'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 2
  4. Научная статья № 48

Просмотры  55 просмотров

Красовицкая А.И.

  


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИЙ НА ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ *

  


Аннотация:
в данной статье представлен обзор литературы, посвященной проблеме использования в психологических исследованиях портретной фотографии. Выявлены основные направления жанра фотография и определена их специфическая направленность на демонстрацию статических свойств мира. Автором рассмотрены особенности восприятия эмоций на портретной фотографии детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и взрослых. Были выявлены основные онтогенетические различия процесса восприятия эмоций у детей 3-7 лет и произведен сравнительный анализ отличительных особенностей восприятия эмоций взрослыми детьми. В ходе анализа психолого-педагогической литературы определено, что если в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка сформировались частичные или неправильные эмоциональные образы, то во взрослом возрасте они, также, будут не сформированными. Поэтому большинство взрослых людей (более 60%) не обладают навыком считывания не ярко выраженных эмоций.   

Ключевые слова:
эмоции, восприятие, эмоциональный интеллект, портретная фотография, искусство, взрослые, дошкольный возраст   


Введение.В современных психолого-педагогических исследованиях и практиках все чаще и чаще применяется метод анализа фотографий. Фотография используется в процессе арт-терапии (Р. Вольф, Б. Закем, Д. Краусс О. Перевезенцева и д.р.), психотерапии (М.Е. Бурно, Т.Е. Гоголевич, В.М. Зулкарнаев и др.), фототерапии или терапии творчеством (Дж. Вайзер, Р. Мартин, Д. Спенс и др.) и в исследованиях эмоционального интеллекта (Е.В. Бочкина, М.А. Кузьмищева, М.И. Лисина, Е.М. Листик, А.М. Щетинина), т.е., как инструмент исследования. В арт-терапии используются все виды фотографий с изображенными на них людьми, животными, пейзажами и явлениями природы. Данный подход используется преимущественно в США. Второй подход – психотерапия, подразумевает использование фотографий в терапевтических целях, т.е., коррекция психологического состояния посредством анализа изображенного объекта или предмета. В процессе фототерапии клиент психотерапевта самостоятельно создает фотографию для выражения собственных эмоций. Четвертым направлением использования фотографий в психологических практиках является инструментальный подход, в котором фотография становится инструментом для выявления свойств психики в целом и особенностей развития восприятия у детей и взрослых. О последнем, четвертом подходе и пойдет речь в нашей статье. Цель исследования: определение особенностей восприятия эмоций человека на фотографии.Основная часть.Психология, как наука, всегда была тесно связана с искусством. Первоначально искусство изучалось в рамках общей психологии и только в 1886 г. Г. Вельффлином было выделено отдельное направление психологической науки – психология искусства. В психологическом словаре данный термин трактуется как «отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и создания произведения искусства» [7, с. 205]. Существует несколько направлений изучения данного направления психологии. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.В рамках данной теории к произведению искусства применяется метод объективного анализа, в рамках которого изучаемое произведение рассматривается, как система раздражителей, «нацеленная на вызов эстетической реакции» [4, c. 18]. Целостная концепция психологии искусства Е.Я. Басина и В.П. Крутоуса. С позиции данной концепции были выявлены проблемы понимания процесса создания и интерпретации произведения искусства с позиции «творческого «Я» художника и личностной позиции зрителя» [2, с. 10].Функциональная теория И. Кулка.В рамках данной теории рассматриваются функциональные запросы личности и функции самого произведения искусства, которые отвечают на вопрос «для чего?» [5, с. 261].Все вышеперечисленные теории объединяет стремление выявить механизмы влияния произведения искусства на личность. Именно поэтому, предметом психологии искусства является свойство и состояние личности, которое обусловлено восприятием и созданием художественных ценностей и влиянием данных ценностей на процесс ее жизнедеятельности. Под произведением искусства В.