'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 4
  4. Научная статья № 26

Просмотры  26 просмотров

Кудрявцева Ю.В.

  


ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ *

  


Аннотация:
профессиональная деятельность педагогов проходит в условиях интенсивного воздействия различных стрессовых ситуаций. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервное истощение, психосоматические заболевания, профессиональное выгорание в деятельности. Данные факторы отражаются на всех сферах рабочей деятельности: эффективности взаимодействия в коллективе, психологическом климате внутри группы, формировании адаптивных механизмов психики у воспитанников.   

Ключевые слова:
педагоги, эмоциональное выгорание, психологический климат, взаимодействие в коллективе, психотерапия   


Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, а также, в среде инклюзивного образования, должен быть психологически стабильным и эмоционально устойчивым в различных ситуациях. Об этом, на сегодняшний момент на уровне муниципальных образовательных учреждений говорят недостаточно много, но, именно это - фундамент качественного воспитательного и образовательного процесса. Так как педагоги- творческие люди, которые горят своей профессией, они больше других подвержены риску эмоционального выгорания. Научно доказано, что данному риску подвержены все профессии в сфере деятельности по типологии «человек - человек», соответственно знание основ психологии и личной психотерапии должно стать еще одним инструментом образовательного стандарта, естественной мерой экологичного общества. Только человек, понимающий свои эмоции и ресурсы, владеющий механизмами саморегуляции, может понять, помочь и передать, имеющиеся знания воспитанникам и их семьям. Научить родителей бережному и внимательному отношению к эмоциональному миру ребенка и собственной саморегуляции нежелательных, и даже деструктивных, паттернов поведения в рамках семейного воспитания. Почему это важно знать именно педагогам, ведь в каждом образовательном учреждении есть психологи? Я считаю, что именно педагог, воспитатель, учитель ближе всех к ребенку и его семье, и важно, чтобы он понимал и применял в своей практике правильные психологически грамотные методы воздействия на формирующуюся личность воспитанника, а также на характер взаимодействия с его семьей. На данный момент, педагоги, работающие в системе муниципальных образовательных учреждений не могут финансово позволить себе личную долгосрочную психотерапию в частной практике, что часто приводит к усугублению ситуации эмоционального выгорания и даже вялотекущей депрессии, которую довольно трудно распознать, но тем не менее, которая накладывает отпечаток на все сферы жизни человека.Я разработала проект, направленный на систематичное повышение психологической и психотерапевтической грамотности педагогов, что способствует профилактике эмоционального выгорания в коллективе, субъективного бережного отношения к детской личности, грамотного взаимодействия с семьями воспитанников.Стратегией проекта является долгосрочное взаимодействие с специалистами ЦПМСС, психоневрологическими диспансерами и частными психотерапевтическими кабинетами в рамках психолого-педагогического просвещения педагогов ДОО на тему психологии детства и личной психотерапии. Популяризация и доступность психотерапевтических техник, способствующих профилактике эмоционального выгорания, повышению стрессоустойчивости и личной эффективности.Проектный план цикла практических семинаров предполагает несколько направлений: 1) Актуализация знаний об основах психологического развития ребенка, и факторов, определяющих его благополучность в рамках воспитательной среды образовательного учреждения и семьи. Практическое применение полученных знаний в рамках межличностного взаимодействия детей в группе, а также индивидуального консультирования родителей в рамках их запроса по поведению ребенка. 2) «Я – Я» - актуализация знаний педагога о собственных психологических особенностях и способах реагирования, выявление ресурсов для формирования стрессоустойчивости и профилактики эмоционального выгорания. Освоение психотерапевтических техник, позволяющих вовремя отследить и стабилизировать свое эмоциональное состояние. 3) «Я и другие» - формирование представлений о личностных психологических особенностях других людей и эффективных способах взаимодействия с ними. Педагоги формируют внутри групп практический опыт внедрения психологических техник и механизмов, способствующих гармонизации психологического климата внтури группы, передаче эффективный опыт в семьи воспитанников.Практический план проекта разрабатывается, исходя из ресурсных возможностей ОУ и предполагает зочное и очное присутствие специалистов, мониторинг результатов и дессеминацию опыта.Реализация данного проекта предполагает несколько этапов:Этап подготовительныйАктуализация знаний о детской психологии и диагностика эмоционального выгорания педагогов ДООЭтап практический Цикл семинаров и вебинаров, направленных на расширение представлений о личной психотерапии и методах эмоциональной саморегуляции, а также выработка эффективных методов и форм помощи в преодолении неблагоприятных условий психологического развития воспитанникам и их семьям.Этап заключительный Анализ результатов проделанной работы по формированию благоприятного психологического климата внутри коллектива воспитанников, их семей и педагогов. Обмен опытом с другими педагогами на уровне групп и детских садов.Таким образом, выстраивается система взаимодействия «педагог -воспитанник – семья воспитанника», что способствует профилактике эмоционального выгорания, индивидуализации воспитанника в системе образования и снижению риска семейного неблагополучия. На текущий момент данный проект был отмечен на городском уровне как «Лучший педагогический проект», прошел финальную презентацию, но не получил финансирования. Поэтому реализация данного проекта, на данный момент, в полном объеме невозможна, но я считаю важным обращать внимание общества на эту проблему, создавать и внедрять подобные проекты в государственные муниципальные образовательные учреждения. От каждого из нас сейчас зависит то, каким станет наше общество завтра.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кудрявцева Ю.В. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Вестник науки №2 (71) том 4. С. 131 - 135. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13104 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13104



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.