'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 79

Просмотры  32 просмотров

Ломова С.Н.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
в статье приводится теоретический анализ научных исследований, с целью выявления взаимосвязи психологического благополучия лиц юношеского возраста и особенностей их привязанности к родителям. Работа направлена на дополнение и систематизацию представлений о привязанности в юношеском возрасте и установление взаимосвязи особенностей привязанности и психологического благополучия в юношеском возрасте.   

Ключевые слова:
привязанность, юношеский возраст, психологическое благополучие   


Привязанность уже более полувека является ключевым понятием психологии развития. Теория привязанности рассматривается в работах Дж. Боулби, М. Эйнсворт, К. Бартоломью, Л. Горовиц, К. Бреннан и других ученых. Также актуальны исследования психологического благополучия в юношеском возрасте, выявление взаимосвязи психологического благополучия в целом либо его составляющих с особенностями семейных взаимоотношений (Н.О. Леоненко, Ю.А. Лобанова, О.А. Карабанова, Д.Н. Чернов, С.М. Подолян). Но при этом малоизученной остается взаимосвязь типа привязанности к родителям и сверстникам и психологического благополучия в юношеском возрасте, что определяет актуальность исследования. На этом этапе перед личностью многократно встают проблемы выбора, преодоления кризиса и неопределенности. Высокий уровень психологического благополучия позволяют успешнее справляться с возрастными задачами юношам и девушкам. Результаты исследования взаимосвязи особенностей привязанности и психологического благополучия в юношеском возрасте позволят повысить эффективность консультационной работы с данной группой, психолого-педагогического сопровождения обучения в колледжах, вузах, корпоративных учебных центрах.Целью данной работы было провести теоретический анализ литературных источников для выявления особенностей привязанности в юношеском возрасте и взаимосвязи особенностей привязанности и уровня психологического благополучия в этом возрасте. В соответствии с целью исследования, выдвигаются следующие задачи:Проанализировать исследования, посвященные особенностям привязанности в юношеском возрасте,Выявить взаимосвязь особенностей привязанности и психологического благополучия в юношеском возрасте. Согласно теории привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт), между матерью и новорожденным устанавливается особая связь, гарантирующая ребенку материнскую заботу и безопасность. При этом опыт привязанности формирует так называемые рабочие модели отношений – своеобразный фильтр, через который воспринимается и понимается окружающий мир и происходит самосознание [1]. С возрастом рабочие модели усложняются и направляют поведение в социальном мире [10, 11]. Они включают восприятие себя как достойного или недостойного любви, других людей – как надежных или ненадежных, интерпретацию привычного характера взаимодействия, актуальных событий и прошлого. То есть, охватывают большую часть аспектов, которые согласно К. Рифф являются компонентами психологического благополучия. Согласно К. Рифф, психологические благополучие – это позитивное функционирование человека, проявляющееся в когнитивном оценивании смысла жизни, достижении жизненных целей и включающее целенаправленное участие человека в социальном взаимодействии, реализацию собственных талантов и способностей, а также стремление к самопознанию [13]. Это интегральный показатель, включающий шесть основных компонентов: самопринятие, автономность, личностный рост, компетентность, наличие жизненных целей, позитивные отношения с окружающими. Таким образом, можно установить влияние особенностей привязанности на психологическое благополучие личности.Исходя из качества рабочих моделей выделяют четыре основных типа привязанности [9, 12]: надежный, тревожно-амбивалентный, избегающий и дезорганизованный. Надежный тип привязанности формируется при благоприятных детско-родительских отношениях, если ребенок ощущает себя достойным любви, значимым. Впоследствии человек с надежным типом привязанности активно познает мир, добивается поставленных целей, верит в собственные силы и поддержку окружающих, он в оптимальной степени автономен и самостоятелен, что не исключает интимных межличностных отношений – например, с друзьями, романтическими партнерами. В результате можно говорить о психологическом благополучии личности, согласно концепции К. Рифф. При ненадежных типах привязанности, ребенок не уверен, что может получить защиту и утешение от родителя, положится на него. Если мать недоступна, холодна, негативно реагирует на потребности ребенка, это приводит к формированию избегающего типа привязанности. Такой человек впоследствии испытывает дискомфорт в близких отношениях, ощущает себя уязвимым и зависимым, поэтому устанавливает дистанцию с окружающими, становится эмоционально закрытым.Тревожно-амбивалентный тип привязанности формируется в том случае, если родитель непоследователен. Люди с таким типом привязанности чувствительны к эмоциональным реакциям окружающих, зависят от их одобрения и потому обидчивы и имеют сниженную самооценку, они навязчивы в отношениях с партнером из-за боязни его потерять.