'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (71) том 3
  4. Научная статья № 58

Просмотры  27 просмотров

Свистунова Л.В., Сегова Т.Д.

  


МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ МАДОУ «РОСТОК» СПДС «РАДУГА») *

  


Аннотация:
в статье анализируются возможности мультимедийных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Проанализирован уровень развития связной речи посредством методик А.М. Бородич и И.А. Смирновой. На основе данных диагностики дается характеристика проекта по развитию речи у старших дошкольников с использованием мультимедийных технологий.   

Ключевые слова:
развитие речи, дошкольный возраст, мультимедийные технологии   


Введение. В настоящее время усвоение правильной речи имеет важное значениедля развития полноценной личности ребенка, для благополучного обучения вшколе и для дальнейшей трудовой деятельности. Поэтому среди вопросов,стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, значительноеместо занимает вопрос подготовки детей к школе, так как хорошо развитаяречь – это один из главных показателей готовности ребенка к благополучному обучению.Своевременное развитие речи – одно из основных факторовподготовки к обучению в школе. Развитие речи оказывает влияниена всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника,осмысление им эмоционального состояния других людей также зависят отуровня освоения словесных обозначений эмоциональных состояний и ихвнешнего выражения.Развитие речи рассматривается психологией и педагогикой как основадля обучения и воспитательного процесса. Одной из основных задач речевого развития – это работа по формированию лексико-грамматического строя. Уже детям дошкольного возраста необходимо иметь достаточный словарный запас, чтобы понимать язык взрослых и своих сверстников.Речевые навыки важны для всестороннего роста ребенка: чем богатее икачественнее язык, тем легче выражать мысли и понимать мир вокруг. Такжеэто помогает развить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, атакже повышает интеллектуальный потенциал.Чтобы достигнуть эффективных результатов, целесообразно использовать не только классические методы и приемы, но и нетрадиционные технологии работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи – например, мультимедийные технологии. Мультимедийные технологии позволяют управлять вниманием и чувствами ребенка, расставлять правильные и нужные акценты. Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках. Более того, на большом количестве сайтов содержится в открытом доступе множество готовых печатных пособий, а иногда даже полноценных занятий на определенную тему, что несомненно является хорошим подспорьем для воспитателя. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей мультимедийных технологий в развитии речи старших дошкольников.Материалы и методы. Проектировочная работа проводилась на базе МАДОУ «РОСТОК» СПДС «Радуга». В работе принимали участие 20детейстаршего дошкольного возраста.Целью практической части данной работы явилась разработка и внедрение программы развития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных технологий.Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:Осуществление диагностики уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста,Разработка форм организации детей по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью мультимедийных технологий.В ходе проектировочной работы нами было проведено обследование речи у детей старшего дошкольного возраста, на основе методики А.М. Бородичи И.А. Смирновой.Результаты исследования речи старших дошкольников. По результатам методики А.М. Бородич, средние результаты по выделенным показателям в группе старших дошкольников уровня находятся в зоне низкого и среднего уровня. Ни один ребенок из группы полностью не справился ни с одним из заданий.На среднем уровне60% детей. У них развит процесс придумывания слов, образование предложений, словообразование и общий словарный запас. Однако, данные дети выполняли упражнение при помощи подсказки. Словарный запас соответствует возрасту, дети подбирают синонимы, антонимы, знают предметы быта.На низком уровне 40% детей. У них затруднен процесс придумывания слов, словообразования и бедный словарный запас. Дети испытывали трудности в образовании и составлении предложений, выполняли упражнение при помощи подсказки.На основе второй методики И.А. Смирновой обследования словарного запаса средние результаты по выделенным показателям в группе находятся в зоне низкого и среднего уровня. Ни один ребенок из группы полностью не справился ни с одним из заданий. На среднем уровне 60% детей. Дети в основном выполняли задания самостоятельно. У них были небольшие ошибки. У них нормальное развитие понимания и употребления номинативного словаря, выявление лексического значения слов.На низком уровне 40% детей. Из этого следует, что у них ограниченный словарный запас. Дети не называли существительные: обувь (босоножки), мебель (трюмо), овощи (баклажан, свёкла), посуда (кружка, кастрюля), транспорт (вертолёт). Наблюдались замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные: «рубашка – майка». Ещё у одного ребёнка были трудности с притяжательными прилагательными –«Хвост у сороки. Он чей? – сорокин», «Уши у собаки. Они чьи? – собакины». У большинства детей были затруднения с предлогами по, к, под, за, возле. Также они не могли подобрать синонимы к словам: «спортсмен бежит, лошадь скачет». Ни один дошкольник не подобрал синонимы по картинкам: «ёлка нарядная, букет праздничный, улица украшенная, девочка красивая». Часто дети долго размышляли, просили о помощи или молчали.Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости проведения специально организованной работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Это позволило сформулировать цель проектировочной работы – разработать задания и упражнения по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий.Обсуждение результатов.На основе анализа результатов диагностики нами был разработан проект по развитию речи у старших дошкольников с использованием мультимедийных технологий.Разработанный проект включает в себя 15 занятий. Продолжительность занятия 25-30 минут. Форма занятия –индивидуальная, подгрупповая. Подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю, а индивидуальные 2-3 раза в неделю.Вводная часть была направлена на создание комфортной атмосферы и эмоционально – положительного фона в группе, включала упражнения на приветствие и сплочение в группе.Основная часть включала в себя развивающие упражнения и задания на выполнение различных видов деятельности с использованием мультимедийных технологий, например, презентации, использование видеофрагментов или интерактивных картинок. Затем происходило оценивание и обсуждение результатов. Например, игра «Назови военную профессию» предполагала использование презентации. На интерактивной доске детям предлагалась картинка, по которой они должны были угадать профессию.Заключительная часть предусматривала снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта. Включала в себя упражнения на релаксацию, установление позитивного эмоционального состояния, а также подведения итогов занятия. По окончании проекта дети должны:свободно составлять рассказы, пересказы,адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.,понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги,понимать и применять в речи все лексические категории слов,большой словарный запас и словарь синонимов.Заключение. Актуальность мультимедийных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста обусловлена ??трудностями, с которыми сталкиваются дети. У дошкольников еще недостаточно развита способность обобщать, выделять ключевые моменты. Рассказ, который будет сопровождаться красочной презентаций, будет иметь больший эффект, больше заинтересует дошкольников, в результате чего их внимание будет сосредоточено дольше на учебном материале.Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент ребенка. Сегодня мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (71) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Свистунова Л.В., Сегова Т.Д. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ МАДОУ «РОСТОК» СПДС «РАДУГА») // Вестник науки №2 (71) том 3. С. 318 - 324. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13010 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13010



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.