'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 82

Просмотры  36 просмотров

Караев Э.Т.

  


КРИТИКА ЛАО-ЦЗЫ КОНФУЦИАНСТВА И УЧЕНОСТИ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена анализу критики Лао-цзы конфуцианцев с их учением о морали. Для даосов мораль – это искусственная категория, а не выражение природы сущего. Критике подвергнута также конфуцианская идея социальной стратификации общества. Даосский мыслитель и его последователи полагали, что следование нормам конфуцианства возможно лишь в одном случае: когда Поднебесная пребывает в состоянии всеобщего хаоса.   

Ключевые слова:
даосизм, Лао-цзы, Дао дэ цзин, китайская философия, критика конфуцианства   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-271-478-482

Согласно воззрения даосов, конфуцианские добродетели – человеколюбие, ритуал, мудрость, справедливость – возникают в кризисные моменты развития общества, когда люди утрачивают «дао», и являются полностью искусственными путеводителями по жизни: «Когда устранили великое Дао,появились «человеколюбие» и «справедливость».Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляются«сыновняя почтительность» и «отцовская любовь».Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и «верные слуги»» [4, с. 120].Человек, который бездумно, понапрасну рассеивает свои силы и при этом забывает об источнике этих сил, быстро приходит к разочарованию.Согласно воззрениям Конфуция, если человек будет соблюдать некую совокупность правил («ли» – ритуал – важнейшее понятие в конфуцианстве), то он сможет обрести благополучие. Философия «дао», напротив, следование каким-либо строгим правилам считает бессмысленным, а иногда даже вредным.Применительно к религиозным верованиям, проповедующим веру в «Единого Творца», это может означать бесполезность совершаемых благих деяний без подобной веры, ибо человек всегда черпает жизненные силы в Творце, а если он вообще отрицает существование такового, разрывая с ним связь, то в скором времени зачахнет – словно растение, оторванное от живительной почвы. Применительно к даосизму очень важно, можно сказать, крайне необходимо, постоянно чувствовать связь с «дао». Такое чувствование достигается использованием практик медитаций. Медитацией может стать любое действие, главное – уделять внимание лишь процессу его совершения, а не результату.Лао-цзы проповедует необходимость отказа от мудрости. Различные учения, споры мудрецов привносят лишь смуту. Лучшей иллюстрацией этого является притча о встрече Лао-цзы и Конфуция. Самое известное описание встречи Конфуция и Лао-цзы встречается в «Исторических записках» Сыма Цяня в «Биографии Лао-цзы» и содержит множество примечательных подробностей, буквально разбросанных по тексту: «Конфуций приехал в [царство] Чжоу, чтобы спросить у Лао-цзы о ритуале. Лао-цзы сказал: «Те люди, о которых вы говорите, уже умерли, а кости их превратились в прах. Остались лишь их слова. Когда приходит время, благородный муж (цзюнь- цзы) садится на лошадь, в другое же время он покрывает себя и уходит. Я слышал, что хороший торговец так глубоко запрятывает свои товары, что его лавка кажется пустой, а благородный муж, достигнув полноты Благодати, кажется глупцом. Избавься от своего заносчивого вида и многочисленных желаний, манерности и похотливых устремлений, – все это не имеет никакой пользы для тебя. Вот все, что я хотел сказать тебе». Вернувшись, Конфуций рассказал своим ученикам: «Я знаю, что птица может летать, рыба может плавать, животное может бегать. [Для того, чтобы поймать] того, кто бегает, расставляют силки, на того, кто плавает, закидывают сети, а для того, кто летает, используют стрелу. Что же до дракона, то я не могу постичь, как он, оседлав ветер и облака, взмывает в небо. Сегодня я видел Лао-цзы – воистину он подобен дракону!» [3, с. 167].В другой даосской притче Конфуций удивляется радости встретившегося ему нищего старика:«Бродя по склонам горы Тэй, Конфуций увидел Юнг-чи, идущего в одном халате, подпоясанном верёвкой, по вересковому полю, поющего и играющего на лютне.–В чём причина твоей радости, Учитель? – спросил Конфуций.–У меня много радостей. Из мириад созданий человек – самое благородное, а мне выпало счастье родиться человеком. Это первая моя радость. Многие, рождаясь, не проживают дня или месяца, не вырастают из пелёнок, а я уже прожил до девяноста лет. Это тоже радость. Для всех нищета является нормой, а концом – смерть. Придерживаясь нормы и дожидаясь конца, о чём ещё здесь тревожиться?» [2, с. 480].Конфуций не понимает, что радость не имеет причины, что существуют только причины ее отсутствия, сводящиеся к тому, что человек сам не позволяет радости быть. Конфуцианство не понимает этого и поэтому находится в постоянном поиске главных новых знаний, которые сделают людей счастливыми. Лао-цзы считает, что «если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор…». И поэтому важнейшая ноша по запрету мудрецам говорить и действовать возложена на плечи правителей. Именно они противодействуют тому, что разъединяет людей, – богатству:«Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор.Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа.Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа.Поэтому, управляя [страной], совершенномудрыйделает сердца [подданных] пустыми, а желудки – полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет кости.Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать.Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие» [4, с. 79].Далее, в последнем тексте «Дао дэ цзин», Лао-цзы весьма доходчиво говорит о той естественной гармонии, о тех благах и ценностях, которые должны восторжествовать в обществе, которое способно высвободиться от мудрствования:«Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Совершенномудрый ничего не накапливает.Он все делает для людей и все отдает другим.Небесное Дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого – это деяние без борьбы» [1, с.97].В «Дао дэ цзин» сформированы все главные положения этики даосизма: следование Пути, протоптанному природой, принцип недеяния, счастье в спокойствии, умиротворенность и единение с природой, приоритет сути над формой.Переоценка привычных норм и ценностных ориентиров внесла в трактат много нового, но главное – эти идеи стали толчком для развития китайской мысли в совершенно новом направлении. Новые идеи послужили ключом к выработке на базе богатой китайской культуры совершенно новых, иных по содержанию понятий, представлений, принципов и оценок.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Караев Э.Т. КРИТИКА ЛАО-ЦЗЫ КОНФУЦИАНСТВА И УЧЕНОСТИ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 478 - 482. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13034 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13034



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.