'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 42

Просмотры  57 просмотров

Истомина К.И.

  


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ВТОРОКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТЕ «РИСОВАНИЕ - МОЕ ХОББИ» *

  


Аннотация:
в статье рассматривается актуальность проблемы развития творческого воображения у второклассников, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В данной статье раскрывается важность развития творческого воображения у второклассников. Рассматриваются существующие в педагогической литературе тенденции и условия формирования творческого воображения у учащихся младших классов. Автором сделан анализ определения «творческое воображение» с точки зрения подходов различных авторов. Раскрыты приемы и способы развития творческого воображения в проекте «Рисование - мое хобби».     

Ключевые слова:
 воображение, творчество, творческое воображение, младший школьный возраст, рисование, хобби, нетрадиционные техники рисования   


На современном этапе развития общества остро стоит проблема востребованности творчески мыслящих людей, способных предлагать неординарные решения возникающих проблем. Данный социальный заказ предъявляет новые требования к Российскому образованию, которое на сегодняшний день характеризуется качественными изменениями в области содержания, и направлено на творческое развитие учащихся. Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческого воображения каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной деятельности. В соответствии с ФГОС успешность выпускника начальной школы определяется компетентностью в использовании новых технологий, активной жизненной позицией, ориентированностью на рациональное использование времени и проектирование своего будущего. Такие установки присущи творческой личности, способной эффективно и нестандартно решать разнообразные задачи в процессе жизнедеятельности. В основе всего этого лежит умение нестереотипно мыслить, что напрямую связано с развитием у ребенка творческого воображения. Творческое воображение играет важную роль в развитии младших школьников, ведь с помощью воображения человек способен преобразовывать действительность, создавать естественно-общественные условия жизни, оживлять абстрактные образы, с помощью воображения углубляется и распространяется процесс познания. Некоторые специалисты отмечают, что воображение стимулирует деятельность человека, создавая образы мечты [8].Младший школьный возраст представляет собой важный этап в развитии творческого воображения. Дети младшего школьного возраста любят фантазировать, рисовать, придумывать различные истории, сочинять сказки, т.е. с удовольствием создают новое и интересное. Именно в этот период необходимо развивать творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческого воображения второклассников в проекте «Рисование мое хобби»? Целью исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческого воображения второклассников в проекте «Рисование мое хобби».Гипотеза настоящего исследования – развитие творческого воображения у второклассников в проекте «Рисование мое хобби» будет результативным при соблюдении следующих условий: – если будут соблюдаться все этапы работы над проектом, – если в процессе проекта будут использованы разнообразные нетрадиционные техники рисования, соответствующих возрасту 8–9 лет, а именно: кляксография, граттаж, ниткография, рисование методом тычка, набрызг, пальцевая живопись.Проблемой творческого воображения младших школьников занимались та- кие ученые, как Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие.В большом психологическом словаре воображение характеризуется как универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Согласно периодизации психического развития Л.С. Выготского, воображение является центральным психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте. В своем труде он пишет: «обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению!» [1]. По мнению С.Л. Рубинштейна, творчество характеризуется как деятельность, которая направлена на создание абсолютно нового и оригинального продукта, который войдет не только в историю самого творца, но и в историю науки и искусства [6]. В основе творчества лежит воображение, которое развивается в процессе художественного воображения – так писал советский педагог и психолог В.В. Давыдов.Дударева Ю.Б. считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [2, с. 767]. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы.Таким образом, сопоставив понятия «воображение» и «творчество», можно сделать вывод, что творческое воображение направлено на создание новых и оригинальных образов, идей, которые представляют ценность как для человека-исполнителя, так и для общества, которые выражены в конкретных продуктах творческой деятельности.Особое место в педагогике занимают вопросы детского творчества, как важнейшего процесса социализации, общего развития и созревания ребенка. Младшим школьным возрастом принято считать 6–10 лет. В данном периоде важно уделять особое внимание физическому, психофизиологическому и эмоциональному развитию. Основным видом деятельности выступает уже не игра, а обучение, где происходит активное развитие памяти, внимания, мышления и речи, восприятия, воображения. В этом возрасте завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, отсюда образное мышление, которое способствует творческому воображению, все меньше необходимо в учебной деятельности. Как пишет в своей статье Дудоева Ю. А, младший школьный возраст наиболее сензитивен для целенаправленного развития творческого воображения, поскольку детям присущи эмоциональность, «буйство» фантазии [3]. Таким образом, перед учителем изобразительного искусства стоит важнейшая задача развития творческого воображения, навыков творческой деятельности, а также умений создавать новые образы и идеи.