'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 4
  4. Научная статья № 19

Просмотры  41 просмотров

Степанова А.А.

  


РЕФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ: КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ *

  


Аннотация:
в данной статье приведены примеры инструментов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, внедренных налоговыми органами РФ за последнее десятилетие. Проведена попытка анализа их влияния на налоговую систему Российской Федерации.   

Ключевые слова:
АИС Налог 3, налоговый разрыв, АСК НДС 2, дерево связей, аналитическая платформа, Полиматика   


Россия, как и любая другая страна, нуждается в эффективной налоговой системе, которая обеспечивает справедливое распределение налогового бремени и облегчает сбор и учет налогов. В последние годы налоговые органы активно внедряют программные комплексы в налоговую систему, с целью сделать процесс сбора и учета налогов более прозрачным и результативным.Оспаривать неправомерно доначисленные налоги в наши дни – непростая задача, с которой сталкиваются предприниматели и их представители, особенно в условиях прозрачности, которая создалась благодаря реформированию налоговой системы, введениям систем по управлению рисками и политики государства направленной на цифровизацию документооборота.Перечисленные выше обстоятельства особенно сильно отразились на налогообложении юридических лиц, так называемый «средний бизнес», который имеет основную систему налогообложения, обязанность уплачивать НДС в казну, однако, еще не дорос до статуса крупных корпораций и холдингов.Одним из ключевых инструментов ФНС РФ является программный комплекс «АИС Налог 3», разработанный специально для налоговых органов. Это инновационное решение существенно упрощает и усиливает процессы по сбору, анализу и контролю налоговой информации.Основная задача программного комплекса заключается в «Расчете величины «налогового разрыва», анализе его структуры и динамики» [1, с. 4].Налоговый разрыв – разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактически уплаченных налогов [2, с. 164]. За разъяснением этого термина можно также обратиться, например, к Решению Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2018 года по делу № А65-30320/2017, который в мотивировочной части фактически сформулировал определение понятия «налоговый разрыв». Как таковой суд рассматривает: «выявленное расхождение сведений из книг покупок налогоплательщика и его поставщиков, заключающееся в том, что отраженные в книгах покупок счета-фактуры не отражены в книгах продаж их контрагентов [3]».Внедрение «АИС Налог 3» в налоговые органы дает множество преимуществ. Во-первых, оно позволяет сократить бюрократические процессы и упростить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами. Во-вторых, программа значительно повышает прозрачность и открытость налоговой системы, что содействует борьбе с коррупцией и улучшает деловой климат в стране. В-третьих, «АИС Налог 3» позволяет налоговым органам оперативно анализировать и контролировать финансовые потоки, что способствует снижению налоговых рисков и повышению эффективности работы бюджетных организаций. Еще одной из важных программ в структуре ФНС РФ является «Система управления риском «АСК НДС 2», внедренной в «АИС Налог 3».Программный комплекс «АСК НДС 2» – незаменимый инструмент для эффективного учета и мониторинга движения НДС по цепочке. Разработанный специально для упрощения работы с налогом на добавленную стоимость, этот комплекс предоставляет возможность отслеживать все этапы передачи НДС от одного участника сделки к другому.Одной из самых важных особенностей «АСК НДС 2» является созданное им дерево связей. Это инновационное решение позволяет автоматически формировать структуру взаимосвязей между участниками сделок, фиксируя все перемещения НДС по цепочке.Структура дерева связей включает информацию о каждом участнике сделки, сумму НДС, а также другую важную информацию. Все данные хранятся в защищенной базе данных и могут быть использованы для составления отчетов и аналитики.Еще одним эффективным инструментом в данной области является Аналитическая платформа «Полиматика». Анализируя и учитывая множество факторов, она позволяет оценить вероятность наступления риска и принять меры по его снижению.Суть работы системы управления риском заключается в непрерывном мониторинге и анализе данных, связанных с возможными рисками, и предоставлении оперативной информации о ситуации. Главной целью системы является обеспечение безопасности и устойчивости бизнес-процессов, а также повышение надежности и эффективности работы организации в целом.Одной из ключевых особенностей системы является ее многофункциональность. Она может быть адаптирована к любым отраслям и обеспечивает комплексный подход к управлению рисками. Благодаря автоматизированным алгоритмам и использованию современных технологий, система «Полиматика» позволяет предсказывать возможные негативные события, прогнозировать их последствия и принимать соответствующие меры для предотвращения убытков.Налоговая система в России, как и в любой другой стране, не является идеальной и может иметь свои недочеты.Реформы налоговой системы помогли выявить ряд существенных проблем в системе налогового контроля, так, например, стало проводиться больше проверок, однако, это привело к значительному увеличению нагрузки на налоговые органы.Такая ситуация может вызывать серьезные проблемы, так как с увеличением количества проверок может снижаться качество проделанной работы, а сотрудники налоговой службы подвергаться большой трудовой нагрузке.Поэтому в данном вопросе необходимо соблюдать баланс между количеством проверок и качеством работы, чтобы обеспечить эффективную работу налогового органа и справедливое налогообложение для всех граждан.Важно также обратить внимание на то, как реформирование налоговой системы отразилось на самих налогоплательщиках. Внедрение программ налогового контроля требует дополнительных затрат со стороны юридических лиц. Это связано с приобретением специализированного программного обеспечения, обучением сотрудников и подготовкой дополнительной отчетности. Однако эти затраты окупаются благодаря улучшению налоговой дисциплины и снижению риска налоговых правонарушений.По мнению автора внедрение программ налогового контроля оказывает положительное влияние на самостоятельный аудит компаний (без привлечения стороннего специалиста). Они помогают компаниям более эффективно выполнять свои налоговые обязательства, предотвращать налоговые правонарушения и укреплять доверие со стороны налоговых органов. В результате создается более справедливая и прозрачная налоговая система, что способствует развитию бизнеса и экономики в целом.Восприятие справедливости и эффективности налоговой системы может зависеть от точки зрения субъекта налогового контроля - налогоплательщика или налогового органа.Важно учитывать, что налоговая система строится на основе законов и нормативных актов, которые разрабатываются и совершенствуются в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и потребностями общества.Налоговое законодательство постоянно обновляется и корректируется для достижения более справедливого и эффективного распределения налоговой нагрузки.Кроме того, важно активно участвовать в налоговом процессе, быть информированным о своих правах и обязанностях, а также пользоваться доступными механизмами и процедурами для разрешения возможных споров и недоразумений. Привносить свои предложения или замечания по улучшению налоговой системы, обращаться к соответствующим органам власти или участвовать в публичных обсуждениях и консультациях. В конечном счете, налоговая система стремится обеспечить справедливое распределение налоговой нагрузки и финансирование государственных нужд. Однако она всегда является объектом дискуссий и может быть усовершенствована с учетом общественного мнения и потребностей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Степанова А.А. РЕФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ: КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ // Вестник науки №2 (71) том 4. С. 93 - 98. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13097 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13097



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.