'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 51

Просмотры  20 просмотров

Имамкулиева Т.М., Атаев А.

  


ТУРКМЕНСКИЙ СЛЕД В ИСТОРИИ ИНДИИ: БАЙРАМ ХАН ТУРКМЕН *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются некоторые вехи из жизнедеятельности и творчества великого полководца, искусного дипломата Байрам хана Туркмена, благодаря которому государство Великих Моголов в Индии было доведено до уровня империи.   

Ключевые слова:
искусный дипломат, государственный деятель, талантливый полководец, богатое творческое наследие   


Независимый нейтральный Туркменистан сегодня переживает подлинный подъём государственной и общественной жизни, завоевал большой авторитет в Сообществе Наций как миролюбивая и открытая к равноправному сотрудничеству страна. А инициатива Национального Лидера туркменского народа, Председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедова «Диалог – гарантия мира» задала вектор для новых подходов к решению актуальных проблем современности. Прославляя настоящее, мы помним о великих предках, имена которых вписаны золотыми страницами в историю туркменского народа, а дела стали ориентиром для потомков. Как известно из истории, в прошлом туркмены стояли у истоков не только своего государства, но и возглавляли государства вне территории современного Туркменистана. Туркменские правители, полководцы, ученые, философы, поэты играли огромную роль в истории этих государств. Так, например, на территории Индии существовало государство, которым правили представители из туркменского племени халач. Они укрепили своё правление на землях Индии ещё начиная с XIII века. Одним из представителей данного племени был Мухаммет Бахтыяр Хилджи (Халаджи), который распространил свою власть на всю Восточную Индию. Основателем ханства Хилджи (халаджев) был Джалал уд-дин Фируз Хилджи. Следующим правителем султаната Дели был Ала уд-дин Хилджи (двоюродный брат Мухаммета Бахтыяра). В 1305 году он стал правителем всей Северной части Индии, исключая Кашмир и Ассамдан.В период своего правления Ала уд-дина воздвигнул новый забор вокруг мечети Джума Кувват ул-Ислама (сила Ислама) в Дели. С восточной стороны в заборе были поставлены ворота; подобные ворота были и с северной, и с южной сторон. До наших дней южные ворота сохранились в первозданном виде, они известны как ворота Ала уд-дина Туркмена Хилджи (ворота Ала). На камнях, украшающих ворота, нанесены геометрические узоры, венчают ворота кольцевая надпись на белом мраморе. Гармоничное расположение узоров делают ворота Ала одним из прекраснейших образцов средневековой архитектуры. В 1316 году после смерти Ала уд-дина, его сын Кулб уд-дин был провозглашен правителем славного султаната Дели. В 1320 году начинается эпоха правления Туглаков (Тогалаков). Первым правителем этого ханства стал султан Дели Гияз уд-дин Туглак Туркмен. До начала XV века султанатом Дели правили пятнадцать поколений его потомков. По утверждениям средневековых авторов, Дели Гияз уд-дин Туглак Туркмен принадлежал туркменскому племени салыр, а его потомки жили на территории Центральной Азии: в Иране, Афганистане и Китае. Ещё во времена Ала уд-дина Хилджина Гияз уд-дин Туглак Туркмен был известным человеком, победоносные битвы с монголами прославили его как славного полководца и храброго воина. В 10 километрах от юга Дели сохранились развалины крепости-столицы, построенной Гияз уд-дин Туглак Туркмена. Здесь находились дворцы и сокровищницы Туглака. В начале XV века империя Туглаков распалась. А в XVI веке в истории Индии огромная роль отводится великому полководцу, государственному деятелю, поэту, талантливому сыну двух народов – Мухаммеду Байрам хан Туркмену. В письменных памятниках моголской империи периода первых трёх правителей – Бабура, Хумаюна, Акбара – очень часто встречаются упоминания о Байрам хане. Например, Рам Кишоре Пандини «Жизнь и храбрость Мухаммет Байрам хана Туркмена» (Mirat, 1978), Сукумар Рейин «Байрам хан» (Kara?i, 1992), E.Denison Ross. The Persian and Turki Divoins of Bayram Khan, khan-khanan. (Calkutta, 1910) и другие. Он – потомок туркмен гарагоюнлы. Его называли хан всех ханов, благодаря которому государство Великих Моголов в Индии было доведено до уровня империи. Искусный дипломат силой пера и слова Байрам хан Туркмен добился больших успехов в деле укрепления мира, предотвращения войн и установления добрых взаимоотношений между Индией и государствами Ближнего Востока. А своими бессмертными стихами раскрыл для человечества богатый духовный мир туркменского народа.