'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 41

Просмотры  25 просмотров

Закирова А.З., Карпова Н.П.

  


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНЫМ СПОРТОМ *

  


Аннотация:
в работе представлены результаты исследования влияния занятий адаптивным спортом в групповом формате на формирование социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью. В рамках исследования проводилась диагностика уровня сформированности социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью по методике А.М. Прихожан.   

Ключевые слова:
социальная компетентность, подростки с легкой умственной отсталостью, адаптивный спорт   


Социальная компетентность ( система знаний о социальной действительности и себе, социальных умений и навыков взаимодействия, поведения в стандартных социальных ситуациях, которые способствуют адаптации, целесообразному принятию решений и максимальному использованию обстоятельств.Формирование социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью имеет свои особенности. Такие подростки могут испытывать затруднения в установлении контактов и в общении из-за ограниченных коммуникативных навыков, что затрудняет формирование социальных отношений. Также на уровень развития социальной компетентности влияет недостаточная самостоятельность подростков с легкой умственной отсталостью. В силу ограниченных возможностей здоровья их опыт в самостоятельном принятии решений может быть недостаточен.Проблеме формирования социальной компетентности у детей и подростков с легкой умственной отсталостью посвящены исследования Е.В. Бондаревской, С.И. Бочкаревой, А.М. Прихожан. Влияние занятий адаптивным спортом на формирование социальной компетентности и социальную интеграцию изучали С.П. Евсеев, А.В. Шакирова, А.В. Алоин, Т.В. Андрюхина. Вопросы формирования социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью малоизучены. В основном, изучены проблемы самоопределения подростков, не имеющих ограничений в развитии.Цель исследования: теоретико-эмпирическое обоснование программы формирования социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью посредством занятий адаптивным спортом.Объект исследования: социальная компетентность у подростков с легкой умственной отсталостью.Предмет исследования: формирование социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью посредством занятий адаптивным спортом.Гипотеза: социальная компетентность у подростков с легкой умственной отсталостью сформирована на низком уровне или уровне ниже среднего, что проявляется в трудностях при самостоятельном принятии решений, распределении своего времени, выборе круга общения, подростки с легкой умственной отсталостью тяжело справляются с неудачами, испытывают сложности при общении с незнакомыми людьми, не понимают норм общественного поведения. Формированию социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью будет способствовать разработанное содержание работы, если:в нем будут реализованы направления по развитию областей социальной компетентности: самостоятельности, ответственности, интереса к общению, интереса к социальной жизни, организованности и уверенности в себе,при проведении групповых тренировочных занятий тренер-преподаватель будет учитывать сформированность социальной компетентности, и организовывать Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:Конкретизировать современные подходы к проблеме развития социальной компетентности у детей и подростков с легкой умственной отсталостью занятия адаптивным спортом.Раскрыть понятие социальной компетентности. Определить структурные компоненты областей социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью Определить уровень развития социальной компетентности у детей и подростков с легкой умственной отсталостью.Разработать содержание работы по формированию социальной компетентности у детей и подростков с легкой умственной отсталостью на занятиях адаптивным спортом.Апробировать программу работы тренера-преподавателя по формированию социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью на занятиях адаптивным спортом. Эмпирической базой исследования послужили результаты исследования подростков с легкой умственной отсталостью, посещавших групповые занятия по адаптивным видам спорта в АНО ДО «Спортивно-адаптивная школа Удмуртской Республики». Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме, эмпирические: тестирование, опрос, методы качественной и количественной обработки результатов. Используется шкала социальной компетентности (А.М. Прихожан), методика определения уровня развития социальной компетентности Н.Г. Куропаткиной.Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что:Разработано и апробировано содержание работы педагогов по формированию социальной компетентности с учётом уровня ее сформированности у подростков с легкой умственной отсталостью.Полученные в ходе исследовательской работы результаты, план деятельности по формированию социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью могут быть использованы в практической деятельности учреждений по развитию адаптивного спорта.Вопросам формирования социальной компетентности посвящены исследования Е.В. Бондаревской, А.М. Прихожан, Куницыной Н.В. и др.