'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  68 просмотров

Бушмакина Д.С.

  


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются теоретические и практические вопросы технологий менеджмента в условиях современной социально-культурной деятельности. Автор рассматривает различные методы и инструменты менеджмента, применяемые в современной практике организации и управления социально-культурной деятельности.   

Ключевые слова:
социально-культурная деятельность, технологии менеджмента, организационная культура, механизмы управления   


На современном этапе общественного развития стремительно разворачиваются инновационные процессы в социальном мире. Зарождение глобального рынка, приобретение национальными экономиками интернационального и транснационального характера, глобальное перераспределение труда, мгновенно осуществляемые коммуникации, вынужденная и свободная миграция, что приводит к смешению культур (ассимиляция, инкультурация, интеграция), все это не может не оказывать влияние на социокультурное пространство, социальную среду, социокультурную деятельность, как ее восприятие, так и организацию. Все это привело к активизации разнообразных социокультурных структур и появлению новых технологий менеджмента социокультурной деятельности. В настоящее время формируется новый подход к организации социально-культурной деятельности, в его основе видят развитие индивидуальности субъекта, его самобытности, самореализации, самоценности человека. Оценивая роль художественного творчества в социально-культурной деятельности субъектов воспитания, можно с уверенностью утверждать, что оно формирует их творческий потенциал, оказывает существенное влияние на развитие важных личностных качеств, творческих способностей и творческого потенциала. В теории и практике социально-культурной деятельности накоплен значительный опыт использования технологий менеджмента, однако их эффективность иногда вызывает сомнения. Социально-культурная система вбирает в себя многочисленные типы учреждений и организаций культуры, и каждое из них имеет специфическую внутреннюю структуру, содержание и формы работы, а также характер соподчинения с органами власти на местах и вертикальную иерархию ведомственного управления [1, с. 48-59]. Это и предопределяет необходимость исследования новых подходов к этому процессу.Менеджмент в социокультурной деятельности – это интегрирующая система, объединяющая в единое целое политику государства, рыночные механизмы и творческий потенциал конкретных коллективов и конкретной личности, направленный на совершенствование деятельности в определенной сфере культуры. Однако менеджмент в социокультурной сфере имеет свою специфику, так как культура представляет собой сложную открытую систему, а управление такими системами характеризуется недостаточной структурированностью, субъективностью и невысокой прогностичностью. В связи с этим особое значение приобретает предметный материал, который является проблемным полем для реализации управленческих технологий и обладает ключевыми объектами управления. В данном случае, таким предметным материалом являются четыре области технологий менеджмента: - Первая область связана с личностью, которая является участником социокультурных процессов и обладает способностью к самоорганизации. - Вторая область включает социокультурную среду учреждений культуры, где транслируются нравственные идеи, интересы и запросы личности. - Третья область связана с целью, которая определяет результаты позитивного влияния на человека и является ключевым элементом в создании инновационной среды. - Четвертая область представляет собой средства, которые обеспечивают технологический процесс управления с помощью финансовых, материальных, технических и инструментальных ресурсов, а также служат средством художественного выражения и эмоционального воздействия.В современной практике менеджмента выделяются четыре основные функции управленческой деятельности (рис. 1) [2, с. 119-128]: Рис. 1. Схема процесса управления.1) Планирование: включает определение целей и разработку стратегии для их достижения. Это процесс, в ходе которого руководитель определяет, что должно быть сделано, каким образом и в какие сроки. Планирование помогает организации действовать целенаправленно и систематически, а также служат основой для принятия решений.2) Организация: функция относится к подбору и правильному распределению персонала, а также разделению задач между ними. Это включает структурирование организации, создание подразделений и отделов, а также определение линий ответственности и взаимосвязей. Организация должна быть эффективной и гибкой, чтобы обеспечивать сотрудникам необходимые инструменты и условия для успешного выполнения задач.3) Мотивация: связана со стимулированием исполнителей к достижению целей и поддержанием их мотивации на необходимом уровне. Достижение целей требует от сотрудников усилий, их мотивация играет важную роль в процессе работы. Руководители используют различные подходы, чтобы поддерживать мотивацию: это может быть материальная или нематериальная вознаграждение, установка ясных целей, обратная связь, возможность карьерного роста и др.4) Контроль: функция направлена на сравнение фактически достигнутых результатов с запланированными и принятие соответствующих мер для исправления ситуации, если требуется. Контроль позволяет руководителям следить за прогрессом, выявлять отклонения и рассматривать возможности для улучшений. Он важен для обеспечения эффективности работы и достижения целей организации. Все эти функции взаимосвязаны и важны для успешного управления. Они помогают руководителям планировать, организовывать, мотивировать и контролировать работу своих команд, обеспечивая эффективное достижение целей организации.