А. Бачинин понимает «духовно-материальную реальность, которая отвечает художественно-эстетическим критериям, возникшую как результат творческих усилий художника, скульптора, поэта, композитора и т. д. Произведение искусства всегда представляет собой ценность в глазах тех или иных сообществ» [9, с. 93]. Произведения искусства бывают нескольких видов: пространственные или статические,синтетические или зрительно-слуховые,временные или слуховые. К пространственным видам искусства относят живопись, графику, архитектуру, скульптуру и художественную фотографию. К временным – музыку, литературу и поэзию. Синтетические виды включают в себя – театр, кино, эстраду, хореографию, цирк, балет и телевидение. Для нашей статьи наибольший интерес представляет один из жанров пространственного вида искусства – художественная фотография. Термин фотография произошел от греческого слова «photos, что в переводе на русский язык значит светопись (пишу светом)» [3, с.105]. В буквальном смысле, светопись — это явление, которое позволяет получать изображение объекта или явления с помощью оптической камеры, оснащенной светочувствительными пластинками. Художественная фотография является частью общего направления искусства фотографии. Под данным термином понимают фотографию, которая создана в соответствии с особым, художественным видением фотографа. Она выступает средством творческой самореализации и самовыражения. Художественная фотография делится на два больших направления – основное и специфическое, которые в свою очередь подразделяются на отдельные жанры. К основным жанрам художественной фотографии относят: портрет,натюрморт,пейзаж,репортаж, обнаженная натура,макро и микросъемка,флора и фауна [1, c.6].К специфическому жанру фотографии относят:аэрофотосъёмка,ломография,фотоохота,репродукция и т.д.Для нашей работы наибольший интерес представляет основной жанр художественной фотографии – портрет или портретная фотография, которые чаще всего используются в психологических исследованиях эмоционального восприятия лица человека. В психологической науке существует несколько направлений изучения особенностей эмоционального восприятия лица человека. Первое направление (Е.В. Бочкина, М.А. Кузьмищева, М.И. Лисина, Е.М. Листик, А.М. Щетинина и др.) связано с изучением восприятия лица человека детьми дошкольного возраста. Второе направление (В.А. Барабанщиков, В. Брюс, Ф. Ленард, А. Янг и др.) посвящено тому, как воспринимают лицо человека взрослые люди. В рамках первого направления было выявлено, что дети 3-4 лет способны дифференцировать эмоциональные состояния взрослых, умеют определять категории эмоциональных состояний, «использовать эталоны эмоций в процессе анализа ситуаций» [6, с.35]. В 4-6 летнем возрасте дети способны определять эмоции своих сверстников и свои собственные, «видя особенности противоположных эмоциональных состояний» [10, с. 275]. К 7-ми годам формируется стойкое умение распознавать основной спектр эмоций (радость, злость, грусть и т.д.) у взрослых и сверстников, что позволяет им лучше адаптироваться в процессе новой ведущей деятельности – учебной. Лучше всего данная способность проявляется в процессе описания фотографий, т.к., лицо человека статично и эмоция, запечатленная на ней, не меняется. Проведенные отечественными учеными (М.А. Кузьмищева, М.И. Лисина, Е.М. Листик, А.М. Щетинина) исследования показали, что младшие школьники хорошо распознают основной спектр эмоций и могут провести дифференциацию различных фотографий на основе выбранной эмоции. В процессе сортировки фотографии дети, прежде всего, обращают внимание на выражение глаз, наличие или отсутствие улыбки, на расположение бровей и цвет кожи. Данные критерии позволяют им наиболее точно выявить яркую эмоцию, но при этом, не помогают в процессе определения более сложных эмоций – грусти, обиды, удовольствие и т.д.Во взрослом возрасте, наблюдается схожая ситуация. Учеными (В.А. Барабанщиков, В. Брюс, Ф. Ленард, С.М. Федосеенкова и др.) было установлено, что «более 60% взрослых не могут точно определить сложную эмоцию» на фотографии» [8, с. 94]. Большинство взрослых не производят полноценный анализ эмоционального образа, вместо этого они поверхностно изучают предложенный образ и определяют эмоцию на основе сформированных ранее эмоциональных эталонов. В.А. Барабанщиков установил, что сформированные ранее эмоциональные эталоны с трудом поддаются коррекции во взрослом возрасте. И если в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка сформировались частичные или неправильные эмоциональные образы, то во взрослом возрасте они, также, будут не сформированными. Именно поэтому возникает необходимость целенаправленно формировать эмоциональный образы и определять уровень их сформированности с помощью анализа эмоций на фотографиях. Это и станет целью нашего дальнейшего исследования.Выводы.В процессе теоретического обзора была выявлена специфика понятия фотография. Определено направление данного вида искусства, жанровые особенности и специфика создания. Целью данной статьи являлось определение особенностей восприятия эмоций человека на фотографии. В процессе анализа литературы были установлены сходства и различия восприятия эмоций человека у детей и взрослых. Также, были определены онтогенетические особенности становления восприятия эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Красовицкая А.И. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИЙ НА ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 271 - 278. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13298 (дата обращения: 16.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13298



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.