбежно во все экономические процессы проникают цифровые механизмы и оказывают существенное воздействие на принципы функционирования экономики. Преобразующие технологии в первую очередь коснулись сферы экономики и предпринимательства. Привычные, установленные способы экономической деятельности трансформируются и оптимизируются, наполняются информационными потоками экономические процессы. Вместе с тем наблюдаются системные и структурные трансформации, активно развиваются и поддерживаются новые способы ведения бизнеса. Актуальность цифровизации формирует усиливающийся интерес к проблемам и рискам, возможностям и выгодам в условиях нестабильности рынка, которые оказываются доступными в рамках цифровой экономики.Цель: Анализ институциональных изменений в условиях цифровизации экономики, обеспечивающих конкурентные позиции и экономическую безопасность РФ.Задачи: рассмотреть экономическую модель современной России, выявить основные проблемы российской экономической системы в условиях нестабильности,рассмотреть возможные направления изменений посткризисной модернизации экономики,определить необходимость ведения цифровых технологий в сферы хозяйствования, определить, как институциональные изменения цифровой экономики позволят обеспечить конкурентные позиции и экономическую безопасность РФ.Экономическая система России является смешанной экономической системой открытого типа, основу которой составляет рынок, однако в силу исторических особенностей, мера участия государства в хозяйственных процессах достаточно высока. По способу производства система может быть отнесена к капиталистической с преобладанием крупной частной собственности на средства производства. Так же стоит отметить многоукладность российской экономики: основой является частная собственность, однако одновременно с ней сосуществуют и взаимодействуют государственная, коллективная и корпоративная формы собственности. Система регулируется не только рыночным механизмом, но и государством. Говоря об уровне развития, можно отметить, что российская экономика относится к постиндустриальному типу [1, с. 99]. На современном этапе развития экономической системы можно выделить ряд проблем, с которыми российская экономика вступила в период цифровой трансформации. В первую очередь следует сказать об отраслевом дисбалансе экономики и о неравномерности развития регионов страны. Вторая проблема - монополизация отдельных секторов предпринимательства, препятствие развитию малого и среднего бизнеса. Также к трудностям можно отнести недостаточно высокую производительность труда и инфляционные процессы.Сегодня российская экономическая система развивается достаточно хорошими темпами, имеет существенный природно-ресурсный, промышленный, трудовой, научно-технический и инвестиционный потенциал. Это является существенной основой для дальнейшего совершенствования, модернизации и развития государства и обеспечения его конкурентных позиций в мировой экономке. Активное внедрение новых цифровых технологий во все сферы хозяйствования позволит обеспечить геополитически сильную позицию страны и обеспечить экономическую безопасность России. Эволюционный характер современных технических инноваций приводит к смене направления устойчивого экономического роста на социально-экономические инновации, которые более широко определяются как "зеленые технологии". На него также влияют критерии посткризисной модернизации экономики, предполагающей не только восстановление прежнего роста и модернизацию технологической базы старых отраслей, но и серьезные структурные изменения в экономической системе, которые будут связаны с появлением и последующим внедрением совершенно новых, менее ресурсоемких и более экологичных отраслей и сфер деятельности.Кроме того, можно сказать, что переход к цифровым технологиям полностью изменил отношение к информации и ее носителям, что привело к существенному изменению отношения к экономической безопасности, смещению приоритетов с физической защиты личности и собственности на обеспечение устойчивого поступательного развития. Тенденции трансграничности, цифровизации и открытости хозяйствующих субъектов делают национальный сегмент экономики более уязвимым к негативному воздействию хакеров, поскольку существует возможность влияния иностранных государств на информационную инфраструктуру экономики в экономических, военных и политических целях, чему может способствовать шпионаж или любые разведывательные операции других стран. [2, с. 269]Возможности цифровых технологий оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие бизнеса, умеренно или массово нарушая установленные традиционные формы и методы его ведения.В нынешних условиях особо становится необходимой цифровая стратегия развитии экономической системы. Но постоянно изменяющаяся конъюнктура рынка, ускоренные темпы развития современных цифровых технологий создают разрыв в готовности экономических субъектов к цифровым изменениям, разрыв в квалификации сотрудников, который мешает многим компаниям двигаться в актуальном темпе. Современные организации нуждаются в кадровых ресурсах, с навыками, необходимыми в цифровой среде, компетентных в определении актуальной цифровой стратегии, которая поможет трансформироваться в соответствии с общими тенденциями развития экономики.