'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 97

Просмотры  30 просмотров

Коган И.М., Косарева О.В.

  


ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ: РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.   

Ключевые слова:
подвижные игры, роль игр, двигательные способности, игра, физическое развитие   


Игра, эволюционируя в историческом контексте, превращается в особое общественное явление. Этот самостоятельный вид деятельности становится неисчерпаемым источником самопознания, развлечений и отдыха, преобразуясь в средство физического, социального и умственного воспитания. Как многогранный артефакт культуры, игра представляет собой неисчерпаемую шкатулку, отражающую многогранность человеческого творчества в материальной и духовной сферах.Исследования В.Л. Страковской выделяют подвижные игры как средство обогащения знаний и формирования представлений у детей. Это явление, олицетворяющее собой не только развитие мышления, но и воспитание внутренних моральных качеств, придавая им особый характер.Обособленность подвижных игр в умственном воспитании раскрывается в тесной связи с песнями, стихами и игровыми зачинами, создавая опыт обогащения речи и формирования воображения у детей, что сказывается на последующем формировании личности человека. Их уникальность проявляется в том, что, помимо физических упражнений, дети обогащают свой словарный запас и развивают творческий мыслительный процесс.Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, только при наличии этого условия она увлечет детей и заставит их предаваться ей с охотой. Незанимательная игра вызовет в детях лишь скуку и вялые движения, совершаемые апатично, без участия внимания и памяти, ясно, что от таких игр нельзя ожидать пользы, так же как и от тех неинтересных физических упражнений, которые дети вынуждены выполнять во время занятий гимнастикой.В ходе игры не только укрепляются и усовершенствуются существующие навыки, но также формируются новые психические процессы и качества личности ребенка. Почти каждая подвижная физическая игра включает бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и другие элементы, способствующие развитию основных движений. Быстрая смена обстановки приучает детей использовать знакомые движения в различных ситуациях, положительно влияя на развитие двигательных навыков.При первоначальных занятиях физической культурой в дошкольном возрасте дети приобретают разнообразные физические навыки, способствующие развитию двигательной активности. Овладение способностью правильно ходить, бегать, а также выполнять другие физические нагрузки, тесно связано с формированием быстроты, силы и выносливости, отражающими реальный уровень развития двигательных способностей ребенка.Можно утверждать, что подвижные физические игры разнообразной направленности являются эффективным средством комплексного развития общей физической активности у детей. Они способствуют совершенствованию ловкости, быстроты, силы, координации и других важных физических качеств. При грамотном использовании подвижные игры становятся эффективным методом физического воспитания, предоставляя возможность внедрения различных методических подходов в физические занятия.Особое внимание уделяется развитию двигательных способностей в физическом воспитании дошкольников, младших школьников и подростков. Практика подтверждает, что многие дети в этом возрасте сталкиваются с трудностями в достижении высоких результатов в беге, прыжках и метании. Проблемы, с которыми они сталкиваются, часто обусловлены не только недостаточной техникой движений, но и отсутствием развития основных двигательных качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. В этом контексте подвижные игры рассматриваются как эффективное средство для формирования физической подготовленности детей. Целенаправленное и методически продуманное руководство подвижными играми существенно улучшает и активизирует физическую активность дошкольников.В связи с этим важно применять творческий подход к физкультурным занятиям, составляя игровые задания с учетом потребностей каждого ребенка. Каждая подвижная физическая игра должна привлекать внимание и увлекать, таким образом, способствуя активному участию детей. Незанимательные игры могут вызвать скуку и пассивные движения, не принося пользы, как и неинтересные физические упражнения во время занятий гимнастикой.Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограниченных действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой, дисциплинирует играющих детей.В процессе физического воспитания детей через занятия подвижными играми формируются не только согласованные и эффективные движения, но и умения быстро адаптироваться к нужному темпу и ритму, ловко решать разнообразные двигательные задачи, проявляя усилия и настойчивость – навыки, которые оказываются востребованными в повседневной жизни.Эти подвижные игры, проводимые как в теплые, так и в холодные времена года, на природе, в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях, несут в себе не только развлекательный аспект, но и значительную образовательную ценность. Они способствуют развитию навыков, необходимых для туристов, следопытов, проводников и др.