'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 60

Просмотры  23 просмотров

Соколова А.С.

  


ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрена история развития метода проектов в дизайн-образовании в таких странах, как Америка, Германия и Англия, а также важность изучения истории методов.   

Ключевые слова:
дизайн, образование, метод проектов, история   


В настоящее время Российскому государству необходимы высококвалифицированные специалисты-дизайнеры, способные составить конкуренцию на мировом уровне. Для этого нужны новые, прогрессивные методики, при создании которых важно опираться на прошлые достижения и способы обучения для получения наилучшего результата. Как говорил Ростовцев Н.Н., профессор, учёный, доктор педагогических наук, «…используя все прогрессивное, что было в прошлом, мы можем правильно разработать теорию художественно-педагогического образования и воспитания, положив в основу данные современной науки» [6]. То есть, при изучении истории методов обучения можно получить более четкое понимание своего предмета, а также составить действенную систему преподавания. История – это не просто повествование о прошлом, которое никак не касается настоящего. Это собрание всего накопленного опыта, всех идей и методик, которые можно применять при рассмотрении современных проблем и задач. Проблемой метода проектов в дизайн-образовании и изучением истории его развития занимались такие авторы, как Мурзина С.М, Богомолова Т.А., Веклич С.Н, Килпатрик В., Коллингс Е. и др. 1950-й год был отмечен возникновением первых методических пособий в области дизайна, которые вобрали в себя идеалы и идеи того периода. Это особенно заметно в их прагматической направленности. Теоретик дизайна Ф. Эшфорд обозначил основную задачу дизайнера, которая, по его мнению, заключалась в создании востребованной в данный момент продукции. Несмотря на ремесленническую ограниченность, первые методики оказали значительное влияние на становление дизайна.Методики, существовавшие в то время, воспринимали деятельность, осуществляемую дизайнером, по-разному. Особо пристальное внимание стоит обратить на то, какие подходы в области дизайн-образования использовались в различных странах, и в первую очередь проследить введение метода проектов. Родиной данного метода считается США. В начале двадцатого века Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрик осветили его в своих работах, а именно: «Введение в философию воспитания», «Метод проектов» и др. После этого проектный подход в дизайн-образовании распространил свое влияние и на Запад. Особо значимую роль он оказал на Германию, которая восприняла самые лучшие традиции БАУХАУЗА.Проектный подход – важный элемент обучения, нацеленного в первую очередь на практику. Он дает возможность обучающимся еще в университете узнать тонкости профессионального мастерства. Особенно удачно осуществила сочетание освоения теории и практики, проходящей на предприятиях, дуальная система, нашедшее наибольшее применение в Германии. Здесь профессиональные академии и университеты прикладных наук, в которых шел упор на практические навыки, становились все более востребованными. Данные высшие учебные организации создавали программы обучения с акцентом на практическое применение, ориентировали учебные курсы на исследование примеров из реального производства, выделяли в учебном плане особое место для производственной практики, направляли дипломную работу на деятельность по исследованию и поиску решения производственных задач, которая осуществляется непосредственно на производстве. Оформившаяся структура взаимосвязей высших учебных заведений с социальными партнёрами дала возможность усовершенствовать всю систему образования на уровне страны. Социальные партнеры, являющиеся представителями предприятий, профсоюзов, принимали активное участие в создании и усовершенствовании стандартов обучения, особый акцент делался на профессиональные компетенции, а именно: владение навыком работы с разными материалами, способность предлагать новые решения, умением осуществлять деятельность в группе и др.Дизайн-образование в Англии принято считать одним из самых лучших. Их методика направлена на адаптацию студентов к реальным условиям практической деятельности. Как отмечал П. Грин, являющийся ректором педагогического факультета Колледжа искусств, совершенствование и повышение своих профессиональных навыков неосуществимо, если заниматься только надуманными проектами, никак не применимыми в действительности, искусственно созданные проблемы и задачи моментально утрачивают всю ценность. В Америке дизайн занимал значимое место с самого своего появления, это отразилось и на принципах дизайн-образования, которые значительно расходятся с принципами дизайн-образования в Европе. Середина 1950-х – эти года отмечены формированием Ассоциации по подготовке дизайнеров, с которой и началось создание цельной системы образования в области дизайна. Были составлены рекомендации по унификации программ обучения. Особое внимание уделялось маркетингу, техническим дисциплинам, искусству. В настоящее время принцип получения знаний через опыт выражен в производственной практике, которую обучающиеся проходят в течение года, взаимодействии высших учебных заведений с промышленностью, работе над реальными проектами, большая часть которых получает спонсорскую поддержку промышленных компаний, сертификацию выпускников. Главная цель преподавателей здесь – перенаправить обучающихся от потребления знаний к производству.Таким образом, для образования в сфере дизайна за рубежом характерны следующие черты: проработанная материально-техническая основа, дающая возможность приблизить образовательный процесс к реальному производству, применение новых технологий, отведение особой роли налаживанию диалога с заказчиком. В тоже время обучение характеризуется узкой направленностьюВ настоящее время проектный метод вызывает особый интерес, как за рубежом, так и у нас в стране, что вызвано острой необходимостью в специалистах, способных составить конкуренцию на мировом уровне.Метод проектов дает возможность обучающимся в процессе работы получить следующие практические навыки: создание концепции, приобретение знаний в процессе сбора и анализа материала, усовершенствование умения работы в команде, развитие креативного мышления во время продумывания нестандартного варианта решения поставленной задачи или возникшей в ходе работы проблемы, овладение способностью работать с разными материалами, развитие стрессоустойчивости и работоспособности. Проектный метод способствует самореализации студентов, их самовыражению, а также совершенствованию творческих качеств.Метод проектов, существующий на сегодняшний день, вобрал в себя лучшие черты методик преподавания прошлых лет, добавив к ним новые технологии, став более совершенным и действенным. Его отличительными чертами являются: упор на прагматическую направленность, акцент на работу над социальными проблемами, создание условий приближения образования к реальным условиям производственного процесса, сюда также включена и организация производственных мастерских, включение в процесс обучения технологизации и информатизации, создание оптимальных условий для непрерывного образования.Подводя итог, можно сказать, что изучение истории методов обучения дизайну, дает возможность создать новую, более совершенную методику, которая использует лучшие решения прошлых лет и добавит к ним современные инновации. Именно это и произошло с проектным методом, благодаря чему он является одним из наиболее удачных и применяемых в дизайн-образовании.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Соколова А.С. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 332 - 337. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13012 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13012



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.