'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 78

Просмотры  22 просмотров

Кирдяпкина Н.Ю.

  


КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: НОРМА И ВОЗМОЖНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ *

  


Аннотация:
в работе приводится описание основных показателей коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста, описание нормы и возможных отклонений.   

Ключевые слова:
коммуникативно-речевое развитие, ранний возраст, дети раннего возраста, норма, отклонения от нормы   


Анализируя научные труды по теме, обнаруживается несколько отличные друг от друга показатели нормального и патологического развития коммуникативно-речевых компетенции в раннем возрасте.Если, например, рассматривать работы А.Н. Гвоздева о развитии речи, можно выделить шесть областей языковой компетенции, обусловленных закономерностями формирования речи детей раннего возраста: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, метаязыковая деятельность.Основные показатели раннего речевого развития ребенка (по А.Н. Гвоздеву). Период от 9,5 мес. до1 года 6 мес.: слова из одинаковых слогов «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ам-ам» и другие подобные. Звукоподражательные слова: «ав-ав», «му-му». Период от 1 года 6 мес. до 1 года 8 мес.: первые попытки связать два слова в фразу («мама, иди»), усиливается повелительное наклонение глаголов («дай-дай!»). Период от 1 года 8 мес. до 2 лет: словарь доходит до 300 слов. Подавляющее большинство слов – существительные, около четверти – глаголы. После полутора лет малыш формулирует свои первые вопросы «Что это?». В речи появляются падежи. Период от трех лет: появляются многосложные фразы, придаточные предложения, а к концу этапа раннего детства – соединительные союзы и местоимения [1].Н.С. Жукова разработала на основе исследований А.Н. Гвоздева «Схему системного развития нормальной детской речи», позволяющую дать оценку речи детей с общим недоразвитием речи, речевых нарушений, а также материала, усвоенного ребенком [3]. С.Н. Цейтлин описала группы слов, которые первыми появляются в речи ребенка: близкие родственники (мама, папа, баба, деда, дядя, животные (мяу, киса, ав-ав, кар-кар иго-го, ква-ква), игрушки (ляля), еда (ам-ам, ням-ням), движение (топ-топ), место (там), действия и намерения (дай, на, еще, тук-тук) [7].Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности (Э.Л.  Фрухт, Г.В. Пантюхиной и др.): складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности, формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи, возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам» [6].Обобщив проанализированные данные по теме, подчеркнем основные показатели нормального коммуникативно-речевого развития детей в течение описываемого периода: наличие голосовых реакций, реакция на голос говорящего, появление гуления, лепета, формирование активной речи, а также развитие понимания речи окружающих людей. В раннем детстве происходит развитие речи как системы – фонетики, фонематики, лексико-грамматического строя и связной речи. По окончании периода раннего детства в норме дети активно занимаются словотворчеством, строят трехсложные и четырехсловные предложения, употребляют известные им слова в нескольких грамматических формах, взаимодействуют друг с другом с помощью речевых средств коммуникации, понимают смысл рассказов и выполняют инструкции, речь становится более связной.Однако, не всегда коммуникативно-речевые навыки в достаточной мере могут быть сформированы в период раннего возраста, это вызвано экзогенными и эндогенными причинами. Отклонения в овладении речью – это недоразвитие невербальных, интонационно-ритмических и экспрессивных средств общения в пределах психоречевой системы, обусловленное неадекватностью коммуникативных условий и, как следствие, незрелостью психофизиологических предпосылок речи [Ежаков].Ранний возраст – период обширных новообразований в физической и психической сферах, в этот период складывается общение, познание и интерес миру вокруг. Однако, в наши дни на практике замечена тенденция снижения уровня речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недоразвитием речи в раннем возрасте [4].Биологическим фактором отклонений предстает перинатальная патология нервной системы ребенка, мозговая локализация патологического процесса. Как социальный фактор речевого дизонтогенеза рассматривается, например, нарушение формирования привязанности. Здоровая привязанность к семье или опекунам в младенчество поддерживает развитие навыков, необходимых для общения и формирования отношений с другими людьми. Среди процессов, разрушающих раннюю привязанность, отметим тяжелую, повторяющуюся травму (включая пренебрежение основными потребностями младенца) и наличие тяжелого психического заболевание (например, аутизм), которое мешает ребенку привязываться к своему воспитателю [5].Е.В. Шереметьева полагает, что у детей с отклонениями в развитии речи присутствуют нарушения всех сфер психоречевого генеза: познавательных, языковых и психофизиологических компонентов речи. Автором описаны типы отклонений в овладении речью, отличающиеся причинам возникновения, степенью выраженности и структурой проявлений [8].По степени выраженности: резко выраженные отклонения в овладении речью, выраженные отклонения в овладении речью, нерезко выраженные отклонения в овладении речью.По этиологии и проявлениям: отклонения в овладении речью, которые обусловлены недоразвитием психофизиологических компонентов речи, отклонения в овладении речью, которые обусловлены недоразвитием когнитивных компонентов речи.Важным признаком задержки речевого развития является отставание в формировании базовых речевых функций. Например, у ребенка есть трудности в произношении звуков, формировании слов и предложений, а также в правильном использовании грамматических конструкций. Это может отразиться на его способности эффективно коммуницировать и понимать обращенную к нему речь. При этом ребенок может чувствовать себя неуверенно и изолированно, что отрицательно отражается на его эмоциональном и социальном развитии. Исследователи рассматривают задержку речевого развития как временное обратимое состояние, при котором наблюдается неразвитость всех сторон речи, задержка темпов ее формирования (позднее начало речи и замедленный темп ее развития), и как системное нарушение, затрагивающее в разной степени все психические процессы и требующее воздействия не только на симптом (речевое расстройство), но и на причину, на механизм недоразвития [3]. Т.Б. Филичева Т.Б., Н.С. Жукова описывают вариативность проявлений и степени выраженности речевого недоразвития, недостаточность общей, мелкой и артикуляционной моторики, отставание в развитии психологической базы речи, эмоционально-волевой сферы.При задержке речевого развития оказывается логопедическая, педагогическая и психологическая помощь малышу, основанная на комплексном подходе, индивидуально разработанная для каждого ребенка. Целью выступает стимулирование развития речевых навыков, обучение пониманию и применению языка, а также расширение коммуникативных компетенций.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кирдяпкина Н.Ю. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: НОРМА И ВОЗМОЖНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 449 - 454. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13030 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13030



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.