Основной задачей таких игр является укрепление физического здоровья участников, развитие и совершенствование физических способностей, а также овладение жизненно важными двигательными навыками, такими как реакция, ловкость и понимание возможностей собственного тела.Участие в спортивных соревнованиях в коллективных подвижных играх не только придает участникам решимости и мужества, но и создает уникальную атмосферу коллективной динамики, где каждый игрок осознает ценность совместных усилий в преодолении трудностей и достижении общей цели, делая игру захватывающей.Таким образом, уникальность подвижных игр проявляется в их способности гармонично сочетать физическое, умственное и социальное развитие, формировать ценности сотрудничества и вносить значительный вклад в обогащение знаний и в развитие всесторонне развитой личности ребенка.Кроме того, занятия играми вырабатывают согласованные и экономные движения, участники приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что является важным аспектом в повседневной жизни.Обладая большим образовательным значением, подвижные игры, проводимые как в летних, так и в зимних условиях на природе, в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях, способствуют формированию навыков, важных для туристов, следопытов, проводников и др.Основная цель подвижных игр – укрепление здоровья участников, развитие их физических способностей, обучение жизненно важным двигательным навыкам и их совершенствование, а также развитие реакции, ловкости и понимание возможностей собственного тела.Из результатов опросов среди подростков и старших подростков выявлено, что летом в загородных домах или в деревнях дети не только чаще, но и более разнообразно проводят время. Палочные игры, создание и запуск воздушных змеев, водные забавы при купании и даже казаки-разбойники – все это проявление игровой культуры сельской местности, сопровождаемое ощущением свободы, освобождением от городского напряженного ритма.Заметно, что помимо примитивных подвижных игр, включающих кидание снежков и прочее, существуют и более организованные варианты. «Колдунчики», «вышибалы», а также упрощенный волейбол в кругу с конкретными правилами требуют от участников самодисциплины и организации.Положительным является рост семей, где родители, поддерживая здоровый образ жизни, становятся примером для детей. Дети, участвуя в активных семейных отдыхах, видят в родителях положительный пример в умении кататься на велосипедах, самокатах, роликовых коньках и скейтбордах. Это способствует формированию интереса к активным играм и соревнованиям, где демонстрация умений занимает центральное место.Естественная потребность детей в движении и решении двигательных задач находит отражение в подвижных играх. Они играют ключевую роль в развитии, предоставляя эффективное средство выбора детей для тренировок в выбранном виде спорта. Игровой метод обучения в тренировочном процессе заполняет разрыв между подготовительным и соревновательным периодами, обеспечивая последовательное обучение технике и тактике.Важность игрового метода проявляется в том, что взаимодействие тренера с детьми и между детьми пронизано игровым характером. Тренер становится участником и организатором игры, делая процесс обучения увлекательным. Дидактические игры, сохраняя элементы игры, способствуют более эффективному усвоению навыков.Народные игры играют неотъемлемую роль в художественном и физическом воспитании детей, способствуя развитию устойчивого отношения к культуре и формированию патриотических чувств. Подвижные игры, включая национальные, разнообразны и доступны, не требуют специального оборудования.Классификация подвижных игр по направленности развивает прыгучесть, силу, скорость, реакцию и ловкость. Они являются эффективным средством общей физической подготовки и подготовки к различным видам спорта. Главная задача использования подвижных игр – научить детей активной и самостоятельной игре, развивая в них важные качества для будущей жизни.Спортивные соревнования в коллективных подвижных играх, помимо активизации решительности и мужества участников, создают уникальную коллективную динамику. Каждый участник видит ценность совместных усилий в преодолении препятствий и достижении общей цели, что делает игру захватывающей и уникальной.Таким образом, уникальность подвижных игр проявляется в гармонии физического, умственного и социального развития, способности формировать ценности сотрудничества и внесения неоценимого вклада в обогащение знаний и развитие личности ребенка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Коган И.М., Косарева О.В. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ: РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 556 - 563. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13430 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13430



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.