В начале нашего педагогического эксперимента мы провели диагностики и сделали вывод, что низкий уровень развития творческого воображения присутствует у 37% обучающихся) в экспериментальном классе и у 29% в контрольном классе.Рис. 1. Результаты экспериментальной и контрольной группы.Одним из эффективных способов развития творческого воображения является рисование. Нами был разработан творческий проект по ИЗО (рисованию) на тему «Рисование - моё хобби» посвящен изучению истории появления рисунка, информации о художниках-современниках, разных техник рисования, а также использованию их в собственном творчестве.Чтобы улучшить уровень развития творческого воображения в экспериментальной группы, мы разработали и апробировали проект «Рисование мое хобби». Цель проекта – создание педагогических условии для развития творческого воображения у второклассников. Участники проекта: 2 А класс в составе 24 человек.Таблица 1 Проведение педагогического проекта «Рисование мое хобби». Условно процесс развития творческого воображения детей в проекте «Рисование - мое хобби» можно разделить на несколько этапов: – предварительный (постановка задачи, задания), – начальный (знакомство и подбор материала, выполнение зарисовок), – основной (активная работа над творческим продуктом), – демонстрационный (показ работы, возможно, организация мини-выставки и т.д.).Важно помнить, что при построении занятий в проекте «Рисование - мое хобби» необходимо придерживаться основных педагогических принципов: – принцип системности (подача материала последовательно и логично), – принцип взаимосвязи практики с теорией (подкрепление словесного объяснения урока практическими заданиями), – принцип развивающего обучения (направленность обучения на всестороннее развитие личности),– принцип интереса и активности учащихся (сознательное отношение обучающихся к необходимости овладения знаниями, а также поддержание интереса к предмету), – принцип учета индивидуальных особенностей учеников (учет физических, психических и эмоциональных характеристик детей), – принцип учета ранее сформированых навыков и умений.При организации изобразительной деятельности детей в рамках проекта «Рисование - мое хобби» крайне важно отходить от шаблонности, строгой регламентированности, ориентации на конкретный результат, предоставляя детям свободу самовыражения. При этом речь идет не только об образных представлениях ребенка и желании передать их в рисунке, но и о возможности выбора художественных средств и техник. По мнению Карклиной А.В. знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать их творчество. Она считает, что, предлагая детям нетрадиционные техники рисования, мы развиваем их самостоятельность и творческую активность [4]. Знание художественных приемов для достижения наибольшей выразительности рисунка и умение комбинировать разные техники изображения пробуждают фантазию детей, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, помогают выполнить задуманное, развивают чувство формы и восприятие цветов способствуют воспитанию художественного вкуса и уводят творчество детей далеко от стандартов и шаблонов.Рисование нетрадиционными техниками в рамках проекта «Рисование - мое хобби» способствует решению следующих задач в детской школе искусств: 1. Обогащать опыт эстетического видения детьми окружающей действительности. 2. Осуществлять художественно-эстетическое воспитание детей на основе широкой интеграции, охватывая разные формы работы с детьми (занятия, самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружки). 3. Развивать у детей природные наклонности, способности, дарования. 4. Способствовать формированию у детей эмоционально-оценочного отношения к творческим проявлениям. 5. Поощрять желание детей фантазировать и творить. 6. Проводить с детьми специальные занятия по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных форм (экскурсии, игры-путешествия, занятия по интересам и тому подобное). 7. Осуществлять художественно-эстетическое воспитание детей в сотрудничестве детской школы искусств с семьей.Рис. 2. Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп.Мы провели диагностику в экспериментальной и контрольной групп. Мы выявили, что в контрольной группе не произошло значительных изменений. В экспериментальной группе мы видим улучшение творческого воображения, обучающиеся дали более креативные ответы, они проявили интерес к созданию проектов и показали свои творческие способности на высшем уровне. Таким образом, мы доказали, что наш проект «Рисование мое хобби» является эффективным средством развития творческого воображения у второклассников. Следовательно, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы, и сформулированная гипотеза нашла экспериментальное подтверждение.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Истомина К.И. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ВТОРОКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТЕ «РИСОВАНИЕ - МОЕ ХОББИ» // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 255 - 268. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13375 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13375



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.