'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 73

Просмотры  27 просмотров

Драгой Д.В.

  


С.В. РАХМАНИНОВ – ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И НАСЛЕДИЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ КОМПОЗИТОРА И ПИАНИСТА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются стилистические, фактурные и гармонические особенности творческого наследия С. В. Рахманинова. В статье рассматриваются периоды творчества композитора, в которых были созданы произведения мирового масштаба.   

Ключевые слова:
гармония, стиль, фортепианное наследие, мелодизм, Рахманинов   


В историю музыкального искусства Сергей Васильевич Рахманинов вошел не только как композитор, но и как исполнитель - он с равным успехом выступал и как пианист и как дирижер. Рахманинов сочетал мужественную силу, романтический пафос вместе с проникновенной лиричностью, певучестью исполнения. В исполнительской манере Рахманинова с огромной силой обнаружилась, по выражению Бориса Асафьева, «русская лирико-творческая стихия», «хранящая образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей и «говор» и тишину лесов и полей» [1, с 23]. Среди широкого круга имен, сочинения которых исполнял Рахманинов, были – И. С. Бах, Ф. Лист, Ф. Шопен. Произведения этих любимых им композиторов преобладали в его репертуаре. Из русских композиторов С. В. Рахманинов в числе композиторов, чьи произведения любил исполнять творения П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера. Четверть века продолжалась почти непрерывная пианистическая концертная деятельность Рахманинова в странах Европы и Америки. Он играл с выдающимися дирижерами - Л. Стоковским, В. Фуртвенглером, П. Монтё, В. Дамрошем, Э. Ансерме, С. Кусевицким, Ю. Орманди. Его концертные выступления неизменно вызывали восхищение публики. Один из величайших пианистов за всю историю фортепианного искусства, С. Рахманинов во многом предопределил критерий современного исполнительского стиля. Творческое наследие композитора включает в себя самые разные жанры. Это симфоническая музыка – три симфонии, симфоническая поэма «Остров мертвых», симфоническая фантазия «Утес», поэма для хора, солистов и оркестра «Колокола», четыре концерта для фортепиано и другие произведения. В области вокально – хоровых жанров композитор также оставил богатое творческое наследие, в котором присутствуют романсы, кантата «Весна», «Всенощное бдение». Не обошел композитор вниманием и музыкальный театр. Он является автором опер «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини». Камерная музыка также присутствует в творческих интересах композитора - Элегическое трио, 2 струнных квартета, Соната для виолончели с оркестром. Б. Асафьев писал: «Творчество Рахманинова, сразу ярко выдвинувшись, смело расцветало и, начав первый зрелый этап восхождения, а потом, достигнув своей вершины и стойко на ней удержавшись, в общем, охватило период времени чуть свыше пятидесяти лет» [2, 37]. Фортепианная музыка занимает ведущее место в творчестве Рахманинова. Лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента. Это 24 прелюдии, 15 этюдов-картин, 4 концерта для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934) и многие другие. Диапазон выраженных в них чувств и состояний очень широк - от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Большая часть фортепианного наследия Рахманинова принадлежит русскому периоду его творчества. За неполные тридцать лет (с конца 1880-х по 1916 годы) Рахманиновым созданы фортепианные концерты, две сюиты для двух фортепиано, две фортепианные и одна соната для виолончели и фортепиано, а также циклы фортепианных миниатюр, которые у Рахманинова делятся на две части: с одной стороны, «сюитные» циклы из разножанровых пьес (например, пять «Пьес-фантазий», соч. З), с другой, - так называемые, «моножанровые» циклы прелюдий, музыкальных моментов, этюдов-картин. Фортепиано – это Вселенная искусства Рахманинова, влияющая на все остальные области его творчества (от камерных вокальных сочинений до фортепианных концертов и симфонических сочинений). Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Стилевые характеристики творчества Рахманинова выходят далеко за пределы постромантической традиции, и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений XX в. Черты импрессионизма, неоклассицизма, экспрессионизма – в определенной мере нашли свое отражение в творчестве композитора. Творчество Рахманинова стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века, впитав многие достижения современных ему течений, оно осталось неповторимо индивидуальным. На протяжении всего творческого пути стиль композитора эволюционировал в сторону большей сложности музыкального языка. Широкие, классико-романтические в своей основе темы уступают место менее протяженным, в которых «природная» собственно мелодическая выразительность часто существует в сложном контексте ритма, гармонии, фактуры. Одной из особенностей музыки Рахманинова, является выразительнейший мелодизм. Его мелодии большого дыхания, соединяющие красоту и пластичность рисунка с яркой и напряженной экспрессией. Мелодизм, певучесть - основное качество рахманиновского стиля, в значительной степени определяющее характер гармонического мышления композитора и фактуру его произведений, насыщенную, как правило, самостоятельными голосами, то выдвигающимися на передний план, то исчезающими в плотной фактурной ткани. Рахманиновым был создан свой совершенно особый тип мелодики, основанный на сочетании характерных для Чайковского приемов - интенсивного динамичного мелодического развития