'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 48

Просмотры  34 просмотров

Уразгалиева Г.М.

  


СИНЕРГИЯ ЧТЕНИЯ КНИГ И ТЕАТРАЛЬНЫХ СЦЕНОК: ПУТЬ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ *

  


Аннотация:
современное образование сталкивается с необходимостью разработки эффективных стратегий развития детей с особенностями, учитывая их уникальные потребности и способности. Настоящая статья рассматривает синергетическое взаимодействие между чтением книг и участием в театральных сценках, предлагая путь к интегрированному развитию креативности и социальной адаптации у детей с особенностями.   

Ключевые слова:
синергия, чтение книг, театральные сценки, развитие креативности, социальная адаптация, инклюзивное образование, психосоциальное развитие, образовательные методики, социальное предпринимательство, инновации в образовании, интерактивные методы обучения, обучение через искусство, синдром Дауна, аутизм, врождённые пороки развития, дети с ДЦП   


В современном образовательном контексте вопросы развития и воспитания детей с особенностями стали предметом глубокого исследования и обсуждения. Стремительные изменения в обществе и растущая потребность в инклюзивных практиках обусловливают необходимость актуальных исследований в области образования особенных детей. Целью данного исследования является рассмотрение синергии между чтением книг и участием в театральных сценках в контексте развития креативности и социальной адаптации у детей с особенностями. Взаимодействие этих двух элементов представляет собой уникальный метод обучения, который, как предполагается, не только содействует развитию творческих способностей, но и способствует успешной социальной адаптации детей, имеющих особенности развития. Актуальность данного исследования подчеркивается потребностью в инновационных подходах к обучению, которые учитывают специфику индивидуальных потребностей особенных детей. Основываясь на концепции инклюзивного образования и принципах социального предпринимательства [1],[2], моя работа направлена на поиск эффективных методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию детей с особенностями. Данное исследование имеет целью внести вклад в область образования и социальной интеграции, предоставляя новые практические знания, направленные на создание благоприятной образовательной среды для особенных детей. Чтение книг существенно способствует формированию богатого воображения и развитию творческого мышления у детей. Различные исследования подтверждают, что у детей, регулярно вовлеченных в чтение, наблюдается улучшение способности создавать и воплощать уникальные идеи. Исследования, подтверждающие связь между чтением книг и стимулированием креативности у детей с различными особенностями развития, предоставляют ценные данные о важности литературных воздействий на разнообразные группы детей. Некоторые исследования обратило внимание на влияние общего чтения книг на развитие детей с синдромом Дауна. Результаты показали, что дети, участвующие в совместном чтении с родителями, проявляли улучшения в креативном мышлении и эмоциональной интеллигентности [3]. Также проводилось исследование которое было сосредоточено на эффектах рассказов и чтения книг на уровень устной речи и понимание сюжета у детей с синдромом Дауна. Результаты подчеркивают важность чтения в формировании креативности и понимания детей с этим синдромом [4]. В 2009 году также проводились исследования, которое рассматривает воздействие программы чтения на ребенка с аутизмом. Авторы выявили, что участие в специально разработанных сессиях чтения способствовало не только улучшению навыков чтения, но также развитию креативности и социальной адаптации [5]. А также некоторые исследования рассматривают взаимосвязь между чтением и повторением сюжетов у детей с умственной отсталостью. Авторы обнаружили, что активное участие в чтении способствует лучшему пониманию сюжетов и развитию креативного мышления [6]. Эти все исследования подчеркивают важность чтения книг для детей с различными особенностями развития и поддерживают гипотезу о том, что литературные воздействия способствуют развитию их креативности.Мое исследование заключается в участии в театральных сценках, которое может оказывать положительное воздействие на социальную адаптацию детей с особенностями, выявляя психологические и эмоциональные выгоды. Вот несколько способов, как это может происходить: Развитие Социальных Навыков: Участие в театральных сценках обеспечивает детей возможностью взаимодействия с другими участниками. В процессе подготовки к представлению, дети учатся работать в команде, общаться, выражать свои мысли и слушать других. Эти социальные навыки могут существенно улучшиться и переноситься на повседневные ситуации. Самовыражение и Уверенность: Участие в театральных сценках позволяет детям выражать свои чувства и эмоции через роли и персонажи. Это способствует развитию их самовыражения и уверенности в себе. Дети осваивают навыки публичных выступлений, что может положительно сказаться на их способности взаимодействовать с окружающими. Развитие Эмпатии и Понимания: В ходе театральных сценок дети сталкиваются с различными эмоциональными и психологическими ситуациями, которые помогают им лучше понимать чувства других людей. Это способствует развитию эмпатии, толерантности и способности воспринимать мир через глаза других. Преодоление Социальной Анксиозности: Для детей с особенностями, участие в театральных мероприятиях может служить средством преодоления социальной анксиозности. В защищенной и поддерживающей атмосфере театральной группы они могут постепенно развивать уверенность в общении с окружающими. Творческое Выражение: Театральные сценки предоставляют детям возможность творческого самовыражения. Создание ролей и воплощение персонажей развивает их фантазию, креативность и способность находить нестандартные решения проблем.