Профессор Рам Кишоре Панди в книге «Жизнь и доблесть Мухаммет Байрам хана Туркмена» подчёркивает, что ни один из других полководцев не смог потягаться с Байрам ханом в храбрости, мастерстве управления государством, науке, знании литературы и опыте войны, но он был туркменом - не моголом, поэтому во дворце правителей у него были недруги. Самым значительным произведением, посвящённым жизни и деятельности Байрам хана, является фундаментальный историко-литературный труд Абу-л Фазла «Акбарнама» и прежде всего его первая и вторая книги.Исторические источники сохранили немало ценных сведений о жизни и деятельности Байрам хана Туркмена. Вместе с тем точная дата рождения его не установлена. Согласно некоторым исследованиям индийских учёных он родился приблизительно в 1497-1498 годах в городе Гала-и Зафар области Бадахшан. Ещё в раннем возрасте он остался без матери, и его воспитанием и образованием занялись дед и родственники. Байрам хан хорошо освоил теологические науки и литературу. Прекрасно владел тюркским, арабским и языком фарси, играл на музыкальных инструментах. И как отмечают средневековые историки, он не просто был увлечён поэзией и музыкой, а старался познать в чём их сила и влияние на человека, почему перо может быть более мощным оружием, чем острая сабля. Вместе с тем немало времени Байрам хан уделял и овладению военным искусством.Восхищённый личными качествами молодого человека правитель Бабур назначает его наставником и учителем своего сына Хумаюна. Покоривший своими знаниями и поведением Хумаюна потомок туркмен гарагоюнлы Байрам хан стал не просто приближённым к принцу, но и его ближайшим другом. После смерти отца Хумаюн, вступив на трон, назначил Байрам хана главным визирем и полководцем.Доверие Хумаюна Байрам хан оправдал с честью и оставался его ближайшим и преданным соратником как в хорошие, так и в трудные для Хумаюна времена. Так, Байрам хан играл важную роль в бенгальском походе Хумаюна, и благодаря его смелости и находчивости однажды был спасён авангард могольских войск.О принципиальности Байрам хана и его безупречном поведении по отношению к Хумаюну говорит следующий факт. После битвы при Канаудже Байрам хан был захвачен в плен пуштунским военачальником Шер-шахом, который пытался привлечь на свою сторону этого блестящего молодого воина. Однако Байрам хан ответил, что настоящей привязанности нельзя изменить.Когда ему удалось бежать, он вновь присоединился к Хумаюну и продолжал быть во всём ему преданным.Талант Байрам хана как искусного дипломата и полководца особенно проявился, когда он примирил Хумаюна с его братьями, а также организовал визит свергнутого с трона Хумаюна к правителю сефевидского государства.Дипломатическим искусством Байрам хан добился, чтобы шах Тахмасп выделил войска в помощь Хумаюну. Таким образом, своими победами и возвращением к трону Великих Моголов Хумаюн во многом был обязан спо-собностям верного своего соратника. Вернув себе трон, Хумаюн назначил Байрам хана губернатором Кандагарской области.A coвместным указом Тахмаспа и Хумаюна Байрам хан был удостоен высокого титула «хан ханан», что значит «хан ханов». А назначение Хумаюном Байрам хана Туркмена опекуном своего сына - принца Акбара - стало свидетельством наивысшего доверия.Так наступило время расцвета таланта Байрам хана как государственного деятеля. Он принимает все ответственные решения, касающиеся государственной администрации, принимает решительные меры для укрепления дисциплины в армии и обеспечения её боеспособности. Вследствие этих суровых мер чагатайские военачальники, каждый из которых считал себя равным, теперь были вынуждены считаться с приказами Байрам хана и беспрекословно подчиняться его власти. Байрам хан отверг трусливый совет отступить к Кабулу, и чтобы рассеять мрачные настроения воинов, произнёс вдохновенную речь перед битвой и со своей 20-тысячной могольской армией одержал решительную победу над 100-тысячным войском индусских раджей, которые имели ещё и 1500 боевых слонов.