Изучив работы указанных выше авторов, мы опираемся на следующее понятие социальной компетентности – это комплекс социальных навыков, знаний и умений, требуемых для осуществления социальной деятельности, а также личностных характеристик, уровень развития которых дает возможность выстраивать свое поведение, с учетом особенности социальной ситуации и плодотворно выполнять свою социальную роль. По мнению исследователей в формировании социальной компетентности у подростков важную роль играет взаимодействие с окружающими людьми, семьях[2]. Образцы поведения, моделирование эмоций, поддержка и руководство помогают молодым людям сформировать основы социальных навыков. Также необходимо взаимодействие со сверстниками, оно позволяет подросткам развивать социальные навыки, учиться работать в группе, сотрудничать, проявлять эмпатию и толерантность. Взаимодействуя с другими людьми, подростки учатся управлять своими эмоциями, понимать чувства других людей, разрешать конфликты и налаживать взаимоотношения, что важно для успешной социальной адаптации.Для формирования социальной компетентности у детей с нарушениями интеллекта на тренировочных занятиях необходимо создавать ситуации, при которых подросток, находясь в коллективе своих сверстников с нарушениями интеллекта, имеет возможность перенести усвоенные на занятиях навыки в реальную ситуацию. Необходимо учитывать, что для развития социальной компетентности важно общение со сверстниками, в связи с чем, работа с детьми данной категории должна вестись параллельно и индивидуально и в коллективе со сверстниками. Роль детского коллектива в формировании социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью весьма значительна. Именно через коллективную деятельность подростки на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Вопросам влияния адаптивного спорта на формирования социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью посвящены работы А.В. Алоина и А.В. Шакировой.Адаптивный спорт для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и средство полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме[1]. Адаптивный спорт является эффективным средством для включения ребенка/подростка в социокультурную среду, позволяющим на доступном материале сформировать навыки самоорганизации, самооценки, самоконтроля, проведения коррекции физического и эмоционального состояния обучающегося и активизации высших психических функций и общего жизненного тонуса, что положительно сказывается на социальной адаптации в жизни. Адаптивный спорт способствует формированию социальной компетентности у подростков, организует, социализирует детей, заставляет их быть серьезными, самостоятельными и уверенными в себе. Занимаясь адаптивным спортом, подростки с легкой умственной отсталостью расширяют свой круг общения, укрепляют социальные связи. Участие в тренировках и соревнованиях в адаптивном спорте способствует развитию навыков организации действий, выполнения поставленных задач[4]. Исследование проводилось на базе Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Спортивно-адаптивная школа Удмуртской Республики». В исследовании принимали участие 14 подростков с легкой умственной отсталостью в возрасте от 11 до 16 лет, посещающие групповые занятия по адаптивному горнолыжному спорту, из них – 7 девушек и 7 юношей.Для проведения исследования формирования социальной компетентности были подобраны следующие методики: шкала уровня развития социальной компетентности А.М. Прихожан [3] и методика определения уровня развития социальной компетентности Н.Г. Куропаткиной. Используя эти методики, мы оценивали сформированность социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью по областям: самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, организованность и развитие произвольности, развитие общение и интерес к социальной жизни. Анализ данных развития уровня социальной компетентности по методике А.М. Прихожан у подростков из экспериментальной и контрольной групп показал, что у 50% испытуемых в каждой группе уровень развития социальной компетентности отстает от биологического возраста. При анализе результатов по каждой шкале было определено, что наибольшее отставания уровня развития социальной компетентности выявлено по субшкалам «Самостоятельность» - 57%, «Уверенность в себе» - 50%, «Организованность и произвольность» - 50%, а наименьшее по шкалам «Отношение к своим обязанностям» и «Интерес к социальной жизни». Мы связываем такие показатели с тем, что в настоящее время подростки с легкой умственной отсталостью много общаются в социальных сетях, где их нарушения интеллекта не так заметны, а с общением в реальной жизни испытывают трудности. Результаты оценки уровня социальной компетентности по методике Н.Г. Куропаткиной показали, что на этапе констатирующего эксперимента у 57% испытуемых выявлен уровень развития социальной компетентности «ниже среднего», у 43% испытуемых уровень развития социальный компетентности средний или выше среднего.Родители участников эксперимента отмечают, что наибольшие трудности у подростков с легкой умственной отсталостью вызывает планирование своего времени, самостоятельное принятие решений. Подростки с легкой умственной отсталостью тяжело справляются с неудачами, испытывают сложности при общении с незнакомыми людьми, не понимают норм общественного поведения.Для формирования социальной компетентности у детей с нарушениями интеллекта необходимо предусмотреть такое содержание работы по формированию социальной компетентности, при котором ребенок с нарушениями интеллекта имеет возможность перенести усвоенные на занятиях навыки в реальную ситуацию.С подростками, имеющими легкие нарушения интеллекта необходимо проводить постоянную коррекционную работу, обучать и развивать те области социальной компетентности (самостоятельность, организованность, интерес к общению, уверенность в себе, ответственность), которые необходимы для нормального функционирования в обществе. Чем выше сформированность социальной компетентности, тем увереннее подросток с легкой умственной отсталостью чувствует себя в самостоятельной жизни.