'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 110

Просмотры  33 просмотров

Лалаева Е.Ю., Третьякова Я.И.

  


ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ БРУСЬЯХ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ *

  


Аннотация:
в работе предпринята попытка систематизировать сложные упражнений с фазой полета на параллельных брусьях в спортивной гимнастике. Автор на примере движений махом вперед из упора выделил шесть элементов, характеризующиеся усложнением по форме движения и по количеству выполняемых вращений в фазе полета. Представлена примерная схема обучения упражнениям в два этапа: основная серия освоения движений и дополнительные серии движений.   

Ключевые слова:
спортивная гимнастика, параллельные брусья, классификация, сложные упражнения, базовые упражнения   


Современный спорт характеризуется высоким уровнем спортивных достижений и все возрастающей конкуренцией, что обусловливает поиск и разработку новых технологий в системе подготовки спортсменов высокой квалификации (В.И. Загревский, 2022). Особенно это касается сложнокоординационных видов спорта, каким является спортивная гимнастика. Уровень достижений в спортивной гимнастике неуклонно повышается, расширяется арсенал осваиваемых спортсменами сложных упражнений. Существенно возрастает трудность элементов, требующая не просто качественного исполнения, а виртуозного владения движениями. Соответственно повышаются требования к подобным упражнениям, которые необходимо осваивать в первую очередь. Одним из зрелищных видов многоборья в спортивной гимнастике являются параллельные брусья. Наиболее интересными, сложными и актуальными представляются упражнения, имеющие фазу полета (А.В. Усачев, 2021). Перспективным направлением эффективного становления технического мастерства гимнастов на протяжении многих лет считается определение рациональной последовательности освоения упражнений на основе выявления общих основ техники их исполнения. И обучение движениям по правилу «от основного к разновидностям» является наиболее целесообразным. Цель классификации – распределение упражнений с фазой полета на параллельных брусьях по группе однотипных движений. Она позволяет определить «основное» движение, оценить степень сложности (его «разновидности») и последовательность освоения упражнений в группе (В.С. Блинков, 2018). В связи с вышесказанным, в зависимости от характера усложнения действий завершающих стадий, нами были классифицированы сложные гимнастические упражнения с фазой полета, выполняемые на махе вперед из упора на параллельных брусьях (рисунок 1).По горизонтали выделены порядки упражнений, которые отражают основные направления усложнения действий, выполняемые в завершающих стадиях, по вертикали – степени усложнения. Подобная классификация сложных гимнастических упражнений позволяет выявить структурные взаимосвязи между отдельными родственными упражнениями, а также проследить за последовательностью нарастания сложности действий в завершающих стадиях и обеспечить технически рациональный переход к следующему движению. Данное представление двигательных действий позволит выделять наиболее важные компоненты техники, характерные для всей группы движений в упоре. Рис. 1. Классификация сложных упражнений с фазой полета на параллельных брусьях, выполняемых на махе вперед из упора. Точно выделенное профилирующее движение или его модель содержит технические компоненты, характерные для выполнения большинства родственных движений. Следовательно, если подобрать учебные задания для изучения профилирующего движения или его модели, то при обучении любому однотипному движению достаточно будет освоить его завершающие действия, для которых могут быть разработаны серии дополнительных заданий.Таким образом, общую схему процесса обучения упражнениям типа махом вперед из упора можно будет представить двумя этапами:I – этап изучения действий, входящих в состав профилирующего движения или его модели,II – этап изучения завершающих действий производных движений.На рисунке 2, приведена примерная схема обучения всем упражнениям, представленным в рисунке 1. Элементы выполняются махом вперед из упора на параллельных брусьях. Все учебные задания делятся на два вида: основные серии заданий и дополнительные серии заданий.При этом основные учебные серии заданий направлены на изучение профилирующего движения или его модели, содержащих основной механизм исполнения родственных движений, дополнительные серии заданий – на изучение завершающих действий, характерных для каждого движения в отдельности.Рис. 2. Схема программы для изучения группы однопрофильных движений. Заключение. При выполнении движений, входящих в ту или иную группу, основные технические компоненты двигательных действий повторяются. Это позволяет выделять ведущие двигательные элементы, входящие в состав всех исследуемых движений. Общим техническим компонентом в данной группе элементов будет сальто назад, выполняемое из упора. Выявление ведущих двигательных элементов позволяет определять целостные базовые навыки, владение которыми обеспечит рациональное освоение техники всех родственных упражнений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лалаева Е.Ю., Третьякова Я.И. ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ БРУСЬЯХ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 658 - 663. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13062 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13062



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.