При разработке современной модели управления необходимо учитывать, по меньшей мере, три ключевых фактора:1) Процесс реорганизации системы управления социокультурной деятельностью и создание инновационной модели управления будет успешным только при согласованности с социально-экономическими реформами и рыночными отношениями, а также обеспечении правовой и финансовой самостоятельности всех участников деятельности, демократических свобод и творческой независимости личности.2) Модель управления должна соответствовать реальным условиям и сложившейся ситуации в социокультурной сфере, включая особенности каждого региона, уровень развития культурного потенциала населения, готовность субъектов культуры к внедрению новшеств, ресурсный потенциал, наличие квалифицированных кадров и так далее.3) При разработке модели управления необходимо учитывать осознание работниками социокультурной сферы всех уровней объективно сложившейся парадигмы. Модель должна разрабатываться не только высшими руководителями управления, но и нижестоящими сотрудниками, участвующими в управленческих преобразованиях и заинтересованными в их реализации.Технологии управления в социально-культурной деятельности всегда выражают ценностно-смысловые парадигмы социально-культурной деятельности, и эти культурно-ценностные установки, в свою очередь, являются регуляторами взаимодействия и поведения людей. Социально-культурная деятельность, независимо от направленности, должна быть не только комплексной и самодостаточной, но — главное — управляемой. О.С. Захарищева [3, с. 1-3] выделила в своей работе следующие механизмы реализации культуротворческих технологий:- изучение, сохранение и восстановление культурных ценностей,- изучение и использование мирового культурного наследия,- творческое развитие личности в области культуры и искусства,- организация индивидуального художественного, декоративно-прикладного, научно-технического и авторского.Современные технологии менеджмента социально-культурной деятельности являются важным инструментом для эффективного управления в сфере социокультурных событий и процессов. Эти технологии предлагают новые подходы и методы, которые помогают оптимизировать организацию и управление социально-культурными проектами, а также решать возникающие проблемы и задачи.Одной из ключевых технологий в области менеджмента социально-культурной деятельности является информационно-коммуникационная технология (ИКТ). ИКТ позволяет осуществлять быструю передачу необходимых данных и информации, что является важным фактором в организации и управлении социально-культурными событиями и активностями. Благодаря оперативному доступу к информации, принятие управленческих решений становится быстрым и эффективным процессом. Одним из основных преимуществ ИКТ является возможность создания и поддержания виртуальных платформ для социокультурных проектов. Это открывает новые подходы для организации различных мероприятий, таких как выставки, концерты, конференции и другие, виртуальным путем. Такие платформы позволяют расширить аудиторию, разрушают географические и временные ограничения, а также обеспечивают гибкость и доступность для широкой аудитории. Она облегчает коммуникацию и способствует более эффективному проведению социокультурных программ.Еще одной важной технологией в менеджменте социально-культурной деятельности является проектный менеджмент. Он предлагает системный подход к планированию, организации и контролю социально-культурных проектов. Проектный менеджмент позволяет определить цели и задачи проекта, выделить ресурсы, разработать план действий и планы мероприятий, а также оценивать и контролировать выполнение всех этапов проекта. Благодаря использованию проектного менеджмента, организаторы социально-культурных событий могут эффективно планировать и контролировать свои действия, так как они имеют систематический подход и инструменты для организации и управления проектами. Это позволяет оптимизировать использование ресурсов и повысить качество социально-культурных проектов.Также стоит отметить, что в менеджменте социально-культурной деятельности активно используются и другие современные технологии, такие как краудфандинг, социальные сети и мобильные приложения. Краудфандинг представляет собой процесс сбора средств от людей, которые заинтересованы в поддержке определенного проекта [4, с. 42-50]. Организаторы социокультурных событий могут использовать эти платформы для предоставления информации о своем проекте и привлечения средств от широкой аудитории. Благодаря краудфандингу они могут получить необходимые ресурсы для реализации своих идей без необходимости обращаться к ограниченному числу спонсоров или организаций. Также социальные сети и мобильные приложения играют важную роль в области менеджмента социально-культурной деятельности. Они предоставляют дополнительные каналы коммуникации и информационного обмена между организаторами событий и их участниками. Организаторы могут использовать социальные сети для распространения информации о предстоящих мероприятиях, акциях и новостях, а также установки мобильных приложений для облегчения взаимодействия с участниками и организацией мероприятий.В заключение важно отметить, что менеджмент в социокультурной деятельности представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий интеграции политики государства, рыночных механизмов и творческого потенциала личности. Он должен осуществляться с ориентацией на современные тенденции развития общества, науки, техники, всей современной культуры, с учетом смысла культурной деятельности, заключающейся в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. Внедрение инновационных подходов в управление социокультурной сферой способствует ее развитию и содействует раскрытию потенциала культурного наследия на новом уровне.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бушмакина Д.С. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 46 - 53. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13343 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13343



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.