'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 71

Просмотры  26 просмотров

Драгой Д.В.

  


ЖАНР КОНЦЕРТА В ТВОРЧЕСТВЕ ДМИТРИЯ КАБАЛЕВСКОГО. ТРИАДА ЮНОШЕСКИХ КОНЦЕРТОВ *

  


Аннотация:
в статье предоставлена краткая информация о жанре «концерта» в творчестве Д.Б. Кабалевского. Раскрываются характерные черты триады его юношеских концертов. В статье раскрывается уникальность личности Мастера.   

Ключевые слова:
концерт, триада, исполнитель, Кабалевский, творчество   


Дмитрий Кабалевский является автором семи инструментальных концертов: четырех фортепианных, скрипичного и двух виолончельных. Фортепианный концерт а-moll (1929) стал сто дипломной работой при окончании консерватории. Как и в других студенческих работах, в этом произведении обнаруживаются явные влияния классических традиций, но, вместе с тем, «уже намечаются некоторые черты индивидуальности автора. Это преобладание светлых лирических образов, которым композитор останется верен и в дальнейшем» [1. с. 417]. Впрочем, в концерте так же «возникают иные драматические и трагедийные образы. Так, одна из вариаций медленной части трактована в виде похоронного марша» [1. с. 417].В 1936 г.композитором был написан Второй фортепианный концерт, в котором выражено настроение радости, молодого веселья. В этом концерте проявляется такая характерная для композитора черта стиля как склонность к песенному тематизму.В 1940-е–1950-е. гг. Д. Кабалевский создал, один за другим три инструментальных концерта, получивших название «юношеской» триады:Скрипичный концерт (1948 г.), Первый виолончельный концерт (1949 г.) и Третий фортепианный концерт (1952 г.). В 1949 г. Скрипичный концерн был удостоен Государственной премии СССР. Первыми исполнителями концертов были: скрипичного - Игорь Безродный, виолончельного - Сергей Кнушевицкий, фортепианного - Владимир Ашкенази. Все премьеры прозвучали в Большом зале Московской консерватории.Последние два концерта появились в 1960-е-1970-е годы. В 1964 г. был написан Второй виолончельный концерт, впервые исполненный в январе 1965 г. Даниилом Шафраном, которому и посвящен концерт. В этом произведении ощутимы поиски Д. Кабалевского в области формы: три части концерта как бы слиты воедино, благодаря связывающим их каденциям. Исследователи отмечают глубину содержания и оригинальность соотношения партий солиста и оркестра: в концерте большую роль играют выразительные соло различных инструментов, вступающих в диалог с солирующей виолончелью.В 1979 был написан последний, Четвертый фортепианный концерт, для исполнения на заключительном туре конкурса юных пианистов Поволжья в Куйбышеве. Продолжающий образную линию юношеских сочинений. Концерт получил подзаголовок «Пражский». В каждой части композитор использовал одну из народных мелодий, записанных за несколько лет до того в Чехословакии. Первым исполнителем этого концерта в Москве стал учащийся музыкального училища при Московской консерватории Юрий Попов. Им же и оркестром под управлением Дмитрия Китаенко была осуществлена запись сочинения, за которое композитор был удостоен Государственной премии СССР.Особое место в концертном творчестве Д. Кабалевского занимает триада юношеских концертов 1940-х-1950-х гг. Она обобщила накопленный к тому времени опыт работы композитора в области музыки для детей и юношества. С другой стороны, она отразила тенденцию в музыке того времени к созданию детских и молодежных инструментальных концертов. Как пишет Л. Данилевич, самое важное в этих концертах то, что «эта музыка не только адресована молодежи, но и воссоздает облик aдресата. Каждый из молодежных концертов более или менее удачно повествует о думах, мечтах, делах нашего молодого поколения» [2, с. 123].Концерты, вошедшие в триаду, каждый по-своему решают воплощаемую в них тему, но между ними есть и черты общности. Они сравнительно невелики по масштабам, лишены напряженного драматизма и построены на прозрачном, камерном звучании. Все концерты представляют собой трехчастный цикл с традиционным для классического концерта темповым контрастом: быстро – медленно – быстро. «Тематизм триады отличается живой и непосредственной мелодичностью, сочетающейся с активным инструментальным развитием» [3, с. 85]. Во всех трех циклах Д. Кабалевский использует прием цитирования мелодий народных и собственных песен, о чем свидетельствует он сам: «В первом концерте этой триады (для скрипки, 1948 г.) я воспользовался мелодиями двух украинских народных песен, во втором (для виолончели, 1949 г.) - мелодиями двух русских народных песен, в завершающем триаду концерте для фортепиано (№ 3) я обратился к своей собственной пионерской песне «Наш край», написанной на слова А. Пришельца в 1950 году» [4, с. 5].