'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 70

Просмотры  36 просмотров

Драгой Д.В.

  


ВЕДУЩИЕ ТЕМЫ И ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДМИТРИЯ КАБАЛЕВСКОГО *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу творческого пути Д. Б. Кабалевского – композитора, педагога, просветителя и общественного деятеля. В работе представлена краткая информация о творческом пути Д. Б. Кабалевского, анализируется творческий вклад в строительство художественного пространства культуры. Особое внимание уделяется созданной и реализованной Д. Б. Кабалевским системе общего музыкального образования. В статье раскрывается широкий круг интересов Мастера.   

Ключевые слова:
художник, творчество, Кабалевский, композитор   


Дмитрий Борисович Кабалевский в своем творчестве охватил широчайший круг тем и музыкальных жанров. Он является автором пяти опер, балета, оперетты, десяти кантат и других вокально – симфонических композиций, множества симфонических произведений (в том числе четырех симфоний, семи инструментальных концертов, ряда симфонических поэм, рапсодий, сюит и др.), большого количества камерно – инструментальных, (преимущественно фортепианных) сочинений, сонат, сонатин, прелюдий, вариаций, циклов миниатюр музыки к многочисленным драматическим спектаклям и кинофильмам, вокальных циклов, детских и взрослых массовых песен. Самой значительной областью творческого наследия композитора являются произведения для детей и юношества.Начало творческой деятельности Д. Кабалевского приходится на вторую половину 20-х годов XX в. Будучи учеником В. Селиванова и А. Гольденвейзера (по фортепиано), Г. Катуара и Н. Мясковского (по композиции), он представил на выпускном экзамене в Московской консерватории Струнный квартет и Концерт для фортепиано с оркестром - произведения, которые «...отмечены уже «взрослыми», а не студенческими навыками в разных областях композиторского ремесла» [6, с. 229-230].1930-е гг. - время стремительного роста Д. Кабалевского как художника. В этот период он создает свои первые симфонии (вторая из них стала одним из любимых сочинений великого дирижера Артуро Тосканини), Второй фортепианный концерт, музыку к четырем фильмам и семи драматическим спектаклям, большое количество детских песен и фортепианных пьес. Ярким явлением этих лет стала опера «Кола Брюньон» по повести Ромена Роллана. Постепенно Д. Кабалевский завоевывает место в первом ряду советских музыкальных деятелей.В 1940-е—1950-е гг. Д. Кабалевский пишет ряд сочинений, принесших молодому композитору общественное признание. В годы войны были созданы 24 прелюдии для фортепиано - цикл миниатюр на основе русских народных песен. В послевоенные годы появились Четвертая симфония, Вторая и Третья фортепианные сонаты, Второй и Третий струнный квартеты, вокальный цикл «Десять сонетов Шекспира», опера «Семья Тараса» по пьесе Вориса Горбатова. К этому же времени относится создание так называемой 1 триады юношеских концертов: скрипичного, Первого виолончельного и Третьего фортепианного.В 1960-е—1980-е гг. Д. Кабалевский пишет оперу «Сестры», Второй виолончельный и Четвертый фортепианный концерты. В конце 60-х годов композитор возвращается к произведению своей молодости, создав вторую редакцию оперы «Кола Брюнъон», за которую удостоился Ленинской премии. Одним из наиболее значительных сочинений этих лет стал «Реквием» на слова Роберта Рождественского, посвященный погибшим в борьбе с фашизмом, который был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки. В целом же в эти десятилетия композиторская активность Д. Кабалевского снижается, уступая место общественной деятельности и работе в области музыкального просвещения и образования.В 1970-е годы Д. Кабалевский разработал новую систему музыкального воспитания в общеобразовательной школе, которая была внедрена во многих школах России и других союзных республик. В 1973 г. композитор создал Лабораторию музыкального образования в НИИ Школ, в составе которой в течение семи лет преподавал в московской общеобразовательной школе № 209. проверяя свою систему на практике.