'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 80

Просмотры  21 просмотров

Караев Э.Т.

  


АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «ДАО» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ КАТЕГОРИЯ ДАОСИЗМА *

  


Аннотация:
данная статья посвящена анализу категории «Дао» в рамках древнедаоской философской школы. Помимо того, что рассмотрено понятие «Дао, значение и смысл, обозначено также его место в философской культуре Китая. Основой для анализа категории «Дао» стал классический труд даоского учения «Дао дэ цзин».   

Ключевые слова:
даосизм, Дао, Лао-цзы, путь, Дао дэ цзин, духовная культура Китая, мировоззрение   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-271-466-471

Иероглиф «дао» состоит из двух графем – голова («шоу») и идти («цзоу»). Отсюда основное значение – «дорога, по которой ходят люди». «Дао» – это и путь, и дорога, и истина, и закономерность. В отличие от конфуцианства, которое рассматривало «дао» весьма однозначно – как путь, по которому следует человек, понятие «дао» в даосизме намного шире. Каждый из приведенных переводов отражает ту или иную грань «дао». В контексте философского осмысления «дао» – принцип бытия, совокупность всех физических законов. В ведийском санскрите «дао» предельно схоже с понятием «рита», что в буквальном переводе означает «естественный порядок вещей». В индуизме эквивалентом «дао» является «брахман». Так, в «Упанишадах», в древнеиндийских религиозно-философских текстах, упоминается, что мир насыщен Брахманом, неким духовным первоначалом, оно невыразимо и не поддается определению. «[Оно] ни велико, ни мало, ни коротко, ни длинно, ни красно, [как огонь], ни текуче, [как влага], ни окрашено, ни темно, оно ни ветер, ни пространство, [ни с чем] не связано, без вкуса, без запаха, без глаз, без ушей, безо рта, [оно] не имеет меры, не имеет ничего ни внутри, ни снаружи. Оно никого не поедает, и его никто не поедает» [1, с. 65]. «Дао» – прародитель всего сущего, принцип, который лежит в основе мира. На вопрос, что такое «дао», можно ответить словами самого автора «Дао дэ цзин»: «Точное слово некрасиво. Красивая речь неточна. Добрый много не говорит. Говорливый редко добродушен..» [3, с. 82]. Лао-цзы стремится убедить нас в том, что это «первоначало» вообще никак невозможно назвать, и, лишь прилагая большое усилие, называет его «дао». «Дао» – таинственная, труднопостижимая первооснова, одновременно и закономерность, и принцип всего мирового целого и всех его составляющих.Определяющая формула космогонической доктрины «Дао дэ цзин» выражена в первых строках 42-й главы: «Дао рождает Одно. Одно Двоих рождает. Двое рождают Трех, Трое рождают все сущее. Все сущее носит на себе инь – силу темную и обнимает ян – силу светлую, так достигая гармонии энергий жизни и сил равновесия...» [5, с. 229].Для «дао» характерна самоестественность, самость, таковость, в соответствии со своей природой оно действует сугубо спонтанно. Люди отвергли принципы «дао», они утратили самоестественность и простоту истинного «пути», прельщаясь при этом ложными знаниями. Способом возвращения на должный «путь» является отказ от навязанных извне норм и правил, необходимо следовать собственной природе. Но лишь совершенному мудрецу, способному следовать принципу «недеяния», по силе не нарушать естественный порядок вещей, не вмешиваться в свое естество. «Дао дэ цзин» настаивает, что истину можно почувствовать, лишь осознав свое единство с первоначалом, став частью всеобщего потока (дао). Только тогда, когда мы перестаем быть отдельными субъектами и приобретаем возможность смотреть на вещи объективно, нам открывается «дао». Став подобным младенцу, человеку стоит вернуться в лоно Дао – великой прародительницы, Матери Поднебесной, обретая в ней совершенство. В первой же главе «Дао дэ цзин» Лао-цзы сообщает нам, что существует два «дао» – безымянное и обладающее именем. «Дао» без имени – «Отец Неба и Земли», оно бездеятельно, постоянно пребывающее в покое. Оно недоступно восприятию и, следовательно, недоступно словесно-понятийному выражению: «Дао, о котором можно поведать, не есть Неизменное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть Неизменное Имя» [4, с. 8].