Открывающий триаду Д. Кабалевского Концерт для скрипки с оркестром сразу же пришелся по душе и музыкантам, и широким массам слушателей. Это произведение прочно вошло как в педагогический, так и концертный репертуар - его исполнителями были не только начинающие музыканты, но и такие всемирно известные мастера, как Д. Ойстрах.Крайние части скрипичного концерта построены на темах скерцозного характера, которые передают образы радостной беззаботной юности, молодого задора. Первая часть основана на танцевальной теме, особенностью которой является переменность третьей ступени лада, создающая эффект мажоро-минорной ладовой переменности. Аналогичная черта свойственна и тематизму финала концерта.Скерцозные темы оттеняются задушевной лирикой, воплощенной в побочных партиях крайних частей и в медленной части цикла Andantino cantabile, b-moll. Основная тема медленной части привлекает теплотой лиризма, песенно-романсовой напевностью, широким мелодическим дыханием. Эта часть относится к лучшим лирическим страницам музыки Д. Кабалевского.Скрипичный концерт был впервые исполнен 29 октября 1948 г. одновременно в Москве и в Ленинграде. Солистами были юные скрипачи: Игорь Безродный в Москве и Дина Шнейдерман в Ленинграде.Виолончельный концерт № 1 отразил совсем иной круг образов и настроений. Его содержание навеяно воспоминаниями о молодых людях, погибших в годы Великой Отечественной войны. Как отмечается в биографическом очерке, составленном дочерью композитора, «не будет преувеличением сказать, что военная тема «не отпускает» Кабалевского едва ли не всю его оставшуюся жизнь», «и даже в триаде гак называемых «молодёжных» концертов, часто называемой «гимном жизни», нет-нет, да и прорываются интонации, которые можно интерпретировать как воспоминание о годах войны, когда погибло гак много молодых, недолюбивших и недорадовавшихся жизнью, которая продолжается без них» [5, с. 21].Если попытаться определить роль виолончельного концерта в триаде, то его можно сравнить с лирической средней частью трехчастного цикла. В произведении значительное место занимают образы скорби, тяжких раздумий, преобладают минорные тональности. Здесь можно паши интонации народных плачей-причитаний и известного средневекового мотива «Dies Irae», что сообщает многим страницам концерта черты реквиема. Особенно в этом смысле характерна вторая, медленная, часть произведения «Largo», h-moll.Впервые концерт был исполнен 15 марта 1949 г. в Москве. Партию виолончели исполнил Сергей Кнушевицкий. Хотя виолончельный концерт отличается удивительной красотой, он первоначально не был оценен по достоинству: критики сочли его музыку слишком сумрачной, не соответствующей характеру «молодежных» сочинений. Однако существовали и противоположные мнения: так, Н. Мясковский высоко оцепил концерт, ставя его даже выше скрипичного. Доказательством высоких эстетических качеств и жизнеспособности произведения можно считать его успешную дидактическую и концертную жизнь - достаточно сказать, что его исполняли такие признанные мастера как Даниил Шафран, Йо Йо Ма и др.Третий фортепианный концерт во многом перекликается со скрипичным: крайние части обоих сочинений отличаются мажорным характером, подвижностью, ритмической упругостью. Вместе с тем, фортепианный концерт, написанный четырьмя годами позже, имеет и свои особенности, будучи гораздо более разнообразным с точки зрения образного содержания и характера музыки. В нем гораздо более лирическое начало, проявляющееся не только в песенных побочных партиях, но и в активно-действенных разделах. Новые черты связаны также с образами героического и гимнического характера. Исследователи называют Третий фортепианный концерт наиболее симфоничным из произведений молодежной триады: его темы, изложенные вначале очень скромно, прозрачно, впоследствии значительно развиваются и переосмысливаются, достигая мощного звучания.Первое исполнение Концерта № 3 для фортепиано с оркестром состоялось 1 февраля 1953 г. в Большом зале Московской государственной консерватории. Партию рояля исполнял ученик Центральной музыкальной школы при консерватории Владимир Ашкенази. Вскоре вышла грамзапись Концерта в исполнении Эмиля Гилельса. В обоих случаях за дирижерским пультом стоял автор.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Драгой Д.В. ЖАНР КОНЦЕРТА В ТВОРЧЕСТВЕ ДМИТРИЯ КАБАЛЕВСКОГО. ТРИАДА ЮНОШЕСКИХ КОНЦЕРТОВ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 386 - 391. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13023 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13023



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.