'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 98

Просмотры  21 просмотров

Игнатова Д.Ю.

  


ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ *

  


Аннотация:
статья затрагивает вопрос формирования экологического сознания студентов технических ВУЗов. Автор исследовал научно-методическую и учебную литературу и пришёл к выводу, что в курсе обучения неорганической химии в технических ВУЗах, где дисциплина «Химия» не является профилирующей, экологический аспект не присутствует в должной мере. В то же самое время вопрос формирования экологического сознания и вопрос сохранения природы являются актуальными. Рассмотрев разнообразные технологии обучения, автор внёс ряд рекомендаций по оптимизации учебных программ, в которых экологический аспект раскрывается в достаточной мере и по итогам исследования повышает уровень экологического сознания будущих технических специалистов.   

Ключевые слова:
экологическое сознание, экологическое мышление, стандарты обучения, проектная деятельность, кейс-технология, интерактивный метод обучения   


В свете усиления экологических проблем на рубеже XX и XXI веков, актуальным становится формирование экологического мышления у личности. Постепенно в России экологическое образование приобретает ключевое значение, особенно в образовательных учреждениях. Введение экологического компонента в учебный план по химии для студентов технических ВУЗов открывает новые возможности для развития экологической компетентности. Это становится одной из важнейших государственных задач, требующих немедленного внимания.На данный момент, разработка химической отрасли в техническом университете столкнулась с несколькими сложностями:- Необходимость формирования экологического сознания у будущих инженеров при низком уровне развития этого аспекта.- Студенты технических ВУЗов должны учитывать воздействие химических веществ на окружающую среду, но не всегда осознают важность химии в решении экологических проблем.- Для достижения эколого-химической компетентности необходимо ввести обязательные курсы по общей и неорганической химии в университетах.Исследование "Формирование экологического сознания у студентов технического ВУЗа в ходе изучения неорганической химии" актуально из-за необходимости понимания процесса формирования экологического сознания. Цель данного исследования заключается в изучении условий формирования экологического сознания у студентов технических ВУЗов в процессе изучения неорганической химии. Объектом исследования выступает процесс обучения неорганической химии студентов технического ВУЗа, а предметом исследования - формирование экологического сознания у студентов технических ВУЗов в рамках изучения неорганической химии.В рамках изучения курса неорганической химии в техническом ВУЗе важно внедрить экологический компонент. Для этого предполагается использование различных методов обучения: проектирование, метод проблемного обучения, практическая деятельность, кейс-технологии, интерактивные методы. Это способствует формированию экологического сознания у студентов. Для проверки данной гипотезы были сформулированы следующие задачи: 1. Изучение научной, научно-методической литературы и педагогического опыта по данной теме.2. Разработка технологии формирования экологического сознания студентов технических ВУЗов при изучении неорганической химии.3. Применение дидактических принципов экологизации, профилирования и практической значимости.4. Выявление и обоснование педагогических условий формирования экологического сознания студентов.Исследование представляет собой инновационный подход к формированию экологической осведомленности у студентов технических ВУЗов в процессе обучения неорганической химии. Методы экологизации, профилирования и практической значимости используются для создания технологии, способствующей развитию экологического мышления. Кроме того, исследование определяет и обосновывает педагогические условия, необходимые для формирования экологического сознания студентов, и разрабатывает методическую систему их реализации в контексте изучения неорганической химии. Практическая значимость работы заключается в разработке, исследования влияния и эффективности технологий, которые направлены на формирование экологического сознания студентов технических ВУЗов в ходе изучения неорганической химии. В связи с этим была поставлена задача рассмотреть, каким образом формируется экологическое сознание в ходе изучения дисциплины «Химия». Рассмотрев и проанализировав учебный план и учебную литературу Политехнического Института, мы пришли к выводам, что дисциплина «Экология» в учебном плане отсутствует. Однако, в учебнике Н.В. Коровина «Общая химия», рекомендованном в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим направлениям и специальностям в Политехническом Институте, экология рассматривается только у направлений с изучением дисциплины «Химия» как профильного предмета. Учебник рассчитан на годовой курс изучения химии и состоит из 17 глав. Обязательные разделы для изучения помещены в первую часть учебника. Во второй же части учебника располагаются главы, которые предлагают к изучению материал по выбору, в соответствии с направлениями подготовки. В раздел «Избранные вопросы химии», который изучается по выбору ВУЗа, включены химия металлов и неметаллов, элементы органической химии, ядерно-химические процессы, а также химические идентификация и анализ вещества. Однако, экологический компонент, как видно из содержания учебника, не только находится в разделе для факультативного изучения, но и представлен всего лишь в одной главе в объеме 25 страниц, на которых излагается материал по 4 темам: экологические проблемы общества, охрана воздушного бассейна, охрана водного бассейна, твердые отходы и безотходные производства. В данном разделе предоставлена лишь общая информация о возможном теоретическом негативном воздействии на окружающую среду. Раздел не подкреплен ни одним теоретическим заданием, что является причиной необходимости проведения нашего исследования и разработки ряда лекций экологической направленности с применением практических заданий, которые помогут будущим специалистам применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения в данном ВУЗе [2].