'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 49

Просмотры  31 просмотров

Гадукян Ж.Г.

  


ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ГЧП ПРОЕКТОВ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена значимости внедрения своевременных методов политики ГЧП на этапе планирования государственной политики Республики Абхазия в области управления культурой. Актуальность работы задается необходимостью увеличения темпов развития культуры в Республике Абхазия. Целью работы является как раскрытие содержания основных инструментов ее реализации, так и формирование предложений по ее совершенствованию.   

Ключевые слова:
культура, государственное и частное партнерство, концессионное соглашение, объекты историко-культурного наследия, социокультурные процессы, бюджет   


Основная цель государственной политики в области культуры, это передача растущим поколениям нравственных, духовных, этических ценностей. Населению необходимо знать свою культуру, которая подчеркивает идентичность страны и ее истории. Государственная политика в области культуры создает условия благоприятные для реализации талантов, способностей и возможности самореализации населения, что играет неотъемлемую роль в формировании личности.Несмотря на активную работу Министерства культуры в последние годы за состояние культурных объектов и прилегающей к ним нормативно-правовой базы находится в плачевном состоянии. Перечень объектов историко-культурного наследия особого значения представлен на сайте Министерства Экономики Республики Абхазия, перечень включает в себя 1535 объектов, 90% которых относят к аварийному состоянию. Численность объектов сокращается, в связи со сносом и отсутствием части объектов в реестре [4]. Над реестром объектов историко-культурного наследия правительство Республики Абхазия начало работу лишь в 2016 году. Долгое время инициатива Министерства Экономики о принятии закона о Государственном и частном партнерстве в Абхазии отклонялась, однако, на сегодняшний день закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Абхазия» и закон «О концессионных соглашениях» на стадии активной разработки. Закон разрабатывается на основе №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». В Абхазии ведется активная работа по совершенствованию законодательства в инвестиционной сфере. В 2014 году был принят новый Закон Республики Абхазия «Об инвестиционной деятельности» от 14 мая 2014 года № 3510-с-V, который включает в себя дополнительные механизмы, условия и преференции для инвесторов. Глава 6 вышеупомянутого закона регулирует государственное и частное партнёрство. Министерство Экономики Республики Абхазия совместно с Государственным инвестиционным агентством активно работает над привлечением инвестиций в Республику. Основным условием является стоимость проекта – не менее 50 млн. рублей. Если говорить о социальной инфраструктуре, то стоит отметить, что объекты культуры и культурного наследия все без исключения нуждаются в реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, а также переоборудовании. По данным государственных ведомств состояние 90% социальной инфраструктуры не соответствует нормативам. С 2008 года ежегодные капитальные трансферты из бюджета Российской Федерации в рамках Комплексной программы, а затем Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия стали основным источником финансирования для восстановления, реконструкции и модернизации социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры [2]. Бюджет Республики сейчас не может обеспечить достаточные средства для текущего ремонта объектов. Таким образом, экономический рост в республике не позволяет рассчитывать на финансировании проектов реконструкции объектов историко-культурного значения (далее ИКН) за счет собственных средств. Существующие механизмы финансирования, будь то внутренние резервы или капитальные трансферты в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия, позволяют решать эти проблемы крайне медленно.Так по данным государственной статистики, объем консолидированного Государственного бюджета Абхазии на 2023 составил: Рис. 1. Бюджет Республики Абхазия области культуры за 2021 - 2024 год [3].Из средств государственного бюджета по направлению «культура и искусство» в 2024 году составляет 299 963 500 рублей, чего, очевидно недостаточно для реконструкции объектов ИКН. На сегодняшний день в связи с высокой степенью изношенности, разрушенной городской инфраструктуры инструменты ГЧП вызывают особый интерес для Республики Абхазия. Коалиция частного и публичного партнеров это необходимый импульс к развитию экономики, вовлечению компетенций и современных подходов, квалифицированных кадров для реконструкции объектов со стороны частного инвестора.Основная часть проектов реконструкции и эксплуатации объектов культуры в Республике Абхазия подлежит финансированию из средств государственного бюджета. Это связано с низкой степенью рентабельности и высокими рисками, в связи с чем доля заинтересованных частных партнеров достаточно низкая, но несмотря на это сегодня в Российской Федерации и за рубежом есть опыт успешно реализованных концессионных соглашений. Реальные объемы выделяемых средств из государственного бюджета на развитие объектов в сфере культуры достаточно низкие. В связи с чем, существуют острая необходимость привлечение средств частных партнеров. Реестр объектов историко-культурного наследия Республики Абхазия очень богат и почти весь нуждается в реконструкции и дальнейшей эксплуатации.Разработка и улучшение законодательства Республики Абхазия позволят применять механизмы государственного и частного партнерства в области культуры. Основываясь на изученном опыте Российской Федерации, а также зарубежных государств, можно сделать вывод о целесообразности использования концессионной модели соглашений. Такая модель позволяет сохранить право собственности объекта за концедентом (публичным партнером), что особенно важно для объектов историко-культурного значения страны. В сложившейся ситуации высок риск полной утраты архитектурных памятников на территории всей Республики, концессионные соглашения позволят привлечь средства в бюджет за счет развития туристической деятельности. Таблица 1. Преимущества и недостатки концессионных соглашений в области социальной инфраструктуры [2]. Нам известно, что концессионные соглашения являются эффективным механизмов реализации крупных проектов в области культуры. Концессионные соглашения позволяют не только привлечь дополнительные частные инвестиции, но и создать благоприятные условия для привлечения внимания к культуре, развитию туризма и повышения привлекательности объектов ИКН. Таким образом, комбинация указанных выше механизмов позволяет обеспечить эффективное финансирование строительства и реконструкции объектов культурного наследия на условиях концессионных соглашений, способствуя сохранению исторического наследия и его доступности для широкого круга общества.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гадукян Ж.Г. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ГЧП ПРОЕКТОВ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 318 - 324. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13382 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13382



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.