Цифровая экономика России за последние годы претерпела существенные изменения: произошла конкретная трансформация рынка труда, налоговой системы, начали реализовываться инфраструктурные проекты, частные компании стали добиваться определенных успехов, цифровые услуги стали более доступными для бизнеса и населения, и все это благодаря реализации национальных проектов и при активной поддержке государства. Эти институциональные изменения требуют цифровой трансформации в больших темпах, чтобы приблизится к числу лидеров глобальной цифровизации [3, с. 363].Современная глобальная нестабильность и снижение деловой активности имеют уникальную основу и вызваны пандемией короновируса. Значительная часть всех жителей планеты находится на карантине или добровольной самоизоляции, многие экономические субъекты существенно сокращают темпы своей деятельности, экономики многих стран объявили о локдауне. На этом фоне цифровые сервисы и новые информационные технологии стали чрезвычайно актуальным и важными элементом. Пандемия показала, какую роль играет цифровизация в обеспечении стабильности экономики и общества [4, с. 177].Особую роль в скорейшем восстановлении экономики страны и возвращении ее к стабильному уровню играет малый и средний бизнес: он наиболее гибок и адаптивен к изменяющимся современным условиям, способствует экономическому росту в стране, повышает уровень занятости, создает здоровую конкуренцию, способствует развитию инновационной деятельности, решает многие социальные проблемы. В этой связи государственная поддержка предпринимательства крайне важна для того, чтобы создать благоприятные условия для его дальнейшего развития: улучшение условий ведения бизнеса, доступ хозяйствующих субъектов к финансовым ресурсам, популяризация предпринимательства, развитие сельской кооперации. Однако в условиях цифровой глобализации эффективная реализация этих направлений невозможна без внедрения информационных технологий в деятельность самих хозяйствующих субъектов, обеспечивающих перевод своего бизнеса на посткризисную модель. Конкуренция будет способствовать повышению эффективности экономики и скорейшему восстановления макроэкономического равновесия.Трансформация экономики в сторону долгожданной диверсификации пока не набрала необходимых оборотов и требует существенных финансовых вливаний для большинства хозяйствующих субъектов, также необходимы ресурсы на бюджетные стимулы структурной перестройки. Следовательно, государственное участие в части регулирования экономических процессов будет существенно увеличиваться, в последствии чего на первый план выйдут вопросы бюджетного обеспечения, цифровой трансформации экономических институтов и государственных сервисов, вопросы занятости населения и минимального гарантированного дохода, а также вопросы создания единой государственной ИТ-инфраструктуры. Для того, чтобы решить подобные задачи государству необходим стабильный бюджет и его стабильное наполнение за счет налоговых и прочих поступлений. Развитие современных технологий позволит в будущем создать высокотехнологичную цифровую платформу государственного управления, обеспечивающую минимизацию человеческого фактора и сопутствующих ему коррупции и ошибок, также она автоматизирует сбор различных отчетностей и обеспечит принятие решений на основе анализа конкретной реальной ситуации [5, с. 89].Таким образом, можно сделать вывод о том, что трансформация экономической системы – это новая реальность и необходимый процесс позволяющий обеспечить экономическую безопасность страны. Цифровизация масштабна и затрагивает все сферы нашей деятельности: создаются новые рынки, появляются новые профессии, приоритеты начинают расставляться по-новому. Возможные эффекты цифровизации социально-экономических систем имеют широкий спектр положительного влияния, который проявляется в укреплении рыночных позиций, а также в достижении новых конкурентных преимуществ в новой, еще формирующейся, цифровой экономике. Основной эффект может быть получен в упрощении, а также ускорении процессов и, кроме этого, в повышении точности и качества работы. Например, для поддержания передовых позиций на рынке и комплексного развития компании ставят приоритетной задачей подготовку профессиональных кадров и формирование у них актуальных ключевых компетенций. В условиях цифровизации экономики есть множество угроз и вызовов экономической безопасности страны, которые по-новому проявились в изменяющемся мире, в условиях колебания экономической активности. Быстрое и эффективное решение новых проблем и достойный ответ вызовам и угрозам возможен только при условии формирования новых институтов цифровой трансформации и при тесном, продуктивном сотрудничестве государства и бизнеса.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Валеева В.К., Кожевникова В.А., Павлов Д.Д., Малютина Л.С. НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНЫХ И СТРУКТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ // Вестник науки №3 (72) том 4. С. 41 - 49. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13448 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13448



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.