'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 61

Просмотры  23 просмотров

Устинович А.Е.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, их типичные ошибки, рассмотрены педагогические принципы и ход коррекционной работы.   

Ключевые слова:
коррекционная педагогика, ОНР, обучение, воспитание, грамматика, логопедия   


Особенности формирования грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в своих работах рассматривали: Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина.Формирование грамматического строя речи при общем недоразвитии речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.Изучение речи детей с ОНР выявляет у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей наблюдаются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.Нарушения грамматического строя речи при ОНР обоснован недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребёнка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с её звуковым образом.Такие авторы, как Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:1) неверное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков),2) ошибки в употреблении падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц),3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал),4) нарушения в употреблении родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала),5) ошибочное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан) [1, 4].В ходе коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо решать следующие задачи:1. Научить основным значениям каждой конкретной грамматической формы.2. Обучить ребёнка самостоятельно образовывать грамматические формы частотных и малознакомых слов по заданному образцу (по аналогии).3. Воспитать у ребёнка прочный навык правильного употребления грамматических форм путём многократных повторений.При работе по формированию грамматического строя речи необходимо ориентироваться на следующие педагогические принципы:принцип системности и учёта структуры речевого нарушения, позволяющий выявить механизм речевого недоразвития и диагностировать речевое расстройство, исходя из его патогенеза, а также определить методы педагогического воздействия.принцип комплексности – так как нарушения грамматического строя обусловлены в большинстве случаев недоразвитием языковых обобщений, то коррекционная работа по формированию системы словообразования и словоизменения взаимосвязана с развитием лексики, фонетико-фонематической системы,онтогенетический принцип – логопедическое воздействие осуществляется с учётом общих закономерностей овладения грамматическими категориями при нормальном речевом развитии,принцип деятельности – известно, что овладение грамматикой языка происходит в процессе деятельности ребёнка, а так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то работа по формированию грамматического строя речи проводиться с использованием большого количества дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, которые способствуют прочному усвоению изучаемого материала,принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение заданий возможно с незначительной помощью со стороны педагога.общедидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность, постепенный переход от простого к сложному, учёт объема и разнообразия материала.принцип наглядности. В работе по развитию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием большую роль играет использование наглядных пособий. Наглядность, как средство обучения, стимулирует у детей интерес к занятиям, способствует закреплению пройденного, систематизации изучаемого материала и повышает качество усвоения. При работе с детьми используют разнообразные виды картинок: предметные, сюжетные, парные, которые применяются при сопоставлении и противопоставлении. Кроме картинок используется материал окружающей обстановки, сопровождение демонстрируемых действий речью, выполнение действий по словесной инструкции.Таким образом, нарушение грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлено недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированность тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Устинович А.Е. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 338 - 342. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13013 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13013



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.