Таким образом, участие в театральных сценках способствует разностороннему развитию детей с особенностями, предоставляя им уникальные возможности для социальной адаптации и раскрытия их психологического и эмоционального потенциала.Синергия Чтения и Театральных Сценок представляет собой волнующее взаимодействие двух могущественных методов, способных обогатить опыт и развить многогранные навыки участников. Чтение книг служит источником воображения, расширяет словарь и поддерживает креативное мышление. В свою очередь, театральные сценки позволяют воплотить эту фантазию в реальность, развивая навыки общения, выражения эмоций и участия в коллективном творчестве. Совмещение этих методов порождает синергетический эффект, усиливающий их положительные воздействия. Чтение перестает быть просто восприятием информации, становясь источником вдохновения для создания театральных сценок. В свою очередь, участие в театре обогащает понимание текста, придает жизнь персонажам и событиям, создавая глубокий и многогранный опыт. Эта синергия способствует не только лучшему восприятию литературных произведений, но и усилению креативности и социальной адаптации. Дети, погруженные в этот процесс, учатся совместной работе, развивают актерские и режиссерские навыки, а также улучшают способность воспринимать и трактовать информацию художественным взглядом. Ряд проведенных исследований подтверждают взаимосвязь между чтением книг и участием в театральных сценках, выявляя синергетические эффекты на креативность и социальную адаптацию [7]. Для подтверждения влияния синергии чтения и театральных сценок, мы успешно реализовали проект исследования, охватывающий участников проекта. Интервью с участниками, а также мои собственные наблюдения и впечатления подтвердили положительные результаты этой уникальной методики. Мы с гордостью отмечаем, что результаты нашего исследования оказались впечатляющими и вдохновляющими. Один из наших выдающихся проектов включал в себя чтение книги «Gingerbread Man" и постановку театральной сценки по данной народной сказке – и это стало ярким примером того, как совмещение чтения и театрального искусства приносит несравненные преимущества для развития детей, в том числе тех, кто нуждается в особом внимании.Выбор "Gingerbread Man" для нашего проекта обусловлен несколькими ключевыми факторами:Эмоциональная вовлеченность: История сказки обогащена эмоциями, приключениями и неожиданными поворотами сюжета. Это вызывает сильные эмоциональные реакции у детей, делая их участие в проекте более захватывающим и стимулирующим.Многозначность сюжета: Сценарий предоставляет обширные возможности для интерпретации и творческого развития. Дети могут вносить свои уникальные идеи и трактовки, раскрывая индивидуальные аспекты и персональные взгляды на сюжет.Развитие социальных навыков: В ходе подготовки и проведения театральной сценки дети активно развивают социальные навыки, такие как командная работа, взаимодействие и общение. Этот процесс способствует формированию крепких отношений внутри группы.Творческое самовыражение: Каждый участник проекта имеет возможность раскрыть свой творческий потенциал, выбирая роль, создавая костюмы или предлагая идеи для сценических элементов. Это дает детям возможность выразить себя и почувствовать важность своего вклада в общий творческий процесс.Положительные результаты проекта включают в себя:Развитие воображения и креативности: Участие в театральном процессе, основанном на литературном материале, стимулирует воображение и креативное мышление детей.Повышение уровня взаимодействия: Дети учатся сотрудничать, обмениваться идеями и поддерживать партнеров на сцене.Улучшение коммуникативных навыков: Взаимодействие в ходе репетиций и выступлений на сцене способствует улучшению устной речи и общения.Повышение уровня уверенности: Участие в театральной постановке способствует развитию уверенности в себе и умению выражать свои мысли перед публикой.Таким образом, наш проект не только демонстрирует важность синергии между чтением и театральными сценками в образовании детей, но и подчеркивает инновационный и всесторонний подход к развитию детей с особыми потребностями. Реальные истории учеников, взятые из проекта, стали ярким свидетельством того, как синергия чтения и театральных сценок воздействует на развитие детей. Эти истории наполнились впечатляющими достижениями, проявлением творческого потенциала и улучшением социальных навыков. В будущем мы рассматриваем дополнительные направления исследований, включая изучение влияния игры на национальных инструментах в сочетании с синергией чтения и театральных сценок. Мы уверены, что эти дополнительные аспекты могут приносить новые уникальные возможности для развития особых детей и дополнять понимание о влиянии различных методик на их обучение и социальную адаптацию. Таким образом, синергия между чтением и театральными сценками представляет собой мощный инструмент для интегрированного развития детей, объединяя в себе преимущества обеих методик и создавая уникальный опыт, который способствует их творческому и социальному росту. Роль Социального Предпринимательства: Социальное предпринимательство играет ключевую роль в интеграции чтения и театральных сценок в образовательную среду для детей с особенностями. Инновационные социальные предприниматели стремятся создать уникальные программы, которые не только развивают навыки чтения и актерского мастерства, но и специально адаптированы для потребностей детей с различными особенностями развития [8], [9].