'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 62

Просмотры  20 просмотров

Григоров К.В.

  


ДОБРОДЕТЕЛЬ МУЖЕСТВА В ТЕКСТАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ *

  


Аннотация:
в работе проведен анализ текстов ветхого и нового завета, рассмотрены основные трактовки мужества. Выявлены специфические различия на уровне дух, душа и тело добродетели мужества.   

Ключевые слова:
добродетель, благодать, вера в промысел Божий   


Античные тексты и Ветхий Завет знали 4 главных добродетели: рассудительность, мужество, целомудрие, справедливость [3, с. 19]. Мужество изначально было связано с проявлением силы, как в выраженной в фактическом физическом действии, так и в волевом усилии, что определяется приверженностью выбранному пути и решению. Все это добродетели характеризовали праведника. Нужно указать на то, что добродетель мужества, в христианском представлении, с самого раннего времени, была тесно связана с фигурой лидера. Мужество стало той добродетелью, которой должны обладать вожди, управляющие государством и ведущие военные походы. «И сказал Давид сыну своему Соломону: будь твёрд и мужествен, и приступай к делу, не бойся и не ужасайся, ибо Господь Бог, Бог мой, с тобою; Он не отступит от тебя и не оставит тебя, доколе не совершишь всего дела, требуемого для дома Господня» (1Пар.28:20). Мужество – как добродетель на духовном уровне связано с благодатью. Именно благодать помогает праведнику пережить и преодолеть испытания, которые встречаются на его пути. Прежде всего тут речь идёт о тех ситуациях, которые испытывают крепость веры человека. Данное идеальное проявление является наиболее чистым проявлением Богочеловеческого союза [1]. Фокусировка на целостности личностного общения определила необходимость антропологического подхода в рассмотрении образа Господа. Божии черты, в таком контексте, понимаются как достоинства человека, имеющие природную основу в его индивидуальности. Однако, природность данных черт не определяет, что их ненужно взращивать. Даны они в зачаточном положении, что требует постепенного воспитания. В частности, это касается и мужества [2].Вполне ясно, что добродетель мужества на своём телесном уровне проявления связана с конкретными физическими действиями индивида. Здесь эти проявления определяются совокупностью социальных, психологических и биологических характеристик конкретного человека. Здесь добродетель также помимо физической, вполне конкретной формы, обретает ритуально-поведенческий характер. Однако, факт проявления не всегда является осознанным актом. Тут речь идёт о социально-телесном автоматизме, что выражается в отсутствии страха перед темнотой, болью, огнём и многочисленными чрезвычайными ситуациями [4, с. 32]. На душевном уровне проявления добродетель доблести связанна с одухотворением, что способствует её совершенствованию. Но даже так добродетель совершенствуется в рамках умственной и идеальной формы, выраженной в индивидуальной привязанности одного к другому, а также в их нравственной и социопсихологической гармонии. Здесь речи идёт о храбрости, доблести и отваге – о тех, душевных качествах индивида, которые характеризуют его как смелого, мужественного человека: «Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2Кор.10:1). Мужество является тем качеством, что обеспечивает реализацию установки, поддерживает человека, вместе с тем, является отражением силы его духа и души. Мужество не имеет пола, так как отражает крепость веры, является опорой каждого верующего. Мужество – это не только телесный подвиг, это подвиг душевный и духовный. Мужество не связанно с безрассудной храбростью и дерзостью, оно смиренно в своей ревностной вере. Духовность является тем, что раскрывает суть духовной жизни индивида. При её деформации, она деформируется, взращивается греховность. В положительном развитии духовность может быть воплощена в творческом акте и в энергии созидания. Духовность требует развития, что невозможно без обращения к внутреннему «Я». Только погружение в себя, исследование себя изнутри, позволит ослабить внешнее влияние. Аскетическая и молитвенная практики способствуют этому преобразованию, путём внутреннего рассмотрения [5, с. 67]. В этом контексте добродетель мужества нуждается во взращивании, в старательном её воспитании в человеке о чём говорит Иерей Андрей Шеломенцев [6]. Только воспитывая в человеке мужество можно ожидать, что его душа будет спасена, а личность обретёт целостность.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Григоров К.В. ДОБРОДЕТЕЛЬ МУЖЕСТВА В ТЕКСТАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 385 - 388. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13395 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13395



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.