'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 32

Просмотры  24 просмотров

Оськин С.Э., Анисимова А.М.

  


ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные правовые проблемы, возникающие при государственной регистрации юридических лиц, и преимущества электронной регистрации юридических лиц   

Ключевые слова:
государственная регистрация, Федеральный закон № 129-ФЗ, электронная регистрация, юридические лица   


Государственная регистрация юридических лиц регулируется Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ). Число юридических лиц в России на 01.07.2023 достигло 3,23 млн. субъектов, и их государственная регистрация, это, по сути, лицензия или право на ведение бизнеса.Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Согласно п.2 статьи 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица без доверенности. Исчисление срока начинается с момента представления всех необходимых документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте. Доказательством принятия документов регистрирующим органом является расписка в получении документов. Нужно отметить, что принятие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» стало важным этапом на пути снижения административных барьеров: легитимизация юридического лица осуществляется сейчас в значительно более упрощенном порядке по сравнению с ранее действовавшим. Кроме того, был введен в оборот единый информационный ресурс – Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), вобравший в себя сведения практически о всех зарегистрированных на территории Российской Федерации юридических лицах. Этот ресурс позволяет проверить своего контрагента на добропорядочность. Появилась возможность, пусть пока и с определёнными сложностями, зарегистрировать юридическое лицо посредством электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.Но установленный порядок регистрации юридических лиц на сегодняшний день требует усовершенствования. Во-первых, в существующем законе нет проверки названий будущих компаний на уникальность, что приводит к дублированию. Фирменное наименование позволяет выделиться компании из группы подобных, зарабатывает деловую репутацию.Во-вторых, частые неправомерные отказы налогового органа в регистрации юридических лиц, основанные на множестве разъяснительных писем и приказов ФНС, которые не имеют юридической силы, так как не являются нормативными правовыми актами, но широко применяются работниками регистрирующего органа.В- третьих, ст.12 Федерального закона № 129-ФЗ регулирует документы, предоставляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица (чаще всего ООО) в регистрирующий орган:а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001,б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора, в) учредительный документ юридического лица (Устав) г) документ об уплате государственной пошлины.Согласно ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. На практике налоговая инспекция (регистрирующий орган) требует предоставления документов, подтверждающих подлинность юридического адреса создаваемого юридического лица (выписку из реестра недвижимости или договор аренды). С одной стороны, заявитель не обязан ничего подтверждать, с другой стороны налоговый орган предотвращает государственную регистрацию «фирм-однодневок». Проблема корректности юридического адреса заявителя может привести к отказу в регистрации юридического лица. Приказ ФНС России № ММВ-7-14/72@ от 11.02.2016 во исполнение п.4.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ определил признаки некорректного адреса: адрес пяти и более юридических лиц,адрес, по которому объект недвижимости разрушен,адрес, в ФНС представлено возражение собственника в регистрации заявителя,адрес несуществующий.Постановление Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013 поддержало позицию ФНС, и суды при вынесении решения по делам об отказе в регистрации юридического лица стали уделять внимание фактическим обстоятельствам.В – четвертых, процедура регистрации выглядит легкой только на первый взгляд: на практике это сделать крайне сложно. При заполнении заявления по форме Р11001 необходимо прибегнуть к услугам юридических фирм, а это не менее десяти тысяч рублей. Самостоятельно это очень тяжело, можно несколько раз подавать документы, и каждый раз платить государственную пошлину. Кроме того, после регистрации необходимо еще выбрать режим налогообложения, открыть счет в банке, изготовить печати, штампы, все это требует, как материальных, так и временных затрат. Думаю, для решения проблем, связанных с созданием и государственной регистрацией юридических лиц, необходимо полностью перевести регистрацию в электронную форму.В настоящее время на официальном сайте ФНС РФ разработан сервис электронной регистрации юридических лиц. При помощи сервиса можноправильно заполнить заявление о государственной регистрации по форме № Р11001использовать типовой устав или подготовить устав самостоятельно, в типовом уставе нет сведений о наименовании ООО, месте нахождения и размере уставного капитала, поэтому при их изменении не придется вносить изменения в устав ООО. Использование типового устава снижает юридические риски благодаря четко обозначенным правам и обязанностям участников общества, механизму перехода долей, порядку выхода из общества. Типовой устав ООО не требуется представлять в налоговый орган.выбрать подходящий режим налогообложения,оплатить госпошлину непосредственно из сервиса, при этом уплачивать государственную пошлину не требуется при направлении документов в электронном виде, подписанных электронной подписью заявителя, и через нотариуса.выбрать способ представления документов (в электронном виде с электронной подписью заявителя, через нотариуса или представить в регистрирующий орган на бумаге лично) направить документы на государственную регистрацию в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. Срок регистрации – 3 рабочих дня. Внедрение электронной регистрации уже позволило сократить время регистрации до 3 рабочих дней, а в перспективе необходимо сократить до одного часа. Кроме того, уменьшится влияние человеческого фактора при неправомерном отказе в государственной регистрации юридических лиц.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Оськин С.Э., Анисимова А.М. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 192 - 197. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13365 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13365



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.