'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 125

Просмотры  20 просмотров

Кошим А.Г., Айдарова М.А., Найманова Ж.Б.

  


ОЦЕНКА ТЕХНОГЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ЮГО-ВОСТОЧНОГО РЕГИОНА КАЗАХСТАНА *

  


Аннотация:
в данной работе проводится оценка техногенных экологических рисков юго-восточного региона Казахстана с акцентом на анализ влияния промышленности, транспорта и добычи полезных ископаемых. Определяется объем выбросов и их влияние на экологическую обстановку.   

Ключевые слова:
техногенные риски, экология, Юго-Восточный Казахстан, Алматинская область   


В современном мире техногенные экологические риски представляют собой одну из ключевых угроз для устойчивого развития территорий и здоровья населения. Техногенные риски, которые возникают в результате промышленной деятельности, транспортировки опасных грузов, эксплуатации энергетических объектов и других источников антропогенного воздействия, могут приводить к серьезным экологическим последствиям, таким как загрязнение воздуха, воды, почвы, а также к утрате биологического разнообразия.Юго-восточный регион Казахстана обладает уникальным природным ландшафтом и биологическим разнообразием, но, в то же время является зоной повышенного техногенного воздействия из-за развития промышленности, сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. Экологическое благополучие этого региона напрямую влияет на качество жизни населения, состояние природных ресурсов и экономическую стабильность. Таким образом, оценка техногенных экологических рисков приобретает особую актуальность для обеспечения экологической безопасности и разработки стратегий устойчивого развития [1, c .235].В атмосферу региона ежегодно выбрасывается более 400 тысяч тонн вредных веществ, что свидетельствует о серьезном уровне загрязнения воздуха. Кроме того, в водоёмы и водостоки поступает около 350 млн м? сточных вод, подчеркивая проблему загрязнения водных ресурсов. Показатели являются результатом как текущей хозяйственной деятельности, так и исторически сложившихся производственных процессов, таких как добыча и переработка полезных ископаемых, где, помимо свинца, цинка и меди, содержатся и другие вредные элементы, включая литий, таллий, ниобий и бериллий. В воздухе, воде и почве региона зарегистрировано около 100 загрязняющих веществ, что делает эту экологическую проблему особенно острой.Превышение норм содержания токсикантов, таких как таллий, бериллий, цинк, медь, бор, свинец, хром, ванадий, никель и алюминий, в разы увеличивает риск для здоровья населения и состояния окружающей среды. Такие данные требуют немедленного внимания и принятия мер по снижению уровня загрязнений.Город Алматы является одним из главных источников загрязнения в регионе. По статистическим данным суммарный фактический выброс предприятий – 46 062,23 тонны. Количество стационарных источников на предприятиях, осуществляющих выбросы – 10 359 единиц. Количество источников теплоснабжения (котельных и ТЭЦ) – 151 единица, на них установлено 500 энергоустановок.Влияние на качество атмосферного воздуха в Алматинской области оказывают различные источники, среди которых особое место занимают предприятия теплоэнергетики, автомобильный транспорт, а также котельные военных гарнизонов и других эксплуатационных частей. Кроме того, важную роль играют объекты сельского хозяйства и производители строительных материалов. Согласно официальным данным Департамента Экологии Алматинской области, в регионе насчитывается 15 221 стационарный источник выбросов, из которых 9778 являются организованными, и лишь 500 из них оборудованы средствами очистки [2, c. 20].Общий объем промышленных выбросов в атмосферу достигает 39,3 тыс. тонн, в то время как парк автотранспортных средств составляет порядка 27 тысяч единиц, большая часть которых работает на дизельном топливе. Несмотря на значительное воздействие на экологию, в регионе активно внедряются природоохранные мероприятия, направленные на снижение негативного влияния на окружающую среду. В частности, речь идет о модернизации и переоборудовании котельных и теплоэлектростанций на более экологичное газовое топливо, строительстве и обновлении очистных сооружений. Эти меры уже привели к существенному уменьшению выбросов в атмосферу вредных веществ, включая неорганическую пыль, сажу, углеводороды и тяжелые металлы [3, c. 95].Тем не менее, оценка техногенных экологических рисков указывает на то, что уровень экологических угроз остается высоким, а это является результатом сложного взаимодействия различных факторов, включая интенсивную промышленную деятельность и увеличение объема автотранспортных средств. С каждым годом растет количество транспорта, что приводит к увеличению выбросов в атмосферу и усугубляет уже сложную экологическую ситуацию [4, c. 55].Для достижения устойчивого развития и снижения техногенных экологических рисков необходимо усилить сотрудничество между государством, бизнесом и гражданским обществом, разработать и реализовать стратегии адаптации, а также внедрить передовые технологии мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кошим А.Г., Айдарова М.А., Найманова Ж.Б. ОЦЕНКА ТЕХНОГЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ЮГО-ВОСТОЧНОГО РЕГИОНА КАЗАХСТАНА // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 756 - 760. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13077 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13077



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.