'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 4
  4. Научная статья № 28

Просмотры  21 просмотров

Лень Е.В.

  


ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ РИСКА, ПЕРЕНЕСШИЕ КОВИД *

  


Аннотация:
в работе представлено описание психо-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста группы риска, перенесших «ковид». В образовательном учреждении специалистами проведена психолого–педагогическая диагностика данной группы детей, на выявление психо-эмоциональных нарушений, имеющих медицинское подтверждение болезни.   

Ключевые слова:
короновирусная инфекция, краниальные мононевропатии, миелопатия, полинейропатия, цитокиновый шторм, нейротропность, нейровирулентность, интонированность, артикуляционный аппарат   


В период пандемии по новой коронавирусной инфекции Сovid-19 дети могут быть подвержены риску заражения в семьях будучи в контакте с больными взрослыми и в то же время источником ра, спространения инфекции. В большинстве случаев дети переносят COVID-19 легче чем взрослые, но нередко у них могут диагностироваться различной степени выраженности неврологические синдромы — от краниальных мононевропатий до острой воспалительной полинейропатии Гийена–Барре и тяжелых поражений головного и спинного мозга в виде острой геморрагической некротизирующей энцефалопатии и миелопатий. С точки зрения патогенеза, неврологические нарушения при COVID-19 могут быть обусловлены «цитокиновым штормом», гипоксемией, нарушениями гомеостаза (энцефалопатия критических состояний), нейротропностью и нейровирулентностью SARS-CoV-2 (изолированное поражение черепных нервов, очаговые и диффузные поражения ЦНС), а также смешанным воздействием перечисленных факторов. COVID-19 влияет на течение хронических неврологических заболеваний, особенно, связанных с нейроиммунными нарушениями. В некоторых случаях неврологические нарушения протекают атипично, без видимых признаков и распознать их можно только на МРТ. По данным опубликованного обзора в TheLancet со стороны международного эксперта было выявлено, что у пациентов младшего возраста, переболевших СOVID-19, возможны поражения головного мозга (вплоть до инсульта), нервной ткани и позвоночника. Публикации и систематизированные сведения доказывают о разнообразных формах клинических проявлений при СOVID-19 поражений как периферической, так и центральной нервной систем. Внимание к неврологическим синдромам COVID-19 и распознавание проявлений неврологических изменений, с которыми можно столкнуться у детей, могут способствовать правильной и своевременной диагностике, смягчить распространение болезни и предотвратить значительную заболеваемость и смертность.Актуальным представляется вопрос дифференциальной диагностики проявлений ПКС и фоновых неврологических и психических заболеваний в популяции, а также патологического влияния самой пандемии.Согласно анализу данных литературы, наиболее частыми нейропсихическими проявлениями COVID-19 у детей являются астенический синдром, когнитивные расстройства (нарушения памяти, внимания), эмоциональные нарушения (тревожный и депрессивный синдромы), вегетативные расстройства, цефалгия, инсомния, сенсорные нарушения (преходящие расстройства обоняния и вкусоощущения), реже — судорожный синдром (фебрильные судороги, эпилептические приступы), менингоэнцефалит, инсульт (ишемический или геморрагический), церебральный васкулит, энцефалопатия, фульминантный отек головного мозга, синдром Гийена—Барре, миелит.Материалы и методы исследования. Диагностические исследования на выявление психо-эмоциональных нарушений проведены на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Радуга» городского округа Спасск – Дальний в группе «Искорки». Полный состав группы 16 воспитанников возраста (5-6 лет). Из них, у 6 детей, перенесших инфекцию SARS-CoV-2, отмечался постковидный синдром. Все воспитанники перенесли инфекцию SARS-CoV-2 в 2022 году, согласно медицинских данных. Возраст пациентов на тот период составлял от 3 до 4 лет. У всех законных представителей детей было взято информированное согласие на обследование. Данная группа дошкольников (в возрасте 4-5 далее 5-6 лет) была осмотрена специалистами психолого- педагогического состава МБДОУ д/с № 3 «Радуга» (педагогом –психологом, учителем – логопедом, воспитателем). Со всеми 6-ю воспитанниками проведено обследование с помощью специальных психолого-педагогических диагностик. Результаты исследования. По результатам наблюдения воспитателя группы за детьми группы риска, перенесшими ковид-19: возрастная и психо -эмоциональная характеристика, контингента детей 5 – 6 лет. К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.Дети, за которыми проводились наблюдения (таблица 1) по некоторым параметрам, имеют отставание, с целью выявления знаний, умений и навыков проводился мониторинг детей переболевших «Ковидом» в 2022 году и в конце 2023 года.