«Дао», которое обладает именем – «прародители всех вещей», деятельное, всепроникающее, изменяющееся вместе с миром, его можно познать, оно доступно восприятию и выразимо в словах и знаках. Оно создает конкретные вещи, порождая бытие - наличие. «Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О, беззвучная! О, лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград.Ее можно считать матерьюПоднебесной! Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао [6, с. 121].Истинный «путь» смог возникнуть лишь в спонтанности. Но спонтанность – не раб сиюминутной прихоти. Человек должен понимать вред от потворства своим чувствам. Лишь в полной атараксии приходит интуиция о подлинности бытия, о том, что всему предшествует, но достигает завершения раньше, чем проявляются его же формы. Данное нечто есть чистое, стирающее все различия. Это нечто – вечное движение от самого к себе, малый круговорот в беспредельной природе вселенной. «Дао» присуще женское начало, в широком смысле, – как сила рождения, которая, в отличие от мужского начала, нацелена не на инновации, а на конформизм, не на противостояние, а на терпение и компромисс. Как женщине свойственна заботливость и податливость, так «дао» соответствует недеяние. В то время, как мужской ум сосредоточен на стремлении к обладанию и властвованию, женщина лучше чувствует свою природу. Женщины более ориентированы на материальное, выражается это в самоотдаче ради семьи, детей. Мужчины же более склонны к глубоким духовным переживаниям. И в мужчине, и в женщине наблюдаются определенные потенциалы, ведущие к просветлению, но будучи реализованными и перейдя меру, став гиперболизированными, они могут стать причиной личностной дисгармонии. Женственность – нечто иное, как принцип сакральной утонченности, символизирующий порождение всего живого. Женственность означает единение человека со смыслонесущей основой жизни. Образ «Сокровенной родительницы», наряду с метафоричной «Матерью всех вещей» – это не что иное, как обозначение «Великого Пути»:«Вселенная имеет исток, который есть мать мира. Осознав, что это мать, поймешь, что ты ее дитя.Поняв, что ты ее дитя,снова вернешься к тому, чтобы во всем ее слушаться...» [4, с. 219].Уподобление «Великого Пути» воде – один из примечательных мотивов «Дао дэ цзин». Вода – залог жизни, целительница.«Высшая добродетель подобна воде.Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть.Поэтому она похожа на дао» [2, с. 24].Не имея собственной формы и будучи бесконечно уступчивой, вода способна беспредельно развиваться. В ее кажущемся бессилии кроется огромная сила. Водный поток живуч и целеустремлен. Реальность непостижима, она пребывает за гранью мыслимого и ощущаемого, и лишь размышления о воде помогают её постичь. Что представляет первостепенную важность для домочадцев? Не красивый фасад, не красота внутреннего убранства, а прочность фундамента, та незримая толща земли, скрытая под его основанием. Подобно этому, подлинное обоснование всякой вещи в мире таится не в том, каким она кажется, а в том, чем является «сама по себе». Метафизика Лао-цзы демонстрирует жизнь в ее «таковости», в ее величии, заключенной в обыденности. Лао-цзы – убежденный философ повседневности.Поговорка «Вода камень точит» в «Дао дэ цзин» провозглашает один из важнейших принципов даосизма – недеяние. Слабость и мягкость воды – кажущаяся. Прегради ей путь – и она остановится, направь ее в сторону – туда и потечет. Но при этом она способна просачиваться под камень, точить железо. Под кажущимся бессилием воды скрывается ее сила, хотя она невидима, но, в то же время, очевидна. Навязчивые действия и торопливость становятся бесполезностью, дабы добиться поставленной цели, необходимо запастись терпением. Терпеливость – качество мудрого, следующего по верному Пути. Таким образом понятие «дао» представляется сложным понятием, без которого невозможно постичь как основы китайской философской мысли, так культуру и менталитет китайского народа.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Караев Э.Т. АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «ДАО» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ КАТЕГОРИЯ ДАОСИЗМА // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 466 - 471. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13032 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13032



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.