Эти инициативы могут включать в себя: Интеграцию Чтения и Театральных Занятий: Социальные предприниматели разрабатывают программы, где чтение книг становится отправной точкой для создания театральных сценок. Это позволяет детям вовлекаться в художественный материал не только в формате чтения, но и через живое исполнение. Специализированные Курсы для Различных Особенностей: Инициативы социального предпринимательства стремятся адаптировать свои программы к конкретным потребностям детей с различными особенностями развития. Это может включать в себя методики, учитывающие особенности восприятия, коммуникации и взаимодействия. Партнерство с Образовательными Учреждениями: Социальные предприниматели активно сотрудничают с образовательными учреждениями, внедряя свои программы в школьные курсы и дополнительные занятия. Такие партнерства создают возможность для более широкого распространения и эффективного воздействия на детей с особенностями. Поддержка Родителей и Общественность: Инициативы социального предпринимательства также направлены на вовлечение родителей и общественности в процесс обучения. Это может включать в себя организацию тематических мероприятий, волонтариат и поддержку в реализации их целей.Таким образом, социальное предпринимательство становится мостом между инновацией и образованием, предоставляя детям с особенностями уникальные и адаптированные возможности для развития через интеграцию чтения и театральных сценок.Мой практический опыт успешной интеграции чтения и театральных сценок представляет собой захватывающий исследовательский проект, осуществленный детским образовательным центром "Allem" в сотрудничестве с Общественным фондом "Мир Равных Возможностей". В 2024 году мы создали группу для особых детей и начали проводить клуб детского чтения, включая куклотерапию и театральные сценки. Этот клуб стал примером эффективной синергии, объединяя мир чтения и волшебство театральных искусств. В учебном процессе участвовали дети с различными особенностями, такими как синдром Дауна, аутизм, врождённые пороки развития Spina Bifida (спинальная грыжа), а также дети с детским церебральным параличом (ДЦП). После первого урока мы заметили, что дети были в восторге, и их глаза светились радостью. Этот опыт подчеркнул важность индивидуального подхода к развитию креативности и социальной адаптации.Основные принципы нашего успеха включают: Индивидуальный Подход: Мы адаптировали методы чтения и театральных занятий к уникальным потребностям каждого ребенка, учитывая его особенности развития. Разнообразные Методики: Использование куклотерапии, чтения в роли персонажей и драматизации сюжетов, чтобы максимально воздействовать на детей и улучшить их учебный процесс. Поддержка Сообщества: Вовлечение родителей, педагогов и общественности в наш процесс, создавая образовательную среду, полную вдохновения и поддержки.В ходе практики мы не только достигли великолепных результатов в развитии социальных навыков, но также отметили следующие положительные изменения:Развитие социальных навыков: Дети стали более открытыми и общительными, активно взаимодействуя друг с другом.Самовыражение и уверенность: Участие в театральных сценках способствовало развитию самовыражения и повышению уверенности в себе.Эмпатия и понимание: Дети проявляют больше эмпатии к своим сверстникам, лучше понимают чувства окружающих.Преодоление социальной анксиозности: Проект помог детям преодолеть страх перед общением и выступлениями.Творческое выражение: Дети стали активно выражать свои идеи и чувства через творчество. Этот успешный проект стал отправной точкой для будущих исследований и рекомендаций по реализации синергии чтения и театральных сценок в образовании особых детей. Прилагаем фотографии, на которых запечатлены радость и активность детей в ходе нашего клуба детского чтения.Рис 1. Синергия Чтения Книг и Театральных Сценок. Клуб детского чтения детского центра развития «Allem». В заключении научной статьи "Синергия Чтения Книг и Театральных Сценок: Путь к Развитию Креативности и Социальной Адаптации у Детей с Особенностями" мы обобщаем ключевые результаты исследования, явно выделяя важность создания интегрированных образовательных программ для детей с особенностями. Наша работа погрузилась в анализ эффективности синергии чтения и театральных сценок, обогатившая образовательный опыт детей с различными особенностями. В ходе исследования было установлено, что подобный интегрированный подход способствует развитию креативности и социальной адаптации. Мы отметили, что дети проявляют улучшенные социальные навыки, развивают самовыражение и уверенность в себе. Интерес к чтению и театральным занятиям также способствовал формированию эмпатии, понимания и преодолению социальной анксиозности. Наши наблюдения также подтвердили творческое выражение детей через участие в проектах, что дополнило общий позитивный эффект. Эти выводы подчеркивают значимость исследования в области интегрированного образования для детей с особенностями. Представленные результаты могут служить основой для разработки и внедрения современных образовательных программ, целями которых являются не только учебные достижения, но и полноценное социальное и творческое развитие каждого ребенка. Надеемся, что наше исследование внесет свой вклад в улучшение качества образования для детей с особенностями и станет отправной точкой для дальнейших научных изысканий в этой области.Рис 2. Синергия Чтения Книг и Театральных Сценок. Клуб детского чтения детского центра развития «Allem».   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Уразгалиева Г.М. СИНЕРГИЯ ЧТЕНИЯ КНИГ И ТЕАТРАЛЬНЫХ СЦЕНОК: ПУТЬ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 305 - 317. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13381 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13381



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.