'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 4
  4. Научная статья № 25

Просмотры  37 просмотров

Галинко А.С., Верховцев К.Н.

  


РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ *

  


Аннотация:
в статье проведен анализ психофизиологических особенностей соревновательной жизнедеятельности в лыжных гонках на примере спортсменов-лыжников.   

Ключевые слова:
лыжные гонки, спортсмены, соревновательная деятельность, психологические особенности, психологическое состояние   


В современном спорте, спортсмены сталкиваются с огромными физическими и психическими нагрузками, требующими быстрого восстановления и достижения высокой готовности перед ответственными стартами. Кроме того, существует необходимость реализации своих возможностей в экстремальных условиях спортивной деятельности. Для достижения таких целей требуется развитие адаптационных механизмов организма и психических функций, особенно регуляторных. Поэтому актуальность исследования данной темы несомненна.Вопросы, связанные с психологическими особенностями соревновательной деятельности, имеют огромное значение в лыжном спорте. И хотя на первый взгляд кажется, что психологические факторы не играют существенной роли в достижении результативности в данном виде спорта.Практика неизменно подтверждает, что для достижения высоких результатов в лыжных видах спорта требуется не только физическая подготовка, но и наличие высокого уровня морально-волевых качеств. Как правило, спортсмены, лишенные этой характеристики, не способны преодолеть множество преград, которые возникают на пути к успеху.Опыт исследований показывает, что не каждый искусный лыжник, обладающий высоким уровнем подготовки, способен проявить свои лучшие результаты на важных соревнованиях. В особенности, в лыжном спорте часто наблюдается явление, когда высококвалифицированные спортсмены выступают ниже своего потенциала, и иногда даже вынуждены сойти с дистанции без наличия объективных причин.Это явление можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, нервное напряжение и стресс, сопутствующие ответственным соревнованиям, могут негативно сказываться на психологическом состоянии спортсмена. Это делает его более уязвимым и менее уверенным в своих силах. Безусловно, различные стратегии для снятия стресса и поддержания психологического равновесия могут помочь, но не всегда даже опытные спортсмены способны контролировать свои эмоции на соревнованиях.Во-вторых, физическая усталость и перегрузка могут сильно влиять на производительность лыжника. Длительные и интенсивные тренировки перед соревнованиями, особенно в комбинации с недостаточным восстановлением, могут привести к снижению сил и энергии, что негативно сказывается на спортивной результативности. И даже при наличии высокой физической подготовки, спортсмен в некоторых случаях может испытывать нехватку выносливости в реальном соревновательном окружении.В психологии спорта выделяют два важных аспекта психологической подготовки - общая и специальная. Общая психологическая подготовка направлена на несколько важных задач.Первоначально, эта подготовка включает в себя воспитание личности спортсмена. В этом контексте особое внимание уделяется идеологической и политической ориентации спортсмена. Идея коммунизма и черты характера, связанные с этой идеологией, являются важными аспектами общей психологической подготовки. Кроме того, морально-волевые качества также акцентируются в процессе общей психологической подготовки.Второй важной задачей общей психологической подготовки является развитие психических процессов спортсмена. К ним относятся воля, познавательные способности, сенсомоторные навыки и эмоционально-мотивационные процессы. Развитие этих процессов играет важнейшую роль в достижении высоких спортивных результатов.Третьей задачей общей психологической подготовки является формирование регуляторных способностей спортсмена. Особое внимание уделяется развитию навыков волевой саморегуляции, а также развитию образных представлений, навыков самовнушения, самоприказа и концентрации и переключения внимания. Эти навыки имеют решающее значение в достижении успеха в спорте.На основе общей психологической подготовки происходит развитие самосознания, совершенствуются регуляторные механизмы, обеспечивающие интеграцию и устойчивое функционирование всех его структурных уровней: эмоционально-мотивационного, интеллектуального, прогностического, нормативного (морального) и регуляторного.Основными задачами специальной психологической подготовки являются:1) формирование готовности к основным соревнованиям, главным образом уверенности и надежности, мобилизованности, эмоционально-волевой устойчивости, стенических эмоциональных состояний,2) психопрофилактика психического перенапряжения, скованности, переутомления, перегрузки, срывов волевой регуляции, астенических эмоциональных состояний.Решение указанных задач осуществляется с помощью целого комплекса средств и методов при учете специфических особенностей спортивной деятельности. Можно выделить четыре основные группы средств: наглядно-образные, вербальные, двигательные и комплексные.Наглядно-образные средства включают:1) упражнения на внимание (концентрация, переключение, устойчивость),2) идеомоторную тренировку - мысленное выполнение основных технико-тактических действий,3) кино- фотомонтажи, графические изображения, рисунки, схемы и др.Вербальные (словесные) средства объединяют:1) беседы, лекции, семинары в целях обучения спортсменов основам спортивной тренировки, методам формирования готовности, самоконтроля, саморегуляции,2) индивидуальные учебно-педагогические задания, установки на решение определенных задач,3) аутогенные, психорегулирующие тренировки в целях регуляции психических состояний, стимуляции работоспособности, а также в целях восстановления,4) средства самовоздействия для формирования состояния готовности, уверенности, для самовоспитания.Методы, применяемые в целях психологической подготовки спортсменов, можно объединить в три основные группы: психолого-педагогические методы, методы самовоспитания и сопряженные.Психолого-педагогические методы включают в себя:1) методы внушения и убеждения,2) методы психической регуляции (методы релаксации, восстановления, стимуляции психических процессов и др.),3) методы воспитания, обучения, психического развития,4) методы волевой подготовки (формирования волевых качеств, уверенности, психической устойчивости)Методы самовоспитания объединяют:1) методы самоприказов, самоубеждения, самовнушения,2) методы самостимуляции,3) методы самоконтроля,4) методы волевой мобилизацииВ лыжной гонке на лыжах достижение блестящих результатов прежде всего зависит от спортсмена самого. Подняться на вершину успеха требуется не только преодолеть непреодолимое, но и превзойти самого себя в борьбе с объективными и субъективными сложностями. Безусловными показателями успеха лыжника-гонщика являются время, которое он показывает на дистанции, и пространство, которое он преодолевает, преодолевая свои личные рекорды.Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что соревновательная деятельность в лыжных гонках должна не только учитывать психологическое состояние участников, но и активно влиять на него. Ведь, несомненно, нервное напряжение и утомление играют важную роль в успехе спортсменов. Их воля к победе, готовность к поражению, и прочие факторы также являются неотъемлемыми частями этого комплекса характеристик.Заботясь о подготовке и максимальной эффективности лыжников на соревнованиях, нужно уделять должное внимание психологической подготовке. Ведь не столько техническое и физическое мастерство определяют успех, сколько психологический настрой на победу.Основываясь на этом выводе, можно сделать вывод, что для достижения максимальной эффективности в лыжных гонках, организаторы и тренеры должны предусмотреть не только тренировки и физическую подготовку спортсменов, но и уделить должное внимание их психологическому состоянию. Задачей тренеров является не только физическая форма спортсменов, но и их психологическая готовность, которая вместе с определенными физическими и моральными характеристиками способна привести их к желаемым победам.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Галинко А.С., Верховцев К.Н. РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ // Вестник науки №2 (71) том 4. С. 124 - 130. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13103 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13103



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.