'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 40

Просмотры  24 просмотров

Данильченко К.И.

  


МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются способы и методы профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено проблеме трудоустройства данной категории детей.   

Ключевые слова:
профессиональная ориентация, ограниченные возможности здоровья, индивидуальные особенности, адаптация, самоопределение   


Дети, обучающиеся в школах-интернатах для детей с ОВЗ имеют различные социальные, психологические, соматические, логопедические и педагогические проблемы, а также разный уровень психофизиологических процессов – это является актуальной педагогической проблемой. Поэтому проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников заслуживает особого внимания в современном мире. Данная категория молодых людей находится в группе риска, вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В условиях современной рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, становится актуальной и значимой подготовка выпускников школ-интернатов для детей с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме [1].Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [3]. В настоящее время в ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» обучается 115 воспитанников, с умственной отсталостью различной степени тяжести.Трудовая деятельность играет важную роль в плане коррекции недостатков психики, свойственных умственно отсталым школьникам.Приучение к труду и профессиональная подготовка воспитанников школы-интерната направлена на устранение нарушений познавательной деятельности, развитие личности и социальную адаптацию в целом [2].Как большинству детей с умственной отсталостью, нашим воспитанникам свойственно неумение адекватно оценивать свои возможности. Они путаются и забывают, что и когда надо сделать, и нуждаются в постоянном контроле и разнообразной помощи со стороны взрослых.Знания умственно отсталых школьников о профессиях ограничены. Они не могут четко разделять профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие, промышленные и т. д. Учащиеся не имеют четких, конкретных представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им не известны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Исследования К. М. Турчинской раскрывают особенности проявления профессиональных интересов у умственно отсталых школьников в различные периоды их обучения [4].В центре внимания специалистов школы-интерната находится социализация детей, их успешная интеграция в общество. Важнейшей задачей деятельности специалистов является помощь в развитии, воспитании, образовании и профессиональном становлении воспитанников. Одним из основных направлений работы специалистов школы-интерната является осуществление профориентационной работы, которая также, выступает как средство социализации учащихся. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном определении и выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и востребованности на рынке труда. В ОКОУ «Пенская школа-интернат» большое внимание уделяют подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и производственному труду. Решение данной проблемы осуществляется всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Вместе с трудовой подготовкой в коррекционной школе ведется работа по профориентации, осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому воспитаннику выбрать себе специальность, учитывая потребности общества и своих способностей. Для адекватного выбора профессии данной категорией детей, профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.Подготовка воспитанников Пенской школы-интерната к адекватному выбору профессии происходит в тесной взаимосвязи с их родителями. Для выявления представлений родителей о предполагаемом профессиональном выборе своих детей, социальными педагогами, совместно с педагогом-психологом проводится анкетирование родителей воспитанников «Выбор моего ребенка». Анкетирование показывает нам реальную картину мнения родителей о выборе будущей профессии детей. В большинстве случаев родители считают, что их ребенок может заниматься профессиями, которые он не способен освоить в силу своих особенностей. Это также является еще одной проблемой, требующей своего решения. Поэтому в Пенской школе-интернате разработана и практикуется программа профессиональной подготовки воспитанников к жизни вне учреждения, ориентированная не только на работу с детьми, но также и на работу с их родителями.В процессе обсуждения с воспитанниками дальнейшего профессионального определения, мы видим, что представления о выбираемой профессии имеют практическую направленность, что связано с тем, что в школе-интернате уделяется большое внимание трудовому обучению, у воспитанников уже имеются определенные трудовые навыки и умения. Однако, есть умственно отсталые школьники, которые отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как водитель, учитель и т. д. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, сантехник, столяр, озеленитель и др.). Выпускники ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ОВЗ», как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.Для учащихся и их родителей, специалистами школы-интерната подобран необходимый информационный материал о профессиональных училищах Курской области, в которых могут продолжить дальнейшее обучение выпускники. Данная информация содержит адреса ПУ, краткую характеристику специальностей, которые предлагает ПУ, порядок поступления в ПУ, необходимые документы для поступления.На протяжении нескольких лет ОКОУ «Пенская школа-интернат» взаимодействует с профессиональными училищами Курской области: ОБПОУ «САТТ им. К.К. Рокоссовского», ОБПОУ Курский монтажный техникум, ОКУСО Курский СПРЦ.Так же для учащихся старших классов в Пенской школе-интернате предусмотрена производственная практика на предприятиях Курчатовского района. Во внеурочное время также ведется работа, направленная на повышение профессиональной грамотности воспитанников. Ежегодно, в Пенской школе-интернате проводятся предметные недели по трудовому обучению, различные мероприятия такие как «Фестиваль профессий», оформляются стенды, презентации профессий и др. мероприятия, закрепляются представления детей о доступных профессиях, развивается интерес к трудовой деятельности, формируется потребность в личном выборе профессии, как источника дохода, необходимого для самостоятельной жизни в социуме, посредством индивидуальных и групповых бесед.Для профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья – необходима целенаправленная и кропотливая работа всех специалистов школы. Профессиональное ориентирование детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять комплексно, включая в этот процесс всех специалистов школы, а также родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, приносит свои положительные результаты. Все воспитанники после окончания Пенской школы-интерната продолжают свое обучение в профессиональных училищах.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Данильченко К.И. МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 238 - 243. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13373 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13373



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.