'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 34

Просмотры  28 просмотров

Павловская Д.С.

  


КОМБИНИРОВАННАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы закрепления института комбинированной реорганизации коммерческих организаций в российском законодательстве, изучается понятие комбинированной реорганизации в современной правовой теории, делается вывод о недостаточности теоретических исследований института комбинированной реорганизации коммерческих организаций.   

Ключевые слова:
реорганизация юридических лиц, комбинированная реорганизация, понятие комбинированной реорганизации, формы реорганизации, совмещённая реорганизация   


Внесённые в 2014 г. изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) на законодательном уровне закрепили возможность проведения в отношении юридических лиц так называемой комбинированной реорганизации, основная цель которой по задумке законодателя заключается в упрощении процедур консолидации и дробления субъектов бизнеса посредством единого процесса с очевидной экономией времени.

На необходимость в подобной реорганизации указывалось ещё до масштабной реформы гражданского законодательства 2014 г. Как поясняет Е. А. Суханов, это связано с сочетанием в одном акте нескольких форм реорганизации однородных юридических лиц, на которой настаивали представители российского бизнеса.

В научной литературе также отмечается, что благодаря введённой новелле во многих практических ситуациях процедура реорганизации станет проще и удобнее, и не только в правовом плане, но и с точки зрения тех экономических задач, которые ставят перед собой хозяйствующие субъекты.

Вместе с тем, нередко высказывается мнение, что осуществление на практике такого рода реорганизации может вызвать значительные трудности, связанные с усложнением правового регулирования возникающих отношений и в результате привести к нарушению прав участников гражданских правоотношений.

Между тем, практика показывает, что применение комбинированной реорганизации в настоящее время остаётся ограниченным, что прежде всего обусловливается недостатками правового регулирования.

Следует отметить, что и до реформирования ГК РФ специальное законодательство содержало нормы о подобного вида реорганизации: в 2006 г. в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ № 208) была введена ст. 19.1, исходя из которой решением общего собрания акционеров общества о реорганизации общества в форме его разделения или выделения предусматривалось в отношении одного или нескольких обществ, создаваемых путём реорганизации в форме разделения или выделения, положение об одновременном слиянии создаваемого общества с другим обществом или другими обществами либо об одновременном присоединении создаваемого общества к другому обществу (такая реорганизация в последующем получила название совмещённой).

Вместе с тем, несмотря на легализацию совмещённой реорганизации в рамках специального закона, какого-либо дальнейшего развития рассматриваемы институт не получил в силу самых разных причин: вследствие отсутствия его закрепления на уровне ГК РФ, наличия нестыковок между гражданским, налоговым законодательством и законодательством о государственной регистрации юридических лиц, пробелов в законодательстве о рынке ценных бумаг.

Дополненная в 2014 г. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ч. 1 ст. 57 ГК РФ в настоящее время предусматривает возможность проведения реорганизации юридических лиц (преимущественно коммерческих организаций) с одновременным сочетанием её различных форм: слияния, разделения, выделения, присоединения и преобразования. Можно утверждать, что данные изменения гражданского закона положили начало легальному закреплению института комбинированной реорганизации коммерческих организаций всех организационно-правовых форм, а не только акционерных обществ, как предполагалось ранее, в российской правовой действительности.

Вместе с тем, нельзя не отметить и тот факт, что и эти новые законодательные положения до сих пор не получили дальнейшего развития. На сегодняшний день нормы, регулирующие порядок осуществления комбинированной реорганизации, содержатся только в указанной ч. 1 ст. 57 ГК РФ, где закрепляется лишь возможность её проведения без указания на процедурные особенности, а также в ст. 19.1 ФЗ № 208, определяющей особенности разделения или выделения акционерного общества, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением.

Следует отметить, что институт комбинированной реорганизации юридических лиц (с одновременным сочетанием её различных форм) известен немецкой и чешской правовым системам: так, Закон о реорганизации Германии допускает возможность сочетания различных форм реорганизаций посредством единой процедуры, аналогичные нормы можно найти в Законе Чехии 2008 г. «О реорганизации торговых товариществ и кооперативов», допускающем реорганизацию юридического лица с комбинацией её способов.

С опорой на указанные законы немецкого и чешского правопорядков был предложен проект Федерального закона, где была сформулирована новая редакция норм по регулированию каждой формы реорганизации для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также продуманы правила об особенностях проведения комбинированной реорганизации для обоих видов коммерческих юридических лиц. Однако на сегодняшний день указанный законопроект та и не принят.

Таким образом, следует констатировать, что институт комбинированной реорганизации коммерческих организаций только начинает своё становление в российской правовой действительности и не отличается расширенной правовой регламентацией.