с методом вариантных преобразований. В свободно развертывающихся лирических мелодиях Рахманинова с их длительным непрерывным дыханием часто слышится родственное «неизбывной» широте русской протяжной народной песни. При этом, однако, связь рахманиновского творчества с народной песенностью носила опосредованный характер. Лишь в единичных случаях композитор прибегал к использованию подлинных народных напевов, он не стремился к прямому сходству своих собственных мелодий с народными источниками. К характерным особенностям рахманиновской мелодики, сближающим ее с русской народной песней относится: плавность движения с преобладанием поступенных ходов, диатоника, обилие фригийских оборотов. Другая сторона этого стиля, это необычайно энергичный, властно покоряющий и в то же время гибкий, порой прихотливый ритм. Ритм, выступающий часто, как носитель действенного волевого формообразующего начала. Ритмический рисунок у Рахманинова всегда очень рельефно очерчен, независимо от того, является ли ритм простым, ровным, подобно тяжелым, размеренным ударам большого колокола, или сложным, затейливо цветистым. Композитор достаточно часто обращается к ритмической остинатности, которая придает ритму не только формообразующее, но в некоторых случаях и тематическое значение. В области гармонии Рахманинов не выходил за пределы классической мажоро-минорной системы в том виде, какой она приобрела в творчестве европейских композиторов-романтиков, Чайковского и представителей "Могучей кучки". Музыка его всегда тонально определенна и устойчива, но в использовании средств классически-романтической тональной гармонии ему были свойственны некоторые характерные особенности. К числу таких особых индивидуальных примет рахманиновского гармонического языка относятся, например, известная замедленность функционального движения, склонность к длительному пребыванию в одной тональности, «ослабленность» тяготений. Обращают на себя внимание обилие сложных многотерцовых образований, ряды многозвучных аккордов, часто имеющих в большей степени красочное, чем функциональное значение. Соединение такого рода сложных созвучий осуществляется большей частью с помощью мелодической связи. Господство мелодически-песенного начала в музыке Рахманинова определяет высокую степень полифонической насыщенности звуковой ткани: отдельные гармонические комплексы возникают постоянно как результат свободного движения более или менее самостоятельных голосов. В музыкальных сочинениях Рахманинова существует гармонический оборот, часто применяемый им, особенно в сочинениях раннего периода, получивший название «рахманиновской гармонии». В его основе - уменьшенный вводный септаккорд гармонического минора, обычно употребляемый в виде терцквартаккорда с заменой II ступени III и разрешением в тоническое трезвучие в мелодическом положении терции. Одной из характерных черт в ладовом фундаменте творений Рахманинова становится преобладающий минорный колорит. В миноре написаны все четыре его фортепианных концерта, три симфонии, обе фортепианные сонаты, большинство этюдов-картин и множество других сочинений. Даже мажор приобретает нередко минорную окраску благодаря понижающим альтерациям, тональным отклонениям и широкому употреблению минорных побочных ступеней. Творческий облик Рахманинова в своих основных художественных взглядах оставался цельным на протяжении всего полувекового пути композитора, не испытывая резких переломов и изменений в отношении эстетических принципов и стилистики. И, тем не менее, можно проследить в его творчестве определенную эволюцию, которая проявилась не только в росте мастерства, обогащении звуковой палитры, но частично затронула и образно-выразительный строй музыки. Период, приходящийся на 90-е годы XIX века, можно назвать порой творческого становления и созревания таланта. Среди произведений этого периода, Элегическое трио памяти П. И. Чайковского, знаменитая прелюдия до-диез минор, некоторые из музыкальных моментов и романсов. Среди произведений начала века следует выделить: Второй фортепианный концерт, Вторую сюиту для двух фортепиано, кантату «Весна», Десять прелюдий ор. 23, опера «Франческа да Римини», некоторые из лучших образцов рахманиновской вокальной лирики. Этот ряд сочинений утвердил положение Рахманинова как одного из самых крупных и интересных русских композиторов современности. Период с 1901 до 1917 года был наиболее плодотворным в его творчестве: за эти полтора десятилетия написана большая часть зрелых, самостоятельных по стилю рахманиновских произведений, ставших неотъемлемым достоянием отечественной музыкальной классики. На звуковой палитре композитора этого времени все реже появляются светлые прозрачные краски, общий колорит музыки мрачнеет и сгущается. Подобные изменения заметны во второй серии фортепианных прелюдий ор. 32, двух циклах этюдов-картин, в крупных композициях «Колокола» и «Всенощное бдение». После 1917 года наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова. Только спустя десятилетие композитор возвратился к сочинению, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра, и завершив Четвертый фортепианный концерт.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Драгой Д.В. С.В. РАХМАНИНОВ – ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И НАСЛЕДИЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ КОМПОЗИТОРА И ПИАНИСТА // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 399 - 405. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13025 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13025



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.