'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 81

Просмотры  24 просмотров

Караев Э.Т.

  


КАТЕГОРИЯ «ДЭ» (КИТ. 德) В КОНЦЕПЦИИ ЛАО-ЦЗЫ *

  


Аннотация:
в данной статье произведен анализ категории «дэ» в основополагающем источнике даоского учения «Дао дэ цзин». Лао-цзы интепретирует «Дэ» как манифестацию «дао», его благую силу, качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. В статье обозначена значимость «дэ» для духовно-нравственного самосовершенствования личности.   

Ключевые слова:
дэ, дао, даосизм, Лао-цзы, Дао дэ цзин, китайская философия, духовно-нравственное самосовершенствование   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-271-472-477

Всю полноту жизненных свойств, которую возможно достичь неусилием духовного самовысвобождения, древние даосы называли «дэ». По мнению даосов, все перемены в мире обусловлены определенными закономерностями, своеобразными «путевыми сообщениями» между прошлым и будущим. Этот путь и олицетворяет «дао». В то же время эта сила проявляется посредством другой грани этого мира – «дэ». Отсюда и название книги «Дао дэ цзин». Понятие «дэ» представляет собой свойство, своеобразную концепцию существования всего в этом мире. Именно через существование «дэ» «дао» способно проявляться в реальности. Это самый лучший вариант проявления материи, которая представляет собой переход из одной формы в другую через путь «дао». В «Дао дэ цзин» описывается лучшее поведение человека, которое олицетворяет «дэ». Лишь при избавлении от страстей, излишеств, гордыни и иных пороков человеку откроется путь к совершенной жизни, в которой он будет наполняться энергией «дэ».Иероглиф «дэ» (?) можно перевести по-разному: сила духа, внутренняя чистота, милость, идеал, истина. Этимологически понятие «дэ» неразрывно связано с процессом органического развития и, следовательно, с жизненной гармонией – и поэтому лучше переводить данный иероглиф, как «жизненная сила», «могущество духа». По сути, «дэ» – это внутренние психофизические резервы каждого из нас. И эти резервы бесконечны, ибо велико стремление человека жить. Необходимо отметить, что «дэ» является эманацией того, что становится доступно только при следовании Истинному.«Дэ» – манифестация «дао», его благая сила, качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи:«Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их].Вещи оформляются, формы завершаются.Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дэ.Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности…» [3, с. 211].Глубокий смысл заложен в главе 23 «Дао дэ цзин», помогающей дальше раскрыть содержание категории Дэ:«... Тот, кто [служит] дао, тот тождествен дао. Тот, кто [служит] дэ, тот тождественен дэ.Тот, кто теряет, тождествен потере. Тот, кто теряет дао, приобретает дао. Тот, кто тождествен дэ, приобретает дэ. Тот, кто тождествен потере, приобретает потерянное. Только сомнения порождают неверие...» [2, с. 39].Кто придерживается «дао», тот тождественен «дэ», кто придерживается «дэ», тот тождественен «дао». Кто придерживается «дао» и «дэ», тот не может полностью не отдавать себя миру, но одновременно с этим получает несоизмеримо больше, чем отдает. Таким образом, в данном фрагменте указывается на пользу следования «дао». Человек, проникнутый чувством любви ко всему миру, получает очищающие психологические силы, позволяющие ему не просто жить в мире пороков и страданий, а находить и видеть в нем положительное.Из любви к миру логически вытекает любовь к себе как части этого мира. Такое самолюбие отнюдь не связано с эгоизмом и нарциссизмом, а наоборот, противопоставляется им. Истинная любовь к себе сочетается с любовью к другим и ко всему сущему. Конечно, под любовью к окружающему миру не следует понимать любовь к некоему абстрактному образу, – это любовь к самым что ни на есть реальным вещам, людям, событиям. И вот эта любовь становится движущей силой желания творить на благо всего мира.Но если в служении обществу человек не имеет в себе подобной любви, то непременно придет к эгоизму, и неотвратимость возврата к нему является попыткой отдать миру то, чего сам не имеешь. Если человек служит «дао» и «дэ», то обретает любовь, и поэтому внешнее влияние в виде нравоучений, сбивающее его с истинного пути, становится тщетным. Человек сам стремится к нравственности, испытывает радость от самой жертвенности, ибо наблюдает в ней выражение своей жизнеспособности, своего духовного обогащения. В этом и состоит великая польза «дао» и «дэ». «Дэ» можно понять как определенное состояние человеческого сознания, дарующее ощущение абсолютной свободы и желание быть нравственным и находиться в состоянии совершенства.