Непосредственное понятие «комбинированная реорганизация» также не нашло своего отражения в действующем законодательстве. В ст. 57 ГК РФ термин прямо не раскрывается, приводятся только основные признаки, при которых данный способ реорганизации может иметь место: в такой организации могут участвовать два и более юридических лица, участвующие в такой реорганизации юридические лица могут иметь различную организационно-правовую форму, ГК РФ или другим законом должна быть предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

В целом, как отмечает В. Г. Филиппов, в доктрине можно обозначить два основных наметившихся подхода к пониманию рассматриваемой реорганизации. Согласно первому из них допускается возможность считать данную реорганизацию отдельной (особой) формой с соответствующим правовым регулированием, при этом принимая во внимание то, что действующим законодательством смешанная реорганизация какой-либо особой формой не признаётся. В соответствии с другой позицией такая реорганизация является новым, условно называемым «комбинированным» или «смешанным способом» проведения реорганизации, а не её новой формой, что более обоснованно. Как отмечается, такой способ осуществления реорганизации бывает востребован, в частности, при реструктуризации активов холдинговой компании, когда организации требуется оставить долги в «убыточной» фирме, а все активы и имущество передать иной компании, а также при продаже бизнеса, не обременённого обязательствами.

И. С. Шиткина, описывая рассматриваемый институт, характеризует его как такую реорганизацию юридического лица, когда одним решением о начале реорганизации «запускается» реализация организационных изменений, охватываемых (регулируемых) двумя и более традиционными формами реорганизации.

На основании анализа российского законодательства в историко-правовом контексте и законодательства зарубежных стран, позиций отечественных и зарубежных исследователей Т. А. Нуждин предлагает называть все сложные реорганизации, закреплённые в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ единым понятием «комбинированная реорганизация». По его мнению, комбинированная реорганизация не является отдельной формой реорганизации, а представляет собой способ реорганизации, особенностью которого является комбинация в рамках единого процесса различных форм реорганизации, а равно сочетание посредством участия (либо создания) отличных друг от друга организационно-правовых форм юридических лиц, что выражается в сложном юридико-фактическим составе, включающим в себя юридический акт (решение о проведении реорганизации), группу последовательно наступающих юридических фактов (определение объёма правопреемства, составление передаточного акта), административный акт (акт о государственной регистрации реорганизованного (реорганизуемых) юридических лиц) и (в предусмотренных законом случаях) гражданско-правовую сделку (договор о слиянии или договор о присоединении).

Он же предлагает выделить три основных вида комбинированной реорганизации – смешанную, совмещённую и комплексную, последняя из которых представляет собой сочетание двух других видов комбинированной реорганизации.

Вслед за Т. А. Нуждиным единым термином «комбинированная организация» предлагает называть институты совмещённой и смешанной реорганизации А. О. Голлоев.

До появления диссертационного исследования Т. А. Нуждина о комбинированной реорганизации и введения в научный оборот рассматриваемого термина в отношении вопроса о правовой природе такой реорганизации в доктрине выделялись следующие точки зрения: во-первых, такую реорганизацию представляли самостоятельной формой реорганизации (В. А. Белов, А. А. Глушецкий), во-вторых, под ней понимали два самостоятельных реорганизационных процесса (В. В. Ровный), в-третьих, ей именовали «единый сложный процесс с особой правовой природой» (А. В. Габов, Е. Якутик, Д. И. Степанов).

Как представляется, именно третья точка зрения наиболее близко отражает юридическую сущность исследуемого института, поскольку особенность норм о комбинированной реорганизации заключается в единстве процесса. Даже в п. 9 ст. 19.1 ФЗ № 208 законодатель предусматривает единый момент завершения такой реорганизации. Кроме того, в результате самостоятельной реорганизации создаётся новое юридическое лицо, которое полностью соответствует установленным ст. 48 ГК РФ признакам. В случае с комбинированной реорганизацией промежуточное юридическое лицо вообще не является в полной мере самостоятельным хозяйствующим субъектом, который он появляется только по итогам конечного этапа такой реорганизации, что также свидетельствует о едином длительном процессе.

Таким образом, можно утверждать, что до принятия действующего ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» в отечественном законодательстве института комбинированной реорганизации коммерческих организаций не существовало. С 1996 г. комбинированная реорганизация могла применяться только в отношении акционерных обществ. С 2014 г. действие института комбинированной реорганизации получило своё распространение на все юридические лица, преимущественно коммерческие.

Институт комбинированной реорганизации коммерческих организаций только начал своё становление в российской правовой действительности и в настоящее время не отличается расширенной правовой регламентацией. Не имеется в законодательстве и легального определения комбинированной организации: упоминаются лишь формы реорганизации и возможность их применения в сочетании друг с другом. Теоретические исследования по данному вопросу в настоящее время крайне скудны и не дают чётко сформулированного определения комбинированной реорганизации коммерческих организаций.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Павловская Д.С. КОМБИНИРОВАННАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 204 - 211. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13367 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13367



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.