Композитору принадлежит ряд книг, которые приобрели широкую известность среди учителей: «Про трех китов и многое другое» (1970), «Прекрасное пробуждает доброе» (1973) и др. Выполняя благородную миссию просветителя, он часто выступал с популярным «словом о музыке» - многим памятны его лекции на тему «Музыка — живопись — жизнь», а также концерты из цикла «Музыкальные вечера для юношества», проходившие в Колонном зале Дома Союзов. В 1982 г. Д. Кабалевский становится основателем и главным редактором журнала «Музыка в школе».В его музыке отразился мир человека XX века с его стремлениями и чаяниями, заботами и тревогами. Исследователь творчества композитора Л. Данилевич пишет по этому поводу: «Отображая различные стороны действительности, Кабалевский запечатлел и ласковый свет солнца, и грозовое ненастье. Его музыка говорит не только о том, как хороша жизнь: в этой музыке выражены также горе, страданье, трудная, мужественная борьба» [1, с. 8]. И вместе с тем, в творчестве композитора преобладают солнечные тона, ясная светлая образность и позитивное восприятие окружающего мира.Особую сферу составляет лирика Д. Кабалевского – светлая, согретая теплой сердечностью, искренностью и задушевностью. Другая линия его творчества - скерцозность, зачастую связанная с воплощением молодежных образов и пронизанная юмором, задором, жизнерадостной энергией.Детство и юношество – одна из важнейших тем, которая красной нитью прошла через все творчество композитора. Именно через эту тему, по меткому наблюдению исследователей Е. Долинской и Ю. Розановой, «обозначилась и раскрылась творческая индивидуальность композитора» [2, с. 245].«Я считаю, что каждый композитор обязан хоть какую-то долю своего творческого внимания уделять созданию музыки для детей и юношества, способствуя тем самым важнейшему делу воспитания нашей молодежи» – писал Д Кабалевский в одной из своих статей [2, с. 244]. «Чтобы сочинять музыку для детей, мало быть композитором. Надо одновременно быть и композитором, и педагогом, и воспитателем» - утверждал он в другой статье. [5, с. 74]. Сам композитор, обладавший особым даром общения с детской и юношеской аудиторией, успешно выступал во всех трех ролях.Творческий принцип Д. Кабалевского «о молодежи и для молодежи» особенно последовательно реализовался в создании репертуара для молодых пианистов. В фортепианном наследии композитора много детских пьес, которые нередко объединялись в циклы: «В пионерском лагере», «Тридцать детских пьес», «Двадцать четыре лёгкие пьесы», «Тридцать пять легких пьес», «Четыре рондо» и др. Несложные в техническом плане, фортепианные миниатюры композитора отличаются яркой образностью и музыкальной выразительностью, что делает их привлекательными для юных музыкантов.Музыкальный язык Д. Кабалевского не отличается радикальным новаторством, хотя он и не избегает современных средств выразительности. Особенности его музыкального языка во многом определяются тем значением, которое он придает мелодии. По словам Л. Данилевича, «широкая масса слушателей без затруднений воспринимает сложный и во многом необычный музыкальный язык, если гармонические и другие новшества сочетаются с увлекательной, захватывающей, красивой мелодией. Лучшие из музыкальных тем Кабалевского обладают этими качествами» [3, с. 12]. Мелодическая выразительность сочинений не в последнюю очередь обязана тому богатому опыту, который накоплен композитором в области песни.Творчество Д. Кабалевского связано глубинными корнями с русской музыкальной культурой. Речь идет не только о прямом использовании русских народных мелодий, как это сделано в 24 прелюдиях для фортепиано. По мнению исследователей, в его музыке, особенно в операх, ощущается влияние творчества М. Мусоргского и П. Чайковского. Чутко прислушивался композитор и к музыке современников - Т. Хренникова, Г. С виридова, А. Хачатуряна и др., но ближе всего ему была музыка С. Прокофьева и, в особенности, учителя и старшего друга композитора Н. Мясковского.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Драгой Д.В. ВЕДУЩИЕ ТЕМЫ И ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДМИТРИЯ КАБАЛЕВСКОГО // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 380 - 385. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13022 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13022



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.