В Библии, в Евангелии от Матфея, говорится «… всякому имущему дастся и приумножится, а у неимущего отнимется и то, что не имеет» [1, с. 1048]. Смысл данной цитаты намного глубже, чем кажется на первый взгляд, и поэтому не стоит понимать ее дословно. Какую мы получаем пользу от знания, если мы «хороним» его внутри себя, не используем для саморазвития, для просвещения окружающих, улучшения окружающего мира? Подобное знание абсолютно бесполезно и будет в итоге отнято. И наоборот, человек, получивший знание и стремящийся, помимо использования его в своей жизни, благодаря ему сделать мир лучше, делится им с другими людьми, поскольку итог коллективных усилий приведет к более качественному результату. Именно в этом ключе следует понимать служение человека «дао» и «дэ». Тот, кто не следует «дао» и его манифестации «дэ», неотвратимо потерпит убыток. Если же человек стремится следовать истинному «пути», культивирует в себе благодатную силу «дэ», он преуспеет в своих делах. Это есть образ идеального человека по Лао-цзы. Однако очень важно отметить, что поскольку конституирующим элементом философских взглядов Лао-цзы является принцип «у-вэй» («недеяние»), стремление человека следовать «дао» и «дэ» ничего общего не имеет с нарочитостью. Человек пестует в себе силу «дэ», изменяет себя и окружающий мир, не стремясь к этому, он делает это в силу «самотаковости» себя и своих устремлений.Многие исследователи для анализа категории «дэ» сравнивают его с понятием «карма», однако отличия между этими философскими ка- тегориями кардинальные. Карма как причинно-следственный закон, характерный для многих индийских религий, призывает к активной и, что важно отметить, осознанной деятельности по реализации благих деяний, дабы исправить свою судьбу. Лао-цзы же не приемлет сознательной, целенаправленной деятельности. Благие дела не имеют никакой ценности, если они достигались сознательно. Неразрывную связь категорий «дэ» и «у-вэй» демонстрирует глава 10:«Дао рождает сущее и его питает. Рождает, но им не обладает и действует, не замышляя преднамеренно.Оно все взращивает, но ничем не повелевает,и это Сокровенной Силой-Дэ зовется, знаю!» [7, с. 208].Младенец – еще одна популярная в даосской доктрине аллегория первозданности, чистоты сознания: «Знай свое мужское, но блюди свое женское: Станешь ущельем Поднебесного мира. Если уподобишься ущелью мира, Превечное Совершенство не оставит тебя. Тогда будешь как новорожденный младенец» [4, с. 134].Младенцу незнакомы человеческие пороки, он доверчиво распростирает объятия всему миру. Пабло Пикассо как-то раз сказал: «В 13 лет я рисовал, как Рафаэль, и всю жизнь учился рисовать, как ребенок» [5]. Взрослым весьма трудно достичь той непосредственности, незамутненного взгляда на мир. Освободившись от стремлений, мы сможем максимально приблизиться к этому состоянию. Кто способен обрести власть над собой, тот способен обрести власть над миром, и, слившись с ним, человек обретает искренность, непосредственность и жизнерадостность.Для думающего человека наблюдение за младенцем может оказаться весьма поучительным. Младенец – само воплощение естественности, все его реакции, все его действия непроизвольны и освобождены от диктата сознания. Отсутствие рефлексии упраздняет любые преграды свободному и гармоничному единству с миром. Удивительно, что младенец «понимает» свою мать, хотя не имеет никакого понимания о мире. Именно младенец – тот самый совершенный человек, так как перманентно способен быть собой, ничего о себе не зная.Слова сторонника постструктурализма, французского философа Ж.-Ф. Лиотара о том, что «лишенный речи, не способный стоять прямо, не обладающий устойчивыми интересами и не способный рассчитывать свою выгоду, младенец воистину человечен, потому что он огорчает глашатаев и обещает все возможное» [5, с. 122], можно считать идеально подходящим комментарием к приведенной главе, повествующей об аллегоричном сравнении младенчества с совершенством.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Караев Э.Т. КАТЕГОРИЯ «ДЭ» (КИТ. 德) В КОНЦЕПЦИИ ЛАО-ЦЗЫ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 472 - 477. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13033 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13033



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.