Дезорганизованный тип привязанности формируется в том случае, если ребенок не оценивает отношения привязанности как эффективное средство заботы и защиты. Повзрослев, такой человек чувствует, что может полагаться только на себя, даже если состоит в отношениях, ведет себя противоречиво – за очень сильной привязанностью следует избегающее, замирающее или ошеломляющее поведение. Исходя из того, что ненадежные типы привязанности негативно влияют на самопринятие личности, её отношения с ближайшим окружением и восприятие актуальных и прошедших событий, можно говорить об их негативном влиянии на психологическое благополучие личности. Возможность изменения типа привязанности с возрастом является предметом споров среди исследователей теории привязанности. Сторонники первого подхода считают, что рабочие модели, сформированные на первом году жизни, остаются неизменными на протяжении всей жизни и влияют на последующие отношения [2]. Второй подход предполагает, что с возрастом по мере интеллектуального развития, а также накопления опыта, новых паттернов обработки информации и самозащитных стратегий индивид способен сознательно переоценивать и перестраивать свои внутренние рабочие модели, что было подтверждено в ходе исследований [5, 14]. По данным К. Фрейли, ранние репрезентации, рабочие модели, в целом больше подвержены изменениям, если рабочая модель также нестабильна, подвержена изменениям в новых для человека ситуациях [14]. Среди причин, вызывающих изменение типа привязанности, указываются стрессы, вызванные смертью, разводом родителей или угрожавшим жизни заболеванием самого субъекта и его родителей. Коррекция типа привязанности возможна в ходе психотерапии или благодаря позитивному опыту в межличностных отношениях [2]. Для каждого типа привязанности характерны свои возрастные особенности [5], согласно динамической модели привязанности П. Криттенден [4]. Так в юношеском возрасте надежный тип привязанности почти теряет видимые проявления, но косвенно находит свое отражение в успешном решении возрастных задач, в том числе установлении глубоких дружеских отношений со сверстниками, а также в сепарации от родителей при сохранении теплых и доверительных отношений с ними. По мнению П. Криттенден, юность, как наиболее сенситивный для личностно-профессионального развития этап, является периодом драматических изменений в отношениях привязанности в силу особенностей возрастного периода. На этот этап приходится освоение новой ведущей деятельности, учебно-профессиональной, адаптация к новой социальной ситуации развития – первой работе или обучению в колледже или вузе, завершение сепарации от родителей, поиск единомышленников и романтических партнеров в новом кругу сверстников, формируется абстрактное мышление, репродуктивное поведение, сексуальное желание, обеспечивающее новые средства выражения любви и переживания близости и создающее новые побудительные причины для поддержания отношений в периоды стресса.Необходимость включаться в новые социальные отношения, приспосабливаться к новым социальным требованиям, сексуально созревание, совершенствование паттернов обработки информации влекут за собой либо преобразование существовавших до этого схем поведения, мировосприятия, либо создание новых рабочих моделей, а также к интеграции паттернов отношений с новыми психическими и физическими способностями, в результате чего возникают взрослые паттерны продолжения рода и самозащиты. Также на этот период в норме приходится важный этап сепарации от родителей, благодаря чему бывшие школьники могут успешно адаптироваться к учебе, профессиональной деятельности, к личной жизни и созданию собственной семьи. В процессе сепарации происходит трансформация детско-родительских отношений – от несимметричной ситуации, когда родитель заботится о ребенке, к равноправным взаимоотношениям по типу «взрослый-взрослый» при сохранении взаимного доверия и уважения [8]. В результате чего при успешном сценарии увеличивается автономность личности, развивается индивидуальность, повышается самостоятельность и ответственность, отношения с родителями становятся ближе к типу «взрослый-взрослый».В случае надежной привязанности юноши и девушки находят новые фигуры привязанности без чувства вины перед родителями и страха потерять их любовь. Они достигают определенной независимости от родителей при сохранении теплых и доверительных отношений с ними. При надежной привязанности человек успешно перерабатывает негативную информация из-за неудач в процессе адаптации, наряду с позитивной за счет стабильной и высокой самооценки, позитивного самоотношения, взаимосвязи эмоций и когниций. Доверие и интерес к людям, автономность, способность просить о помощи без потери самоуважения позволяют индивиду успешно решать многие встающие перед ним проблемы.В случае ненадежной привязанности новая жизненная ситуация (смена круга общения в связи с переходом в другое учебное заведение, началом карьеры), является стрессовой и, по Дж. Боулби, влечет за собой актуализацию старого, ранее усвоенного поведения привязанности. В связи с этим психофизиологическое и психосоциальное развитие приостанавливается, а изменения типа привязанности маловероятно. При этом может наблюдаться повышение зависимости от родителей, снижение психологического благополучия в связи с эмоционально нестабильным состоянием, повышением уровня тревожности, дезадаптацией. Согласно ряду исследований [6], при ненадежных типах привязанности выше риски раннего родительства, склонности к суицидальному поведению, формирования зависимого типа личности, деструктивной привязанности, неадекватной самооценки, неуверенного поведения, алкогольной и наркотической зависимости, расстройств пищевого поведения, неспособности строить взаимно удовлетворяющие интимные отношения. У молодых людей с избегающим типом привязанности столкновение с новой социальной ситуацией повышает тревогу, связанную с неспособностью устанавливать