'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 4
  4. Научная статья № 17

Просмотры  30 просмотров

Макейчев Д.М.

  


ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ *

  


Аннотация:
рассмотрены этапы создания системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в Российской Федерации. Появление в 1991 году Федерального (ФФОМС) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) привело к образованию двухуровневой структуры системы ОМС, в которой средства, выделяемые на медицинское страхование, сначала аккумулируются в государственных фондах, а затем направляются страховым медицинским компаниям, заключающим контракты с медицинскими учреждениями. Однако отсутствие четких количественных обязательств местных бюджетов в части взносов в фонды медицинского страхования за неработающее население позволило сохранить принцип бюджетного финансирования лечебно-профилактических учреждений вместо перечисления средств в ТФОМС. Для регулирования обязательств государства в финансировании здравоохранения ежегодно разрабатываются Программы государственных гарантий, в которых определяется единая система планирования расходов на здравоохранение за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС.   

Ключевые слова:
обязательное медицинское страхование, фонды ОМС, программа государственных гарантий   


Первым базовым законодательным актом перехода от бюджетного здравоохранения к бюджетному страховому здравоохранению стал Закон СССР№ 1499-1 "О медицинском страховании населения в СССР", принятый Верховным Советом СССР 28 июня 1991 года.В соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 28 июня 1991 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О медицинском страховании граждан в СССР "добровольное медицинское страхование должно было быть введено с 1 октября 1991 года, а обязательное с 1 января 1993 года.Однако создание страховых компаний и разработка необходимой нормативно-правовой базы происходили гораздо медленнее, чем рассчитывали разработчики закона. В результате экономические и организационные основы обязательного медицинского страхования не были созданы к 1 января 1993 г. Ожидания того, что все граждане будут охвачены страхованием, а застрахованные медицинские учреждения будут самостоятельно создавать и развивать свою деятельность, не оправдались. Вследствие, как административных препятствий для создания страховых медицинских организаций во многих субъектах Российской Федерации, так и политики "снятия сливок", при которой страховщики, страховые, медицинские организации стремятся отобрать для себя категории застрахованных с более низким риском заболеваемости, значительная часть населения остается незастрахованной потенциал. В формирующейся системе обязательного медицинского страхования не было организации, ответственной застрахование всех граждан.Закон 1991 года так же не предусматривал создания специальной организации, которая занималась бы сбором, накоплением и перераспределением взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС). Входе практической подготовки к введению обязательного медицинского страхования возникла проблема выравнивания финансовых условий предоставления медицинской помощи для застрахованных групп разного пола, возраста и места жительства. Чтобы решить эти проблемы, не затягивать введение системы ДМС и отложить решение об обязательных корпоративных взносах на медицинское страхование, реформаторы начали корректировать модель ДМС: в 1993 году был принят закон о внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О медицинском страховании граждан в СССР". Этот закон внес существенные изменения в закон 1991 года "О медицинском страховании граждан Российской Федерации".Закон 1991 года был дополнен положениями о создании Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).Рассмотрены этапы создания системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в Российской Федерации: с созданием в 1991г. Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) система ОМС стала двух уровневой: средства, направляемые на медицинское страхование, сначала аккумулировались в Государственном фонде, а затем направляются в страховые медицинские компании, которые заключают договоры с медицинскими учреждениями. Однако, поскольку количественные обязательства местных бюджетов по отчислениям в фонд медицинского страхования неработающего населения были неясны, вместо передачи средств в ТФОМС был сохранен принцип бюджетного финансирования медицинских учреждений и лечебно- профилактических организаций. Для определения обязательств государства в области финансирования здравоохранения ежегодно разрабатывается программа государственных гарантий, которая определяет единую систему планирования расходов на здравоохранение из бюджетов всех уровней и средств ОМС.ТФОМС подотчетны соответствующим региональным представительным и исполнительным органам власти. На практике подотчетность представительных органов власти выражается в заслушивании ежегодных отчетов о результатах деятельности Фонда. На практике только региональные администрации имеют реальное влияние на исполнительный совет Фонда. Это связано с тем, что администрация отвечает за назначение исполнительных директоров и перечисление бюджетных платежей в МФОМС. Главы региональных администраций в основном воспользовались появлением внебюджетных фондов. Сначала была попытка использовать взносы работодателей на обязательное медицинское страхование, собираемые Фондом, для покрытия текущего дефицита расходов местных органов власти, директора ТФОМС были вынуждены перенаправлять средства на нужды, не связанные со здравоохранением. В 1993-1994 годах наблюдалось множество подобных фактов. Несмотря на то, что такое явное нецелевое использование средств ДМС прекратилось, практика использования доходов фонда ДМС в интересах глав местных администраций сохранилась, хотя и в другой форме. Взносы в фонд ДМС работающих граждан осуществляются их работодателями. Размер взносов устанавливается федеральным законом. Взносы за неработающих граждан должны быть предусмотрены при формировании бюджетов субъектов РФ и регионов. Финансовые средства Фонда ДМС являются собственностью федерального государства и не входят в состав бюджета или других фондов. ТФОМС обязан предоставлять средства застрахованным медицинским учреждениям на подушевой основе на основании договоров, заключенных между страховщиками и застрахованными лицами. При расчете базовой суммы Территориальный фонд должен учитывать различия в подушевых расходах на оказание медицинской помощи для разных страхователей, обусловленные различиями в возрастно-половом составе застрахованного населения и показателях заболеваемости. Иными словами, Территориальный фонд должен выполнять функцию выравнивания финансового положения страховщиков. С созданием Фонда ОМС в системе государственного финансирования здравоохранения появился новый субъект. Его цель - аккумулировать значительные финансовые ресурсы и распределять их между страховщиками и медицинскими организациями. Это не сопровождалось преобразованием национальных органов управления здравоохранением. Права и Права и обязанности органов управления здравоохранением и фондов ОМС не были четко определены законодательно. Все это создавало основу для двоевластия в финансировании медицинских учреждений и серьезных конфликтов в процессе реального внедрения системы ДМС. Специальным постановлением Верховного Совета РФ в 1993 году было признано право филиалов регионального фонда ОМС временно выполнять функции страховой компании и напрямую взаимодействовать с медицинскими учреждениями сроком на один год. При этом филиалы регионального фонда не обладали правами юридических лиц и являлись их структурными подчиненными органами. Впоследствии это право не было ни подтверждено, ни отменено, но филиалы Фонда продолжали выполнять функции страховых компаний. В результате организационная структура покупателя медицинских услуг оказалась "двухуровневой". Сначала средства ОМС перечислялись в Государственный фонд обязательного медицинского страхования, затем в страховые медицинские компании (в принципе негосударственные), которые, в свою очередь, заключали договоры непосредственно с медицинскими учреждениями. Однако в регионах, где страховых компаний не хватает, страховые компании сами заключают договоры с медицинскими учреждениями через свои филиалы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Макейчев Д.М. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ // Вестник науки №2 (71) том 4. С. 81 - 86. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13095 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13095



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.