Рассмотрев стандарты ФГОС ВО 3++ по направлениям бакалавриата «Машиностроение», мы обнаружили, что образовательный процесс ориентирован на получение будущими специалистами следующих компетенций:ОПК-1 применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы анализа и моделирования в профессиональной деятельности.ОПК-1.2 применять методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности.ОПК-2 осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений на всех этапах жизненного уровне.Как видно из данного списка, эколого-химический компонент формирует несколько профессиональных компетенций, следовательно, не может быть проигнорирован или предоставлен в таком малом объеме, не поддерживаемым практическими заданиями, ориентированными на применение теоретических знаний в профессиональной деятельности. Одним из способов формирования экологического сознания в процессе изучения неорганической химии является использование интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения позволяют студентам активно участвовать в учебном процессе, обсуждать проблемы, решать задачи и применять полученные знания на практике. Это способствует лучшему усвоению материала и формированию навыков самостоятельной работы [1].Один из интерактивных методов обучения, который может быть применен при изучении неорганической химии, - это использование лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют студентам проводить эксперименты, наблюдать химические реакции и исследовать свойства различных веществ. При этом студенты могут увидеть, как химические процессы влияют на окружающую среду и какие могут быть последствия неправильного обращения с химическими веществами. Так, например, студентам предлагается выполнить лабораторный опыт по определению растворенного кислорода в воде по методу Винклера [3]. Для опыта предлагается взять образец водопроводной воды и образец воды, насыщенный кислородом, и выявить, как отличается количественное содержание кислорода в образцах. Для будущих инженеров и мастеров промышленных участков это является немаловажно темой, поскольку, как известно, промышленность является основным источником загрязнения сточных вод, а содержание растворённого кислорода в воде оказывает решающее влияние на жизненный цикл водной флоры и фауны, поскольку при низком уровне содержания кислорода водоём становится непригодным для жизни его обитателей. Еще одним интерактивным методом обучения, который может быть применен при изучении неорганической химии, является использование деловых игр. Деловые игры позволяют студентам симулировать реальные ситуации из жизни и принимать решения на основе знаний, полученных в ходе изучения курса. Так, например, деловая игра по теме «Получение аммиака» позволяет студентам учувствовать в симуляции управления химическим предприятием и принимать решения о том, какие технологии использовать для минимизации вредного воздействия на окружающую среду [4]. Роли в игре распределены таким образом, что каждый студент вовлечен в процесс. В игре участвуют: Директор НИИ, Главный инженер, Начальники отделов: теоретического, технологического, экологического, Инспектора: по охране труда, по охране окружающей среды, рабочие. Такие игры помогают студентам понять, как их знания в области химии могут быть применены для решения экологических проблем на практике в рамках их профессиональной деятельности. Кроме того, проектная деятельность при изучении неорганической химии позволяет студентам самостоятельно исследовать определенную проблему, разрабатывать план действий и предлагать решения. Например, студенты могут провести исследование о воздействии различных химических веществ на окружающую среду и разработать рекомендации по их безопасному использованию. Так, например, студенты предложено проанализировать состав отходов промышленных предприятий и предложить способы их утилизации или переработки. Для этого студенты отбирают пробы воды там, куда попадают стоки от предприятий, а также берут для сравнения водопроводную воду и дистиллированную воду. Основываясь на знаниях, полученных по темам лекций, студенты применяют способ потенциометрии и титрометрии, что позволяет им выявить количественное содержание некоторых элементов (к примеру ионов жесткости) в воде и сделать вывод о влиянии промышленной среды на качество воды. Кроме того, стоит взять во внимание ряд природных условий: сезонность, наличие известняковых и иных залежей в месте отбора проб, то есть проект должен включать в себя создание экологических карт, анализ загрязнения почвы или воды, разработку экологических программ по утилизации отходов. Такие проекты не только развивают творческое мышление студентов, но и показывают им практическую пользу от использования знаний по химии для решения экологических проблем. Практические задания, обсуждение актуальных проблем, участие в экологических проектах - все это способствует осознанному отношению к использованию химических веществ и развитию у студентов экологической грамотности. Эти задания помогают студентам не только углубить знания в области химии, но и осознать важность сохранения природы, понять влияние химических процессов на окружающую среду и развить навыки работы в команде и аналитического мышления. В результате студенты будут готовы к ответственному отношению к окружающей среде и смогут внести свой вклад в ее сохранение и защиту.Таким образом, перспективы развития экологического образования в технических ВУЗах включают в себя внедрение междисциплинарного подхода, интеграцию курсов по экологии с курсами по неорганической химии и использование современных образовательных технологий. Эти меры позволят формировать у студентов технических ВУЗов экологическое сознание, которое будет способствовать устойчивому развитию общества и сохранению природы для будущих поколений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Игнатова Д.Ю. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 564 - 571. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13431 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13431



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.