'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 4
  4. Научная статья № 15

Просмотры  118 просмотров

Давлатова Н.П., Романова Н.Л.

  


СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье раскрывается проблема совершенствования системы уголовных наказаний, которая является результатом длительного развития отечественного уголовного законодательства. В общей характеристике системы наказаний в российском уголовном праве рассматриваются положительные и отрицательные последствия данного развития. Системное построение перечня уголовных наказаний требует обязательного закрепления дополнительных наказаний в Уголовном кодексе РФ (далее – УК РФ). Предлагаются новое подходы в решении проблемы формирования нового перечня уголовных наказаний. Дальнейшее совершенствование системы уголовных наказаний необходимо осуществлять путем развития системно-структурных признаков в процессе дифференциации и типологии наказаний. Система наказаний имеет основополагающее значение, так как не только обуславливает общие пределы наказания, категорию преступления, особенности назначения наказания и освобождения от отбывания наказания, но и служит основой системы уголовного наказания в целом.   

Ключевые слова:
уголовное право, наказание, система наказаний, виды наказаний, тенденции развития   


Изучение системы наказаний в уголовном праве России является важным по нескольким причинам, во-первых, это способствует формированию правовой культуры в обществе. Во-вторых, помогает осознать принципы справедливости и пропорциональности в уголовном праве, позволяет оценивать, насколько наказание соответствует совершенному преступлению.Кроме того, анализ современного состояния системы наказаний позволяет выявлять недостатки и проблемы в уголовном праве, что может способствовать реформам и улучшению системы наказаний, что в свою очередь может повысить эффективность правосудия и обеспечить более справедливое наказание.Согласно общепринятой точке зрения, система наказаний играет важную роль в обществе, она служит для установления пределов допустимого поведения, определяет категории преступлений и их соответствующие наказания, а также регулирует процедуры назначения и исполнения наказания, а также освобождения от отбывания наказания [1, с. 244].Система наказаний имеет несколько основных целей. Во-первых, она направлена на предотвращение преступлений путем установления жестких последствий для их совершения. Вторая цель – демонстрация общественного осуждения и несогласия с преступными действиями. Третья цель – реабилитация преступников и их ресоциализация, чтобы они могли вернуться в общество как законопослушные граждане. И, наконец, система наказаний также служит удовлетворению потребности общества в справедливости и возмещении ущерба, причиненного преступлением.Однако следует отметить, что система наказаний не является универсальным решением всех проблем, связанных с преступностью. Некоторые критики указывают на то, что она может быть неравномерной и несправедливой [2, с. 37]. Кроме того, некоторые считают, что фокус на наказании может отвлекать от необходимости предотвращения преступлений путем решения социальных и экономических проблем.В последние годы в уголовном праве России наблюдается тенденция к переходу от преимущественно репрессивного подхода к более реституционному правосудию, это связано с пониманием того, что простое наказание преступника не всегда способно решить проблемы, возникшие в результате совершенного преступления.Реституционное правосудие стремится восстановить нарушенные отношения и урегулировать социальный конфликт путем включения всех заинтересованных сторон в процесс разрешения преступления. Оно ориентировано на восстановление материального и морального ущерба, причиненного преступлением, а также на реабилитацию потерпевшего и реинтеграцию преступника в общество.Этот подход находит свое отражение в законодательстве, например, введение института примирения, возможность заключения соглашений о добровольном возмещении вреда, развитие альтернативных мер уголовного воздействия и т.д. Все это направлено на более справедливое и эффективное разрешение уголовных дел, а также на предотвращение повторного совершения преступлений.Однако, следует отметить, что процесс перехода к реституционному правосудию все еще находится на стадии развития, и требуется дальнейшая работа по совершенствованию законодательства и практики его применения.Предложенная система уголовных наказаний (ст. 44 УК РФ) включает 13 видов, расположенных от менее строгого к более строгому. Несмотря на подписание Россией Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни, этот вид наказания до сих пор остается исключительной мерой в системе наказаний России, хотя и не применяется. На наш взгляд проблемными видами наказаний остаются арест, пожизненное лишение свободы и штраф. Незначительное число применения ареста объясняется отсутствием арестных домов в системе учреждений, исполняющих уголовное наказание. Поэтому на сегодняшний день данный вид наказания может применяться только к военнослужащим в соответствии с ч. 3 ст. 54 УК РФ, отбывающим его на гауптвахте.Многочисленные исследования в России и за рубежом доказывают, что эффективность исправительного воздействия при длительном лишении свободы проявляется лишь в первые 6-8 лет отбывания наказания. Затем результативность применяемых мер снижается, начинается процесс деградации личности, что делает практически невозможным социальную реабилитацию осужденных и бессмысленным применение к ним условно-досрочного освобождения [3].Штраф как основной вид наказания мы отнесли к проблемным по тем же причинам – недостижение всех целей уголовного наказания. Как и в случае с пожизненным лишением свободы, при назначении штрафа полностью реализуется только одна цель – восстановление социальной справедливости. Ни исправления, ни уж тем более предупреждения совершения новых преступлений данный вид наказаний гарантировать не может. Поэтому на наш взгляд, все же правильнее оставить в качестве дополнительного наказания.Следует признать, что предложенная составителями проекта УК РФ концепция системы уголовных наказаний полностью не оправдала себя. Идею создания системы уголовных наказаний применительно к устанавливаемой УК РФ категоризации общественной опасности преступлений, содержащей градацию на санкции небольшой, средней и особой тяжести, предоставляющую судье широкий выбор видов наказания в целях индивидуализации уголовно-правового воздействия на подсудимого, не удалось реализовать в должной мере.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Давлатова Н.П., Романова Н.Л. СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ // Вестник науки №2 (71) том 4. С. 71 - 75. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13093 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13093



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.