'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 4
  4. Научная статья № 37

Просмотры  22 просмотров

Саранская С.А.

  


СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ В СЛАВЯНСКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ: СЕМАНТИКА И СИМВОЛИКА *

  


Аннотация:
в статье представлены языческие традиции свадебного церемониала, характеризующие жизнь древних славян, культурные основы и содержание русской народной свадьбы.   

Ключевые слова:
свадебный обряд, языческие традиции, древние славяне, культура Руси   


Русский свадебный обряд – одно из самых удивительных явлений народной культуры. С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» дает определение свадьбы и брачных отношений: «Свадьба – это брачный обряд», а «брак – это сожительство супругов, совокупность бытовых и правовых отношений, связывающих мужа и жену» [5, с. 607]. Возникновение свадебного обряда на Руси неразрывно связано с языческими традициями. О свадебных обрядах наших древних предков, которые на протяжении нескольких тысячелетий жили по законам ведического мировоззрения, практически ничего не известно. Самым известным источником, раскрывающим свадебные обычаи древних славян, является «Повесть временных лет», созданная христианским священником XII века Нестором. Летописец указывает на разницу представлений о брачных отношениях в славянских племенах. Так, у полян был свой свадебный славянский обряд, «зять не ходил за невестой, но ее приводили вечером, а на другое утро приносили по ней то, что дадут». У древлян существовал обычай «умычки», кражи девиц у воды. Радимичи, вятичи, северяне имели схожие обряды - игрища между селами, где каждый похищал себе жену, с какою кто сговорился, имели они и по две, и по три жены. Те же обычаи были у кривичей. Видно, что у племен, в одно и то же время, существовали различные свадебные обряды, различные способы заключения брачных союзов. В описанных Нестором свадебных обрядах можно увидеть два образа заключения браков у древних славян: «ведение» жены или привод невесты к жениху и «умычка» жены во время «бесовских игрищ» или похищение девушек во время языческих празднеств. Первый образ заключения браков был у полян, второй – у прочих славянских племен. С точки зрения летописца, брак у полян, состоявший в «ведении» к жениху невесты и в принесении за ней приданого, был ближе к христианской форме брака. Брак, совершавшийся в форме так называемого «ведения» жен, первоначально существовал у людей высшего звена, впоследствии распространился везде, вытеснив брак посредством похищения или умычки. Последний способ заключения брака является древнейшим семейным славянским обрядом. По мнению Нестора, «умычка» настолько низкий и грубый обряд, что не заслуживает даже называться браком - «брака у них не бываше». Браком называется у летописца «ведение» жен, имевшее место у полян. Признание власти родителей было характерно не для всех славянских племен. Так, например, у полян было принято, чтобы устройством брака занимались родители, жених практически не принимал ни в чем участия, невесту уже приводили к нему, никто не спрашивал взаимного согласия молодых. При этом у других племен, например, у древлян, радимичей согласие родителей вообще не имело значения, представители племен просто похищали понравившихся им женщин. Единственное, что могло свидетельствовать в пользу существования свадебного обряда – это обычай похищать девушек только у воды. В отдаленную эпоху жизни наших предков, в эпоху, когда в силе был обряд «похищения» или «умычки» невест, воде придавалось большое значение при заключении брачного союза. Реки, ручьи, озера были местами, где часто заключались браки язычника – славянина. Достаточно было объехать свадебному поезду трижды вокруг озера, чтобы считать брак совершенным. Впоследствии долгое время, после принятия нашими предками христианской веры, этот обряд держался в народе. Еще в XIX веке существовал обряд, по которому во время гуляний, парни обливали водой тех девушек, которые им приглянулись. На той девушке, которую парень облил водой, он по обряду и должен был жениться. В основе указанных свадебных ритуалов, связанных со священным почитанием славянами воды, лежат древние мифологические представления. Религия славянских племен состояла в поклонении стихийным божествам. Вода, как одна из стихий, без которой невозможна жизнь живого существа на земле, имела в глазах древних славян большое значение. Поливание, плескание водой, употреблявшееся при заключении брачного союза, имело значение освящения, заменявшего собою в те времена церковное венчание. Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» продолжает описание семейной жизни древних славян: «Они считали жён совершенными рабами, во всяком случае, безответными, не дозволяли им ни противоречить себе, ни жаловаться, обременяли их трудами, заботами хозяйственными и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна служить ему и на том свете. Сие рабство жён происходило, кажется, оттого, что мужья обыкновенно покупали их…» После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила всё семейство [3, с. 49]. В конце IX века с приходом христианства началось формирование традиционного русского свадебного обряда, которое продолжалось на протяжении семи веков. Браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Христианская церковь на протяжении многих веков боролась с язычеством, но искоренить его полностью так и не удалось. В результате чего христианские традиции тесно переплелись с языческими верованиями, что повлияло на свадебные обряды. Семья была патриархальной, и многие обряды показывали, что невеста во всем будет подчиняться мужу.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Саранская С.А. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ В СЛАВЯНСКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ: СЕМАНТИКА И СИМВОЛИКА // Вестник науки №2 (71) том 4. С. 191 - 194. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13115 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13115



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.