и сохранять близкие интимные отношения. В результате индивид может избегать контактов, которые воспринимает как потенциально травмирующие, сбегая в мир иллюзорных фантазий, который обеспечивает защиту самооценку от снижения. В этой группе выше вероятность возникновения проблем с самооценкой (неадекватное завышение или занижение), а также эмоциональных расстройств. Для избегающего типа привязанности характерны также отстранённость, эмоциональная холодность, неспособность обращаться за помощью и принимать её. При этом существующие представления о себе и мире чаще всего сохраняются, а пропасть между когнициями и эмоциями увеличивается. У людей с тревожно-амбивалентным типом привязанности в новой социальной ситуации актуализируется поведение по типу тревожно-амбивалентного тип, для которого характерны следующие проявления. Потребность в подтверждении собственной значимости со стороны значимых лиц, повышенная реактивность в случае изменений в поведении партнера, навязчивость, эмоциональная неустойчивость. Это повышает риск суицидального и самоповреждающего поведения, алкогольной и наркотической зависимости. В юношеском возрасте с завершением этапа сепарации от родителей вчерашний подросток ищет новые объекты привязанности – вторичные (друга, романтического партнера), и при этом может сам стать фигурой привязанности, обеспечивающей сначала своим друзьям и романтическим партнерам, а в будущем и детям чувства безопасности и комфорта. Он принимает ответственность за заботу о близком человеке и становится фигурой привязанности для него. Исследование общих с партнером интересов сменяет исследовательскую деятельности (как в периоды младенчества и детства), когда ребенок обращался за поддержкой к фигуре привязанности. Таким образом первичные отношения привязанности с родителями переносятся на романтического партнера или супруга. К концу юности на физическом уровне человек интегрирует силу и мягкость, сексуальное поведение и осторожность, достигает баланса мотивировки чувств на эмоциональном уровне, интегрирует сексуальное желание с другими чувствами, включая понимание чувств другого, интеллектуальное понимание ситуаций. Благодаря ментальной интеграции формируется способность к рефлексии о причинах собственного поведения, а также поведения других, что позволяет выявлять когнитивные ошибки и манипуляции. Интеграция приобретенных паттернов на физическом, когнитивном и эмоциональном уровне обеспечивает эффективную саморегуляцию, хорошую социальную адаптированность и успешный переход от привязанности к родителям к привязанности к романтическому партнеру.Эти факторы в целом способствуют психологическому благополучию личности. В то же время следует отметить, что на психологическое благополучие помимо особенностей привязанности могут влиять и другие аспекты. В частности, негативно влиять на психологическое благополучие личности могут недостаточно сформированные учебные и социальные навыки, отсутствие установки на учебно-профессиональное развитие, недостаточно развитый навык эмоционально-волевой регуляции, внешний локус контроля, низкий уровень познавательной мотивации [3], В юношеском возрасте высокий уровень психологического благополучия позволяет эффективно решать возрастные задачи и преодолевать кризисные явления [7]. При высоком уровне психологического благополучия юноши и девушки лучше адаптируются в стенах нового учебного заведения, достигают более выраженных успехов в учёбе и в работе, т.к. обладают высоким уровнем познавательной мотивации, в большей степени ощущают себя субъектами труда, в результате чего повышается эффективность процесса профессионального самоопределения и выбора карьеры, повышается способность к самостоятельной организации трудовой деятельности. Выводы. В ходе анализа научной литературы установлено, что опыт привязанности сохраняет свое влияние на протяжении всего онтогенеза и формирует рабочие модели – своеобразный фильтр, через который человек воспринимает как себя, так и окружающий мир, что предопределяет взаимосвязь особенностей привязанности и психологического благополучия в соответствии с моделью К. Рифф. При благоприятном опыте привязанности формируется надежный тип привязанности, при неблагоприятном – один из трех ненадежных типов: избегающий, тревожный либо дезорганизованный. При надежном типе привязанности в юношеском возрасте выше уровень психологического благополучия, что позволяет человеку эффективно решать возрастные задачи и адаптироваться к новой социальной ситуации. При ненадежных типах привязанности, уровень психологического благополучия ниже, решение возрастных задач и адаптация к новой социальной ситуации вызывают затруднения, часто возникают сложности во взаимоотношениях с окружением. Существуют разные подходы к вопросу, может ли быть изменен в течении жизни тип привязанности. Сторонники первого из них отвечают на этот вопрос отрицательно, сторонники второго – положительно, они считают, что чаще тип привязанности изменяется при ненадежных типах привязанности, при этом повлиять на изменение могут стрессы, вызванные смертью, разводом родителей или угрожавшим жизни заболеванием самого субъекта и его родителей. Коррекция типа привязанности возможна в ходе психотерапии или благодаря позитивному опыту в межличностных отношениях.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ломова С.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 455 - 465. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13031 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13031



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.