В работе предложена программа работы тренера-преподавателя по адаптивному спорту по формированию социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью на групповых занятиях. Основная цель сопровождения: формирование социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью на групповых занятиях адаптивным спортом (дисциплина «горнолыжный спорт»).Занятия проводились в течение 8 месяцев (с декабря 2022 г. по июль 2023 г.), дважды в неделю, каждое занятие длилось 1 час. Общее количество часов – 48 часов, из которых – 32 часа – занятия по адаптивному горнолыжному спорту, 24 часа – занятия по адаптивному ролер-спорту. Все занятия проводились в групповом формате, все участники занятий до этого посещали индивидуальные занятия по адаптивному горнолыжному спорту, имели начальные навыки горнолыжного спорта. Тренировочные занятия проводились двумя тренерами-преподавателями, на первых занятиях присутствовали родители. Количество участников одного занятия – до 10 человек. Занятия проводились по методике преподавания адаптивного горнолыжного спорта, а также по разработанной нами программе формирования социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью.В процессе обучения подростков адаптивному горнолыжному спорту применялись различные совместные формы деятельности: помощь детей друг другу, выполнение упражнений проводилось в коллективе, в парах с подсказкой самих детей под руководством тренера-преподавателя. В процессе групповых занятий обязательно использовался и индивидуальный подход к детям.После формирующего этапа исследования мы отметили наиболее важные изменения в формировании социальной компетентности у детей – подростков с легкой умственной отсталостью: появился интерес к занятиям адаптивным спортом, появилось новое хобби, улучшилось понимания необходимости соблюдать режим дня и расписание занятий, улучшилась самооценка, появилась уверенность в своих силах, повысился уровень социальной успешности, авторитет в школьном коллективе, ребята научились легче относиться к победам и поражениям, поддерживать товарищей по команде и концентрироваться на результат.По результатам контрольного эксперимента видно, что в целом, в экспериментальной группе количество испытуемых, чей уровень социальной компетентности находится в пределах возрастной нормы, вырос на 43%. По итогам реализации методики формирования социальной компетентности посредствам адаптивного спорта у двух юношей сохраняется отставание уровня развития социальной компетентности от возрастной нормы, но у одного из них ранее было выявлено значительное отставание, по итогам контрольного эксперимента отставание сократилось. У трех участников не произошло изменения в динамике уровня социальной компетентности. У всех девушек из экспериментальной группы произошли положительные изменения в динамике развития уровня социальной компетентности. четырех девушек на этапе констатирующего эксперимента было определено отставание в уровне развития социальной компетентности, на этапе контрольного эксперимента у всех девушек уровень развития социальной компетентности находится в пределах возрастной нормы. Уровень развития социальной компетентности у подростков в контрольной группе изменился незначительно, это не повлияло на соотношение уровня развития социальной компетентности в группе. По-прежнему у 7 участников уровень социальной компетентности находится в пределах возрастной нормы, у 5 фиксируется отставание, у 2 – значительное отставание.Согласно результатам контрольного мониторинга по методике Н.Г. Куропаткиной у 27% испытуемых выявлен уровень развития социальной компетентности «ниже среднего», у 73% испытуемых уровень развития социальный компетентности средний или выше среднего. Уровни развития социальной компетентности «средний» и «выше среднего» указывают на то, что уровень развития социальной компетентности находится в пределах возрастной нормы. Разработанная нами программа по формированию социальной компетентности направлена на формирование областей социальной компетентности (самостоятельности, организованности, произвольности, навыка общения, уверенности в себе, ответственного отношения к своим обязанностям) и построена с учетом уровня их сформированности и реализуется на групповых занятиях с обучающимися, где тренер-преподаватель постоянно создает ситуации взаимодействия между участниками тренировочного занятия.На этапе контрольного эксперимента было доказано, что адаптивный спорт благотворно влияет на формирование социальной компетентности у детей и подростков с легкой умственной отсталостью. Необходимо учитывать, что для развития социальной компетентности важно взаимодействие и общение со сверстниками, в связи с чем, работа с детьми данной категории должна вестись не только на индивидуальных занятиях, но и на групповых, т.е. в коллективе со сверстниками. По результатам контрольного эксперимента видно, что в целом, в экспериментальной группе количество испытуемых, чей уровень социальной компетентности находится в пределах возрастной нормы, вырос на 43%.Таким образом, предложенная программа способствует формированию социальной компетентности у подростков с легкой умственной отсталостью на занятиях адаптивным спортом.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Закирова А.З., Карпова Н.П. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНЫМ СПОРТОМ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 244 - 254. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13374 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13374



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.