Находясь при дворе Великих Моголов, Байрам хан никогда не забывал, что он туркмен и сердечно скорбел по поводу того, что его племя бахарлы потеряло свою родину после падения государства Туркмен Гарагаюнлы.Получив согласие Хумаюна и Тахмаспа I, Байрам хан переселяет в Кандагар живших в Хорасане и Хемедане туркмен бахарлы.Будучи сам рассудительным, мужественным, преданным Байрам хан на должности в управлении государством и другие службы находил и назначал людей достойных, способных и требовал от них справедливости. Как человек хорошо образованный он оказывал покровительство именитым поэтам, художникам, архитекторам, учёным, религиозным просветителям, приглашая их во дворец, вёл с ними беседы.Управляя государством Великих Моголов, Байрам хан Туркмен и сам проявил себя не только великим полководцем, но и оставил богатое творческое наследие - вдохновенные газели, рубаи, касыды и так называемые «учёные стихи», основанные на обширных познаниях в различных областях науки, в том числе в астрономии, медицине, юриспруденции.Поэтическое наследие Байрам хана весьма разнообразно и обладает несомненными художественными достоинствами. Он пишет как о любви, так и затрагивает социально-политические и философские аспекты общества. Кроме того, он широко использовал коранические темы, исторические мотивы и образы. Прямые ссылки к хадисам, аятам и сурам Корана показывают степень поэтического мастерства, уровень образованности и мировоззрения Байрам хана.Впервые его произведения к печати подготовил английский учёный-востоковед Дэнисон Росс. Среди светивших во дворцах Хумаюна и Экбера звёзд Байрам хан был одной из самых ярких и его имя занимает достойное место в истории, подчёркивает Росс.Когда Акбару исполнилось 18 лет, под влиянием сильной группировки, настроенной против Байрам хана, он заявил, что берёт бразды правления в свои руки и предложил своему опекуну на выбор или другую незначительную службу при дворе, или отправиться в почётную ссылку - Мекку. Байрам ханвыбрал паломничество. Его жизненный путь закончился в 1561 году от руки предателя.Но имя Байрам хана Туркмена в истории осталось навечно. Потомок туркмен гарагаюнлы сыграл решающую роль в укреплении и процветании династии Великих Моголов. С пьедестала времени великий дипломат Байрам хан Туркмен освещает сегодняшний путь независимого нейтрального Туркменистана. Под руководством уважаемого Президента Сердара Бердымухамедова наша страна последовательно реализует политику позитивного нейтралитета, укрепляет дружеские связи со странами мира.На современном этапе Туркменистан и Индию связывают плодотворные отношения, уходящие корнями глубоко в глубь веков и основанные на прочных узах дружбы и принципах взаимоуважения. Республика Индия является одним из важных партнеров Туркменистана в регионе Южной Азии. Развивая конструктивный политико-дипломатический диалог, наши государства также успешно взаимодействуют в рамках авторитетных международных организаций, о чем наглядно свидетельствует обоюдная поддержка позитивных инициатив, выдвигаемых на международной арене. Туркменистан и Индия продуктивно сотрудничают в торгово-экономической сфере, в том числе в таких отраслях, как топливно-энергетический и транспортный секторы, сельское хозяйство, текстильная промышленность. Особое внимание было уделено реализации проекта строительства транснационального газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия. Его претворение в жизнь будет способствовать развитию экономик стран-участниц, созданию новых рабочих мест, строительству объектов социальной и производственной инфраструктуры, привлечению крупных иностранных инвестиций.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Имамкулиева Т.М., Атаев А. ТУРКМЕНСКИЙ СЛЕД В ИСТОРИИ ИНДИИ: БАЙРАМ ХАН ТУРКМЕН // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 332 - 339. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13384 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13384



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.