Таблица 1- Сравнительная диагностика воспитанников 2022 -2023 годов. Наблюдая за детьми переболевшими заболеванием «Ковид», можно отметить следующее: эмоциональные нарушения в результате перенесенного детьми ковида наложили свой отпечаток на пассивность в познавательном развитии (для 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность), у этих детей отсутствует интерес к новому (5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), в поведении прослеживается некоторое психическое отклонение, доля агрессии, у воспитанников замечены отставания в развитии психических функций и процессов, нарушена мыслительная деятельность, на всех видах занятий дети не проявляют активности, скорее пассивное поведение, очень плохое запоминание материала, непроизвольное внимание нарушено, мышление на низком уровне, эти дети часто стали жаловаться на головную боль, тяжелее даются им выполнение физических упражнений, стали чаще болеть и по этой причине часто пропускают детский сад.По результатам исследования педагога – психолога: Аналитическая справка по результатам диагностики личностной и эмоционально – волевой сферы дошкольников на 2022 - 2023 год.Исследование проводилось в привычной для детей обстановке, в повседневной деятельности. Детям были предложены задания, позволяющие оценить уровень развития таких эмоциональных проявлений как агрессивность, тревожность, адекватность самооценки.В ходе проведения диагностической работы были использованы следующие методики: тест на тревожность «Подбери нужное лицо» Тэммл, Дорки, Амен, тест на выявление уровня самооценки «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г.Щур, методика определения психоэмоционального состояния «Паровозик» С.В. Велиевой, методика на взаимоотнешения «День рождения» М. Панфиловой.Диагностика проводилась в 2 среза, в начале и конце учебного года.Обследование психоэмоционального состояния средней группы по методике С.В. Велиевой «Паровозик».Цель: определить степень позитивного и негативного психического состояния детей.Обследование детей по методике «Лесенка» В.Г. ЩурЦель: исследование самооценки детей дошкольного возраста.Обследование по методике «День рождения» М. ПанфиловаЦель: изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи.Обследование по тесту на тревожность «Подбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.Цель: определить уровень тревожности дошкольников.Выводы: Общее количество детей, нуждающихся в коррекции эмоциональной сферы снизилось на 46% (73% на начальном этапе, 27% на итоговом). Произошло снижение уровня проявлений агрессивности с высокого уровня на средний у 44% детей. Количество детей с низким уровнем агрессивности увеличилось на 8%.Количество детей с высоким уровнем тревожности понизилось на 24%. Более адекватно стали оценивать себя и свои поступки 40% детей.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы-риска» по «Программе по снижению тревожности, формированию положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей детей 4-7 лет»,2. Консультирование родителей и педагогов.Результаты обследования детей группы риска, перенесшим ковид учителем – логопедом. Логопедическое обследование проводилось в группе старшего дошкольного возраста с детьми группы риска. В группе 16 детей. 6 воспитанников из 16 дети группы риска, переболевшие ковидом в 2022 году. Особенности речевой характеристики данной группы детей:- Артикуляционный аппарат. - Устная речь.- Общее звучание речи (темп, голос, дыхание, интонированность). - Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. - Звукопроизношение. - Произношение слов сложного слогового состава.- Активный словарь. - Грамматический строй речи. У всех шести воспитанников нарушен фонематических строй речи, проблема с проговариванием отдельных звуков, грамматический строй речи нарушен, в основном скудный словарный запас.У детей после перенесенной инфекции британского штамма SARS-COV-2 отмечаются следующие клинические проявления постковидного синдрома: частые ОРВИ, утомляемость и слабость, нарушения сна, речевых характеристик, эмоциональной сферы во всех психических процессах.За воспитанниками старшего дошкольного возраста, перенесшими COVID-19 следует организовать наблюдение для оценки и динамического контроля состояния здоровья пациентов и необходимости оказания коррекционно- развивающей помощи с проведением ряда мероприятий.Заключение. Таким образом, разнообразие неврологических проявлений ПКС у детей группы риска определяет необходимость интегративной, направленной коррекции с применением современных комплексных коррекционно – развивающих мероприятий, с помощью которых повысится уровень и качество готовности воспитанников к школе, улучшится эмоциональное состояние, повысится уровень активности на занятиях, психо-физические функции будут развиваться согласно возрастным особенностям, уйдет определенная поведенческая агрессия. Комплексная подготовка, подтвердит высокую эффективность профилактики эмоциональных нарушений у детей группы риска, с последствиями коронавирусной инфекции.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Лень Е.В. ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ РИСКА, ПЕРЕНЕСШИЕ КОВИД // Вестник науки №2 (71) том 4. С. 141 - 149. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13106 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13106



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.