'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 4
  4. Научная статья № 30

Просмотры  27 просмотров

Цома Е.В., Кузнецова Ю.В.

  


ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается особенности подготовки будущих педагогов-психологов в условиях стремительно меняющегося мира. Анализируются требования современной культуры к работе высших профессиональных учебных заведений. Делается вывод о том, что главной задачей высшего психолого-педагогического образования является подготовка конкурентоспособных специалистов-психологов с высоко развитым уровнем культуры.   

Ключевые слова:
психология, психологическая наука, педагог-психолог, профессиональное образование, квалификация, общество, культура   


Особенности подготовки будущих педагогов-психологов в условиях стремительно меняющегося мира, являются актуальным вопросом для значительного числа ученых. В настоящее время специалисту для успешной профессиональной деятельности нужно обладать конкретным набором качеств и свойств личности, быть готовым к самостоятельной постановке жизненно важных задач и поиску верных способов их решения. Кардинальные изменения в социальной структуре создали условия для существенных изменений в системе российского образования. Именно поэтому, одной из главных составляющих системы образования Российской Федерации в настоящее время становится профессиональная подготовка квалифицированных педагогов-психологов. В данном случае высшее профессиональное образование рассматривается как этап проектирования, испытания, производства, овладения логической структурой науки и учебной дисциплины, а так же, как этап перехода к сфере профессиональной деятельности или же в область науки. Высшее профессиональное образование — это то, что человек приобретает в течение всей своей жизнедеятельности. В современных условиях, на первом месте стоят способы решения проблем самоконтроля, самовоспитания, саморазвития. Требования современной культуры, такие как духовное оздоровление и личностный рост молодого поколения, формирование у них профессиональной культуры, творческой и гражданской активности, самостоятельности, а также ответственности за результаты своего труда, вступают в разногласие с реальной обстановкой в профессиональном образовании, в том числе и в психолого-педагогическом. Проблемы высшего профессионального образования не могли не оказать влияние и на подготовку будущих педагогов-психологов, на которых, без преувеличения, возлагается двойная ответственность, стать не только педагогом – профессионалом, но и психологом – профессионалом.Стоит обратить внимание на то, что изучение проблемы профессиональной подготовки педагогов-психологов необходимо начать с обращения к ее возникновению. Анализ историографии рассматриваемой проблемы позволяет выделить этапы ее становления и развития в России. Внутренний мир индивида вызывал интерес у человека с древнейших времен. Термин «психология» получил образование от греческих слов psyche - душа и logos - наука. Психология опиралась на философию с момента своего появления и на протяжении многих веков являлась лишь одним из составляющих разделов философии. Затем, в связи с научно-техническим прогрессом и началом деятельности в Лейпциге первой экспериментальной лаборатории Вундта, психология стала занимать важное место в обществе, а 1879 год, затем, обозначили временем возникновения психологической науки.Российская психологическая школа аналогично имеет давние традиции. Изначально отечественная психология вела свое развитие в тесном контакте с зарубежной психологической наукой. Отечественные ученые проходили стажировку в ведущих европейских лабораториях, изучали зарубежные книги о проблемах психологической науки. На исходе XIX века начинается формирование российской психологии и вырастает вопрос о ее предмете, методологии, а так же о ее отличиях от остальных наук.Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России была открыта академиком И.М. Сеченовым в Северной столице в 1885 году, а уже концу XIX века в большинстве крупных университетах России начали свою деятельность кафедры психологии, которые были структурными подразделениями, обычно, филологических и исторических факультетов. Первая психологическая лаборатория в Москве была открыта профессором Г.И. Челпановым в 1907 году при Московском государственном университете, а в 1912 году под его руководством был создан и открыт Институт психологии. Бурная научная деятельность была приостановлена событиями октября 1917 года. Те из ученых, кто придерживался идеалистических взглядов, прочувствовали события революции особенно остро. Почти семь десятилетий психология существовала и развивалась под тяжестью политической идеологии. Должное качество исследований, развитие дополнительных отраслей психологической науки говорили о ценности науки в жизни общества. Именно поэтому стало необходимо организовывать подготовки специалистов этой научной области. Развитие деятельности психологических факультетов в Московском и Ленинградском государственных университетах во второй половине ХХ века привело к появлению предпосылок для развития психологии как самостоятельной науки. Затем психологию включили в утвержденный классификатор наук и открыли Институт психологии Академии наук СССР. В 80-годы ХХ столетия в школах Советского союза начинает свою работу школьная психологическая служба. Появление в штате школы единицы педагога-психолога в начале 1990-х годов активизировало открытие в отечественных педагогических ВУЗах специальности «Психология», а затем «Педагогика и психология». С данного момента начинается стремительное развитие системы психолого-педагогического образования. На сегодняшний день мы являемся свидетелями того, что психологическая служба есть ничто иное, как важное звено в современном образовательном пространстве. Чтобы педагог-психолог мог эффективно профессионально развиваться в будущем, уже в самом начале карьерного пути ему необходимо быть подготовленным с опережением, учитывая новые условия времени. Необходимость в подготовке специалистов данного направления можно объяснить изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, а так же реформой в системе образования [5, с.7]. В характеристике о квалификации выпускника государственного образовательного стандарта четко отмечено, что педагог-психолог должен быть готовым к ведению профессиональной деятельности, которая направлена на психологическое сопровождение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся, содействовать социализации личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ, содействовать гармонизации общественной сферы образовательной организации, способствовать формированию психологической культуры участников образовательного процесса, проводить квалифицированную психологическую диагностику разного профиля и необходимую психолого-педагогическую корректировку, оказывать психологическую поддержку для одаренных учащихся в творческой и интеллектуальной деятельности [6, с.41]. В связи с переходом высшего профессионального образования в Российской Федерации на Болонскую систему Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден и принят в работу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование». Задачей высшего учебного заведения, согласно ФГОС ВПО третьего поколения, является качественная подготовка высокопрофессиональных специалистов настоящего времени, которые способны эффективно, с применением базовых теоретических знаний и инновационных технологий осуществлять свою деятельность в различных сферах образования, культуры и управления социальными и культурными процессами [3, с.14]. Основной целью, в соответствии с ФГОС ВПО является формирование у обучающихся личностных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций, развитие умений их реализации в научной, исследовательской, управленческой, проектной, аналитической, экспертной, культурной, просветительской, производственной, технологической и конечно преподавательской деятельности [4, с. 26]. По окончанию ВУЗа педагог-психолог должен обладать не только запасом знаний в своей сфере, но и должную общекультурную подготовку, а так же владеть достаточным набором личностных качеств. Анализируя все вышеизложенное можно выделить основные особенности подготовки педагога-психолога в современном образовательном пространстве Российской Федерации. 1.Главной задачей высшего психолого-педагогического образования является подготовка квалифицированных специалистов, психологов с высоко развитым уровнем культуры; 2.Повышается роль деятельности педагога-психолога в образовательных организациях России, что связано с возникновением необходимости оказывать необходимую помощь детям, у которых возникают трудности при участии в образовательном процессе; 3. Уровень профессиональной подготовки педагога-психолога в ВУЗе на современном этапе не до конца соответствует требованиям, которые предъявляют к ней реалии современности. Чтобы конкретно данная подготовка стала гармоничной, образовательные программы соответствующих ВУЗов, в первую очередь, направлены на развитие уникальности будущего педагога-психолога.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Цома Е.В., Кузнецова Ю.В. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ // Вестник науки №2 (71) том 4. С. 157 - 163. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13108 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13108



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.